Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Дискуссия об НДС
Дискуссия об НДС
27 июля состоялось заседание Подкомиссии по авиационным перевозкам Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре. Обсуждался вопрос о налоговых льготах для аэропортов. Несмотря на весьма острую дискуссию, представителям аэропортов и авиакомпаний удалось прийти к согласованному мнению, которое будет представлено правительству как позиция РСПП. Своеобразие ситуации в том, что аэропорты хотят отказаться от льгот по НДС, предусмотренных ст. 149 ч. 2 Налогового кодекса РФ. Дело не в благотворительности, а в том, что в настоящее время часть услуг аэропортов облагается НДС в размере 18%, а часть не облагается вообще. Из-за этого аэропорты не могут полностью возместить входящий НДС с расходов и инвестиций. Проще говоря, покупая товары и услуги, аэропорты выплачивают НДС своим поставщикам (для аэропортов это входящий НДС), но они могут зачесть его полностью в своем исходящем НДС (в счетах, которые они выставляют авиакомпаниям), поскольку это льготные услуги. Пока эти затраты для аэропортов не очень велики — около 4% в операционной деятельности, но при проведении масштабного строительства, например для подготовки к ЧМ-2018, они резко вырастут, что и тревожит аэропорты. Рабочий вариант, который обсуждался в начале июля на совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича, предусматривает отмену льгот и установление ставок НДС в зависимости от типа услуги: на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) — 18%, на международных воздушных линиях (МВЛ) — 0%. Это соответствует общей логике, поскольку экспорт товаров и услуг НДС не облагается, а входящий НДС компенсируется экспортерам из бюджета. Для аэропортов расходы бюджета оцениваются на уровне 6 млрд руб. в год, что считается вполне приемлемой величиной. Все бы ничего, но предложенная схема неприемлема для авиакомпаний по финансовым соображениям и нереализуема по техническим причинам. Как сообщил в ходе заседания в РСПП директор департамента налогового планирования "Аэрофлота" Владимир Белобрагин, размер в случае принятия подобного решения отвлеченных оборотных средств для всех авиакомпаний составит до 15 млрд руб. Понятно, что НДС как налог с оборота в конечном счете уплачивается потребителем, то есть пассажиром (либо возмещается из бюджета при экспорте). Однако администрирование налога происходит не мгновенно, деньги на НДС будут приходить в авиакомпании и выплачиваться в бюджет, но при первой выплате 15 млрд руб. уйдут из оборотного капитала отрасли и уже не вернутся. У авиакомпаний нет таких денег, то есть придется привлекать коммерческие кредиты и их обслуживать, так что расходы отрасли неминуемо вырастут. По словам директора НЦ-19 ФГУП ГосНИИ ГА профессора Александра Фридлянда, прошлый год гражданская авиация России закончила с суммарным убытком в 25 млрд руб. (на ВВЛ убыток составил 35 млрд руб.). В этом году, поскольку объемы перевозок на МВЛ продолжают сокращаться, результаты едва ли будут лучше. Так что отрасль находится в критическом состоянии и едва ли стоит налагать на нее дополнительную финансовую нагрузку. Кроме того, как отмечают представители авиакомпаний, разделение аэропортовых услуг по принципу МВЛ — ВВЛ технически невозможно. Например, на рейсе Новосибирск—Москва, который, казалось бы, относится к ВВЛ, летят пассажиры, купившие в рамках код-шеринговых соглашений билеты по маршруту Новосибирск—Москва—Франкфурт, то есть для таких пассажиров рейс относится к МВЛ с посадкой в Москве. Можно было бы предположить сложную IT-систему, которая непосредственно перед вылетом каждого рейса анализирует маршруты пассажиров и распределяет их по МВЛ и ВВЛ, но авиакомпании в нынешней финансовой ситуации не смогут дорабатывать свои IT-системы под такие задачи. Более того, некоторые вопросы остаются неразрешимыми. Например, самолет прибыл в аэропорт внутренним рейсом, а потом отправится за границу. Куда отнести услуги за стоянку самолета в аэропорту, — к ВВЛ или МВЛ? Позиция аэропортов предоставляет поле для маневра, поскольку для них не имеет значения, по какой ставке будет взиматься НДС — 18 или 0%, для них самое главное — отказаться от льготы. Поэтому единственный взаимоприемлемый вариант, как заключили представители авиакомпаний и аэропортов, заключается в том, чтобы установить ставку 0% на все услуги аэропортов. Такой вариант не очень нравится Минфину, и по двум причинам. Во-первых, обнуление НДС на ряд услуг несколько сократит поступления в бюджет. Во-вторых, любой подобный прецедент порождает большое количество желающих тоже обнулить НДС. Тем не менее в интересах отрасли воздушного транспорта и государства в целом все-таки необходимо принять взвешенное решение, которое не приведет к коллапсу в гражданской авиации и не снизит доступность авиаперевозок для граждан. Вообще, НДС — очень своеобразный налог, даже коварный. Он имеет ряд особенностей, полностью понятных только специалистам. В идеале, если уж НДС существует, он должен выплачиваться по всей цепочке. Любые ее разрывы, будь то льготы, снижение ставки или ее обнуление, порождают проблемы и противоречия. Бывали даже ситуации, когда такая полезная, на первый взгляд, мера, как освобождение от НДС, приводила к кризисным явлениям, как это случилось с печатными СМИ в начале 2000-х, когда они попали на кассовый разрыв, выплачивая входящий НДС за бумагу и не имея возможности компенсировать его исходящим НДС. Да и нынешняя коллизия с аэропортами служит наглядным примером. Тем не менее взвешенное и взаимоприемлемое решение возможно и необходимо.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;