Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Первым делом - самолеты
Первым делом - самолеты
За последние пять лет в России резко возросло количество людей, регулярно пользующихся авиатранспортом. При этом основную нагрузку по-прежнему несет московский авиаузел. Чтобы изменить ситуацию, эксперты рекомендуют развивать хордовое авиасообщение и региональную авиацию. Во всем мире именно региональные хабы являются основным драйвером роста пассажиропотока.

Самые загруженные аэропорты

Мало кто знает, что самым крупным аэропортом мира является отнюдь не лондонский Хитроу или парижский Шарль-Де-Голь, а международный аэропорт Хартсфилд-Джексон в крупнейшем городе американского штата Джорджия - Атланте: он ежегодно принимает до 95 млн пассажиров. В свою очередь, крупнейший аэропорт китайской столицы - Пекина может похвастаться всего 82 млн человек в год. Знаменитый Хитроу находится на третьем месте с 70 млн человек. На почетном четвертом месте традиционно - аэропорт Токио, принимающий 66,7 млн пассажиров в год. А замыкает пятерку лидеров еще один американский региональный аэропорт - чикагский О’Хара, куда прилетает 66,6 млн пассажиров ежегодно. Таким образом, в списке мировых лидеров нет ни крупнейшего города США - Нью-Йорка, ни столицы этой страны - Вашингтона. Все самые популярные аэропорты в США расположены далеко не в самых престижных городах. К примеру, пассажиропоток Сиэтла - крупнейшего города в штате Вашингтон - составляет 31 млн человек, а Детройта, традиционно считающегося в России "центром увядающей промышленности" - 32,2 млн пассажиров. Более того, именно региональная авиация составляет основу транспортной сети США. Так, по данным статистики за 2012 год, в общей сложности в этой стране насчитывается 15 тыс. аэропортов - абсолютный мировой рекорд. На втором месте с большим отставанием Бразилия - 4 тыс. аэропортов, на третьем - Мексика с 1744 аэропортами.

Российский опыт

Несмотря на то, что объемы перевозок гражданской авиацией в России в последние годы растут темпами, более чем в два раза превышающими среднемировые, ее развитие по-прежнему не соответствует ни масштабам территории страны, ни потребностям населения. "Достаточно сказать, что только с 2002 по 2010 годы аэродромная сеть сократилась на 123 аэропорта. Причиной закрытия большинства объектов стало отсутствие рентабельности, отток населения и смещение активности в крупные хабы городов-миллионников. При этом за то же время в России было построено всего четыре аэропорта "с нуля", - говорит генеральный директор строительной компании RD Construction Олег Жуков. На сегодняшний день в России насчитывается 209 действующих аэропортов, включая испытательные, без учета посадочных площадок. При этом наиболее значимую загрузку, по данным экспертов, обеспечивают всего 90 аэропортов, из которых статус международных имеют только 73. Если посчитать общую длину всех взлетно-посадочных полос во всех российских аэропортах, то получится около 500 км. В России на один аэропорт федерального или международного значения приходится около 190,3 тыс. кв. км территории страны. Если бы подобную обеспеченность аэропортами на единицу территории имела Германия, то в стране было бы всего два аэропорта. Для сравнения: в ФРГ один крупный аэропорт приходится на 10,2 тыс. кв. км территории, в США - на 25,3 тыс. кв. км, в Китае - на 45,7 тыс. кв. км. Однако если учесть количество населения, то ситуация в России не настолько хуже, чем в перечисленных странах. На каждого россиянина приходится в два раза меньше аэропортов, чем в США, но в четыре раза больше, чем в Китае. Более того, в России транспортный поток распределен неравномерно: в основном пассажиры вынуждены летать через Москву. "Из-за стагнации местных и внутрирегиональных авиаперевозок, отсутствия эффективного взаимодействия региональных и магистральных , неразвитости технологий, основанных на использовании узловых аэропортов, сложилась искаженная сеть авиамаршрутов - две трети всех внутрироссийских авиаперелетов пассажиров осуществляются через Московский авиационный узел", - признаются авторы государственной программы "Развитие транспортной системы на 2010-2020 годы". Концентрация перевозок через столицу связана с тем, что за последние 15 лет был существенно деформирован рынок авиаперевозок. С начала 1990-х годов объем транспортной малой авиации сократился в 50 раз, а объемы авиа-работ - в 15 раз. В итоге, по данным Минтранса, многие российские регионы практически полностью лишились как сети местных авиалиний, так и аэродромов местных воздушных линий. В то же время для ряда субъектов Северо-Западного, Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов невозможно нормальное функционирование без местных авиалиний и региональных аэропортов в силу особенностей местной наземной транспортной инфраструктуры. В целом на долю воздушного транспорта приходится более 20% от общего пассажирооборота в междугородном сообщении. Еще более значим вклад воздушного транспорта в обеспечение международных связей России: им перевозится более 80% пассажиров. Еще одна проблема российских аэропортов - устаревшие взлетно-посадочные полосы и отсутствие современных терминалов. Так, около 70% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями было построено более 20 лет назад, что на практике означает высокую степень износа. При этом денег на их реконструкцию в бюджете просто нет: 351 основной аэродром страны с 1991 года недополучил от государства 765 млрд рублей. По словам экспертов, постоянный дефицит финансирования привел к критическому износу аэродромной инфраструктуры и, в целом, к неудовлетворительному состоянию основных фондов. В результате закрытия и вывода из эксплуатации аэродромов около 50 тыс. человек потеряли рабочие места.

Потенциал роста

Поскольку в основном перевозки сконцентрированы в столице, главный потенциал роста, по мнению экспертов, имеют в первую очередь региональные хабы. В Москве на данный момент функционируют три гражданских аэропорта: Внуково, Домодедово и Шереметьево, при этом все они имеют статус международных. Также для нужд авиации используются аэропорты Раменского, Чкаловского, Остафьево и Быково. По итогам 2014 года суммарный пассажиропоток в столичных аэропортах вырос до 77,69 млн пассажиров. То есть за 5 лет рост пассажиропотока составил 89%. Однако за тот же период пассажиропоток основных российских хабов за пределами московского авиаузла рос гораздо более высокими темпами и составил как минимум 200% по итогам пятилетия. Так, пассажиропоток Санкт-Петербурга за пять лет увеличился с 6,76 млн до 14,26 млн человек, Екатеринбурга - с 2,17 до 4,52 млн человек, Новосибирска - с 1,8 до 3,95 млн человек, Перми - с 0,57 до 1,32 млн человек. Эти результаты роста намного интереснее, чем в Москве. Более того, если посмотреть на итоги работы в 2014 году, то наибольший рост пассажиропотока показал аэропорт Сочи: его услугами воспользовались 3,1 млн пассажиров, что на 28% больше, чем годом ранее. Внутренний пассажиропоток в стране рос гораздо более активными темпами, чем количество международных перевозок. К тому же, некоторые аэропорты сконцентрировались именно на развитии внутренних рейсов. В частности, в конце 2014 года представители петербургского аэропорта "Пулково" объявили о скором открытии после реконструкции старого терминала, который будет выполнять функцию посадочной галереи для внутренних рейсов. "Мы приостановим планы по развитию международного сектора - он не будет востребован в ближайшие годы", - сказал тогда генеральный директор компании "Воздушные ворота северной столицы", которая управляет аэропортом, Сергей Эмдин. В рамках московского авиаузла лидером роста стало "Внуково", увеличившее пассажиропоток на 13,9% в 2014 году в сравнении с 2013-м. Его услугами воспользовались 12,7 млн пассажиров. "Год был неоднозначный. Экономическая и политическая ситуация в мире не могла не сказаться и на деятельности аэропорта "Внуково". Но мы считаем, что при любых обстоятельствах и условиях надо двигаться вперед", - заявил председатель совета директоров ОАО "Международный аэропорт Внуково" Виталий Ванцев. Однако максимальное число пассажиров - 33,04 млн человек - по-прежнему принимает "Домодедово": объем пассажирских авиаперевозок аэропорта по сравнению с 2013 годом вырос более чем на 7%. В целом это абсолютный рекорд для аэропорта в Восточной Европе. Однако основной конкурент - "Шереметьево" - уже наступает ему на пятки. Число клиентов этого аэропорта за аналогичный период увеличилось на 7,9% - до 31,57 млн пассажиров, что является абсолютным рекордом за всю историю аэропорта. По словам заместителя мэра Москвы по вопросам градостроительной политике и строительству Марата Хуснуллина, одна из главных задач на будущее - увеличение транспортной доступности московских аэропортов. В том числе - благодаря программе по развитию метро. "В настоящий момент идет работа, рассчитанная на реализацию и после 2020 года: проектируются в общей сложности 186 километров линий метро. Среди них те, что дойдут до аэропорта "Внуково". В этом районе запланирован большой объем строительства, так как аэропорт довольно динамично развивается. К 2020 году, думаю, там появится и метро", - отметил М. Хуснуллин.

Планы по реконструкции

Чтобы изменить ситуацию и создать полноценные воздушные хорды (магистрали), в России была запущена масштабная программа по реконструкции аэропортов. Согласно программе "Развитие транспортной системы на 2010-2020 годы", к 2020 году будут построены и реконструированы 103 взлетно-посадочных полосы, в том числе 10 - в крупных международных узловых аэропортах. В итоге количество пассажиров, перевезенных на местных авиалиниях, должно вырасти в 1,5 раза. В основном аэропорты предполагается реконструировать за счет инвесторов, однако 45 из них получат финансирование также из федерального бюджета. В 2015 году на эти цели Минтранс предлагает выделить около 54 млрд руб. Для сравнения: в 2014 году эта сумма составила примерено 35 млрд рублей, а в 2012 году - около 24 млрд руб. В итоге за десять лет, к 2020 году, аэропорты должны получить 395 млрд руб. "Последние годы основной объем финансирования из федерального бюджета направлялся на реконструкцию и развитие наиболее крупных аэродромов аэропортов. При этом капитальные вложения в аэродромы аэропорты регионального и местного значения практически не осуществлялись", - говорится в программе. По словам генерального директора RD Construction Олега Жукова, масштабная программа реконструкции аэропортов ставит серьезные задачи перед строителями. "Реконструкция аэропортов является одним из самых высокотехнологичных процессов в строительстве и требует от подрядчика максимального уровня компетенции. Не случайно только избранные компании допускаются к таким работам", - говорит О. Жуков. Однако, по его словам, перекос в сторону московского авиаузла неизбежно потребует от правительства обязательного создания сети региональных хабов. Дело в том, что вместимости московского авиаузла уже не хватает для того, чтобы принять всех желающих. К примеру, все лондонские аэропорты ежегодно принимают до 122 млн пассажиров, аэропорты Парижа - 88,8 млн человек. В итоге у каждого московского аэропорта есть свои планы по реконструкции. В частности, в течение ближайших двух лет запланировано строительство одной взлетно-посадочной полосы в "Домодедово". В 2014 году здесь уже был построен второй сегмент аэровокзального комплекса, реконструирована вторая взлетно-посадочная полоса. В свою очередь, первый этап реконструкции международного аэропорта "Шереметьево" планируют завершить в 2017 году. К этому времени планируется построить третью взлетно-посадочную полосу и отремонтировать перроны. В итоге пропускная способность аэропорта увеличится до 48,5 млн пассажиров в год. Кроме того, близка к завершению и реконструкция "Внуково". Здесь реконструированы два пассажирских и почтово-грузовой терминалы, обе взлетно-посадочные полосы и перрон, построена новая сеть рулежных дорожек. Одним из первых "Внуково" уделил внимание решению проблемы шума. В частности, с 15 апреля 2011 года аэропорт первым в России ввел запрет на эксплуатацию воздушных судов Ту-134, Ту-154Б, Ил-86, не отвечающих экологическим требованиям по уровню шума. Уровень шума этих воздушных судов на 10-15% превышает показатели современных магистральных самолетов типа Boеing-737/757/767 или A-310. В ночное время аэропорт перестал принимать воздушные суда типа Ту-154М. Теперь в планах аэропорта - увеличение пассажиропотока до 25 млн к 2025 году. Несмотря на то, что соревноваться со своими конкурентами по пассажиропотоку "Внуково" не может, у него есть одно важное преимущество. Это единственный аэропорт в Москве, построенный в стиле хай-тек, что сразу ставит его на одну строчку с мировыми аналогами. В частности, всемирно известный архитектор Норман Фостер выбрал именно хай-тек для своего проекта международного аэропорта Кансай в Японии. По словам экспертов, строительство и реконструкция аэропортов положительно скажется на российской экономике. Развитая сеть региональных аэропортов дает серьезный экономический эффект. Так, Ассоциация независимых коммерческих аэропортов США каждый год собирает сведения о влиянии аэропортов на экономическую систему страны от 90 научных институтов. По последним данным Ассоциации, аэропорты в США обеспечивают 9,6 млн рабочих мест и добавляют ВВП страны ежегодно $1,1 трлн. Более того, по мнению экспертов, реконструкция аэропорта увеличивает его пропускную способность, уменьшает нагрузку на действующие мощности, улучшает транспортную доступность. Кроме того, снижается угроза транспортного коллапса связи с непредвиденными обстоятельствами - такими, как природные и техногенные катастрофы. По мнению О. Жукова, реконструкция аэропортов - одна из главных задач российского инфраструктурного строительства на ближайшее будущее. "В свете объявленной нашим правительством программы импортозамещения все более важным становится накопление местными игроками новых компетенций. Работы с такими высокотехнологичными объектами, как аэропорты или АЭС, требуют от подрядчиков максимального объема знаний и опыта, который формируется десятилетиями. В России не так много примеров, когда местные игроки получали такие проекты, однако поддержка именно отечественного бизнеса является приоритетом развития страны", - говорит он. По его мнению, одним из условий для успешной работы компании над таким проектом является опыт участия в государственно-частных партнерствах. В частности, RD Construction участвовала в таком проекте в Мурманске - в реконструкции гостиничного комплекса, который стал полноценным центром притяжения не только для жителей региона, но и гостей из других городов страны.

Самые необычные аэропорты мира

Самый загруженный - аэропорт Хартсфилд-Джексон в Атланте - принимает ежегодно 95 млн пассажиров. Самый высокогорный - аэропорт Даоченг Ядинг - расположен на высоте 4411 метров в китайской провинции Сычуань. Самый старый - аэропорт Темпельхоф в Берлине - построен в 1926 году.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;