Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
"Кречевицы" в ожидании инвестора
"Кречевицы" в ожидании инвестора
Разговоры о создании воздушной гавани на базе бывшего аэродрома совместного базирования "Кречевицы" под Великим Новгородом имеют почти 40-летнюю историю. Начатое в 1976 году строительство аэровокзала в 1987 году было прекращено из-за недостатка финансирования. Однако после закрытия в 2002 году находившегося в черте города новгородского гражданского аэропорта власти региона вернулись к идее освоения "Кречевиц". В августе 2009 года, после того, как был расформирован базировавшийся там 110-й Военно-транспортный авиационный полк, казалось, что дело может сдвинуться с мертвой точки - власти региона заявляли: строительство нового пассажирского терминала начнется в 2010 году. По информации некоторых российских СМИ, был определен даже базовый перевозчик - ГТК "Россия". В аэропорту тогда была модернизирована и удлинена ВПП, однако строительство терминала не началось и по сей день. Представители правительства Новгородской области сообщали, что его реализация начнется в 2014 году, после передачи аэродрома от Минобороны в ведение субъекта федерации. Правительство области намеревалось начать поиск стратегического инвестора, а также сделать аэропорт в Кречевицах базовым для "Добролета" - низкобюджетного перевозчика, который в 2014 был закрыт под давлением экономических санкций. Наконец, на минувшей неделе проект аэропорта был представлен в рамках "Дней Новгородской области в Санкт-Петербурге". Генеральная линия правительства области в отношении аэропорта в целом не изменилась: 3 июля пресс-служба губернатора Сергея Митина сообщила, что "бывший военный аэродром в Кречевицах планируется сделать авиатранспортным терминалом для лоукостеров".

Вектор развития

О положительном влиянии воссоздания аэропорта в Великом Новгороде на экономику региона "АвиаПорту" рассказал вице-губернатор области Виктор Нечаев. Он отметил, что "наличие в Новгородской области аэропорта - это давно назревшая необходимость". По его словам, предварительная оценка экспертных организаций показывает существенный потенциал развития авиации в регионе. В. Нечаев отметил также, что аэропорт даст новый импульс развитию региона, создаст новые рабочие места, новые возможности для бизнеса, а также улучшит транспортную доступность. Оценку потенциала развития аэропорта Великого Новгорода провели в Центре стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА). Руководитель центра Антон Корень сообщил "АвиаПорту", что, по предварительной оценке, существующая инфраструктура позволяет при инвестициях около 1,5 млрд рублей реконструировать аэродром с учетом того, что часть ВПП несколько лет назад была модернизирована. Для строительства пассажирского терминала и других объектов инфраструктуры потребуется до 2-2,5 млрд рублей. Кроме того, с помощью этих средств можно будет провести реконструкцию части уже имеющихся объектов, говорит А. Корень. В ЦСР ГА не ответили "АвиаПорту" на вопрос о сроках строительства, однако, по информации ТАСС, проект планируется реализовать к 2020 году. В Центре также не уточняют, какие именно объекты будут реконструированы, а какие - возведены "с нуля". Тем не менее, в ЦСР ГА не планируют останавливаться только на строительстве аэропорта. "Рассматриваемый земельный участок, помимо аэропорта, также имеет потенциал развития на нем мультимодального транспортно-логистического комплекса с учетом востребованности таких услуг в регионе. То есть для инвестора это достаточно интересный комплексный девелоперский проект" - заявил А. Корень в беседе с корреспондентом агентства. По его словам, на следующем этапе ЦСР ГА планирует разработать комплексный инвестиционный проект под потребности институциональных инвесторов. Он будет реализован на условиях государственно-частного партнерства, а заказчиком проекта выступит Новгородская область. На вопрос о стратегическом партнере в ЦСР ГА "АвиаПорту" не ответили. Агентство ТАСС 3 июля сообщало, что А. Корень заявил об интересе со стороны отечественных и зарубежных инвесторов, однако конкретные лица или компании так и остались неназванными.

Новые возможности

По расчетам ЦСР ГА, воздушная гавань в Великом Новгороде будет обслуживать соседние регионы, что окажет незначительную конкуренцию для аэропорта "Пулково" и существенную для аэропорта Пскова - а именно, произойдет небольшой естественный отток в родную "зону охвата" аэропорта Великого Новгорода части пассажиров - жителей Новгородской области, а также части Псковской и Ленинградской областей. То есть пассажиры по ряду открытых из аэропорта направлений полетов смогут выбирать близ расположенный аэропорт. Об этом "АвиаПорту" сообщила директор департамента ЦСР ГА Ирина Монахова. По оценке аналитиков центра, в Новгородской области есть спрос на магистральные и региональные перевозки по ВВЛ. Всего удалось выявить 29 перспективных направлений. "При обслуживании прямых пассажиропотоков есть спрос на Москву, направления юга России, Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов, а также девять направлений на МВЛ - на традиционные курорты", - говорит И. Монахова. Специалисты Центра не ответили корреспонденту агентства на вопросы об ожидаемом пассажиро- и грузопотоке, а также о том, какие типы воздушных судов сможет принимать новый аэропорт. В то же время, А. Корень 3 июля заявил агентству ТАСС, что к 2020 году "пассажиропоток прогнозируется на уровне 500 тыс. человек, а в 2040 году - 1 млн 579 тыс. в год". Кречевицы начнут конкуренцию с аэропортом Пскова "Кресты" с неравных стартовых позиций. Псковский аэропорт имеет базового перевозчика - авиакомпанию "Псковавиа". В прошлом году она обслужила 65 тысяч пассажиров, выполняя рейсы из Пскова в Москву и Санкт-Петербург и по регионам страны из северной столицы. Это следует из сообщения на официальном сайте компании. Отраслевые эксперты считают, что Великому Новгороду, возможно, удастся конкурировать с Псковом в случае, если аэропорт сможет привлечь мощного базового перевозчика. Единственный на данный момент российский лоукостер, с которым и намерены работать власти региона, -"Победа", - в официальных заявлениях пока никак не реагирует на возможность базирования в Кречевицах.

Внутрироссийский контекст

На сегодняшний день региональным аэропортам, расположенным в европейской части России, пока не удалось привлечь крупных перевозчиков. В частности, в Туношне (Ярославль) коммерческие перевозки осуществляет только авиакомпания "Руслайн". Она выполняет четыре рейса в неделю в Санкт-Петербург. В северную столицу также есть прямые рейсы из Владимира. Их осуществляет все та же "Псковавиа", выполняющая три рейса в неделю. В Калужской области недавно был модернизирован аэропорт "Грабцево". Сейчас из Калуги летает "Комиавиатранс", которая выполняет три рейса в неделю в Санкт-Петербург и один в Сочи. Именно в "Грабцево" намеревались привлечь крупнейших российских перевозчиков. "АвиаПорт" в апреле писал, что возможные варианты сотрудничества с аэропортом изучают в компании "ЮТэйр". Что касается "Трансаэро" и S7 Airlines, то в этих авиакомпаниях корреспонденту агентства заявили, что не рассматривают возможность сотрудничества с "Грабцево". Аэропорт "Пулково", незначительную конкуренцию которому окажет аэропорт "Кречевицы", является сегодня одним из ключевых игроков на рынке авиаперевозок в Северо-Западном регионе. В прошлом году он обслужил более 14,2 млн пассажиров. Генеральный директор Airport Investments Сергей Детенышев с осторожностью смотрит на прямую конкуренцию новгородского аэропорта с воздушными воротами Санкт-Петербурга. "Пулково" сейчас недозагружен, дефицита пропускной способности там нет", - сказал он в беседе с корреспондентом агентства. Кроме того, по словам С. Детенышева, реализация проекта в "Кречевицах" будет затруднена концессионным соглашением между государством и "Пулково". Вместе с этим, некоторые аналитики ожидают двукратного роста объема пассажирских перевозок в России в течение 15 лет. В частности, специалисты Vegas Lex в докладе "Опыт Московского авиационного узла: возможности и потенциал для государственных и частных операторов региональных аэропортов", опубликованном в июле 2014 года, прогнозируют пассажиропоток на отметке 138 млн человек уже в 2030 году. Однако авторы доклада отмечают, что "вопреки росту рынка, число российских региональных аэропортов постоянно уменьшается, в значительной степени из-за сложностей достижения самоокупаемости и рентабельности. Обычно операторы коммерческих площадей и рекламы неохотно арендуют площади в аэропортах с пассажиропотоком меньше 400-500 тыс. пассажиров в год", - продолжают авторы. - "В результате чего высокие неавиационные доходы являются практически недостижимыми. В небольших городах пассажиры приезжают в аэропорт незадолго до посадки, морально не готовы пользоваться услугами платного паркинга, общепита".

Инфраструктурные вызовы

Существующий аэродром не накладывает существенных ограничений на организацию авиасообщения. На данный момент протяженность взлетно-посадочной полосы аэродрома в Кречевицах составляет около 2,5 км, а ее ширина - около 60 метров. Протяженность магистральной рулежной дорожки - около 2 км, при этом один из торцов полосы не имеет прямого соединения с рулежной дорожкой. Кроме того, глиссада полосы 04 пролегает над одним из районов города. Аналитики Vegas Lex в докладе сосредотачивают внимание на взаимозависимость роста ВРП и пассажиропотока в региональном аэропорте. Они отмечают, что эта зависимость, как правило, носит линейный характер. "Обычно каждый процент прироста ВРП соответствует увеличению объема пассажирских и грузовых перевозок на 1,5-2%", - говорится в документе. Экономика Новгородской области характеризуется достаточно низкими показателями валового регионального продукта. По данным Госстата, для Новгородской области в 2013 году этот показатель составил около 178 млрд рублей. Для сравнения, в Ленинградской области в 2013 году этот показатель был на отметке чуть более 692 млрд. В Псковской области показатель в 2013 году оказался чуть более 114 млрд. Более свежих данных по этим показателям "АвиаПорту" в открытых источниках найти не удалось. Губернатор Новгородской области Сергей Митин, по данным ИА Regnum, в апреле этого года оценил ВРП региона в 190 млрд рублей, отметив рост на 7,6%. Однако уже в июне с ним не согласилась региональная Счётная палата. По ее оценке, рост составил лишь 0,4%. Эти цифры говорят о том, что собственный потенциал Новгородской и смежных областей не слишком высок, чтобы генерировать большой пассажиро- и грузопотоки. В то же время, для того, чтобы соседние регионы стали донорами трафика, необходимо обеспечить хорошую транспортную доступность аэропорта, развивая наземное сообщение. По данным сервиса Яндекс.Карты, в Новгороде пока нет широких автодорог для подъезда к аэропорту, однако менее чем в пяти километрах от аэропорта проходит трасса М10 "Россия". На территории аэропорта находится грузовая ветка, используемая для доставки топлива; она соединена с ходом до станции Чудово Октябрьской железной дороги. Сейчас транспортная инфраструктура Новгорода области включает автомобильный и железнодорожный вокзалы. Путешествие в Новгород из Москвы сегодня едва ли можно назвать простым: быстрее всего добраться самолетом до Санкт-Петербурга, а оттуда на автобусе или на машине до Новгорода. Альтернативное сообщение - поездом, прямой поезд идет девять с половиной часов. Появление аэропорта в Кречевицах действительно обеспечит региону большую транспортную доступность. Это особенно важно для туристических групп, приезжающих в Новгород - сейчас иностранные туристы прибывают в этот город преимущественно через аэропорт Санкт-Петербурга. Правда, въездной туризм не сможет дать аэропорту существенную загрузку: по официальным данным Комитета по туризму Департамента культуры и туризма Новгородской области, в 2013 году город посетили 38,6 тыс. иностранных туристов. Данных за 2014 год на сайте ведомства не представлено. Вместе с тем, специалисты Vegas Lex считают, что "инфраструктурные инвестиционные проекты в последние годы представляют огромный интерес стратегических и институциональных инвесторов". По мнению аналитиков, это вызвано, в том числе, вхождением отечественной экономики в этап своего развития, для которого характерны высокая доля издержек, связанных с неразвитостью инфраструктуры, а также невысокая конкуренция в инфраструктурной отрасли по сравнению с иными традиционными инвестиционными отраслями (полезные ископаемые, строительство, ритейл и телекоммуникации). "Это правило работает и в случае с российскими региональными аэропортами", - заключают эксперты.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;