Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Государство привлекает в бетон частные деньги
Государство привлекает в бетон частные деньги
Недостаточность бюджетного финансирования не должна стать причиной для отказа от развития аэродромной сети в России. Представители ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" уверены, что государственно-частное партнерство, зарекомендовавшее себя при строительстве терминальных комплексов, следует расширять, привлекая инвесторов к строительству аэродромной инфраструктуры. Безденежной ситуации не бывает Сталкиваясь с необходимостью проводить масштабные работы по реконструкции и расширению аэродромной сети в российских регионах, ответственные ведомства и профильные специалисты неизменно приходят к выводу, что на все необходимые мероприятия бюджетных денег не хватит. Требуется активно привлекать к решению проблемы частный бизнес. В настоящее время сложилась схема, при которой бюджетные средства вкладываются в развитие аэродромов, а частный капитал - в строительство терминалов и сопутствующей инфраструктуры. Такое разделение отвечало интересам бизнеса: на оперировании терминалами можно заработать; а также видению чиновников: аэродромы остаются стратегически важными активами, и всю полноту контроля за ними должно иметь государство. Сегодня же взгляды ответственных деятелей стали обращаться на перспективные механизмы сотрудничества, позволяющие привлечь бизнес к инвестированию "в бетон". Такие вложения окупаются крайне долго, если вообще окупаются, механизмы возврата вложений известны, но не отработаны, поэтому это начинание пока вызывает много вопросов. Однако государство, со своей стороны, выражает готовность способствовать этому начинанию. Начинать предлагается с Московского авиационного узла (МАУ). В формулировках ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП АГА), вопрос привлечения частных инвестиций в развитие аэропортов Московского авиационного узла находится "в стадии обсуждения и подготовки". В настоящее время идет работа по подготовке концессионных соглашений, предусматривающих, в том числе, строительство и реконструкцию объектов аэродромной инфраструктуры аэропортов. "В случае успеха опыта МАУ, в России будут созданы примеры лучших практик применения концессии в аэропортовой сфере, и этот опыт будет легче тиражировать на другие аэропорты", - рассчитывает руководство предприятия. Договориться можно Логично, что не все аэропорты одинаково привлекательны для инвесторов - их взгляды, в основном, обращены к крупным воздушным узлам. Например, партнер международной консалтинговой компании A.T. Kearney Борис Порецкий считает, что низкая загрузка региональных аэропортов делает их малопривлекательными для инвесторов. Большой проблемой остается также несовершенство тарифной политики и низкая операционная эффективность аэропортов. Привлекательность аэропорта для инвестора часто зависит от существующего уровня и потенциала экономического, инвестиционного, промышленного развития самого города или региона, отмечает эксперт. При рассмотрении проектов инвесторам важны, помимо существующего пассажиропотока, и другие показатели: это и степень износа инфраструктуры, и ограничения пропускной способности аэропорта, тарифное регулирование, доля государственной поддержки, предоставляемые гарантии и льготы. Однако во ФГУП АГА считают, что перспективы государственно-частного партнерства есть не только у крупных аэропортов. "Низкий пассажиропоток, неплатежеспособность населения, невысокий уровень активности бизнеса не могут обеспечить их развитие. Для данной категории аэропортов механизм государственной поддержки состояния аэродромной инфраструктуры и местных авиаперевозок является практически единственным способом существования. Привлекать инвестиции и в такие объекты крайне сложно, но можно", - рассуждает генеральный директор ФГУП АГА Михаил Жеребцов. По его словам, уже сейчас многие подобные аэропорты при поддержке регионов выступают с инициативами по реализации проектов по дальнейшему развитию с привлечением частных инвестиций. "С рядом таких регионов мы начали заключать соглашения, в рамках которых предприятие оказывает информационное, аналитическое и организационное содействие субъектам Российской Федерации и операторам аэропортов по подготовке и реализации проектов на принципах ГЧП", - рассказывает М.Жеребцов. Частники предпочитают бизнес Стоит отметить, что именно строительство терминальной и прилагающей инфраструктуры имеет наибольшую привлекательность для частных инвесторов. Этот факт признают и во ФГУП АГА. Капитальные вложения в развитие аэродромной инфраструктуры в силу капиталоемкости и изнашиваемости не являются приоритетом для бизнеса. И сегодня максимально распространены примеры как раз такого сотрудничества, когда "бетон" остается на совести государства, а терминалы, гостиницы, парковки и все, что с этим связано, строят частные инвесторы. В развитии аэропортов в качестве частных инвесторов участвуют, в том числе, крупные холдинги: "Аэропорты регионов", "Новапорт", "Базэл Аэро", "Аэроинвест". На примере проектов, реализуемых в Ростове-на-Дону и Саратове, видно также, что частных инвесторов могут интересовать не только готовые объекты, но и строительство аэропортов "в чистом поле". Схемы структурирования проектов ГЧП разнообразны. В "Пулково" выбрали региональное ГЧП. А в ходе тематического круглого стола на отраслевой выставке NAIS-2015 партнер компании юридического консалтинга Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина в качестве примера успешной реализации проекта развития регионального аэропорта рассмотрела сделку по привлечению инвестора в пермское "Большое Савино", которая структурирована в форме вхождения инвестора в состав акционеров аэропорта. Для реализации этого подхода Пермским краем была создана проектная компания, в уставный капитал которой регион внес акции аэропорта. Проектная компания провела отбор инвестора, по результатам которого было заключено инвестиционное соглашение, закрепляющее инвестиционные обязательства частного партнера, связанные с реконструкцией аэропорта, а также договор купли-продажи и акционерное соглашение между проектной компанией и инвестором. Директор Федерального центра проектного финансирования (Группа ВЭБ) Олеся Гладкова обратила внимание на региональную концессию с платой концедента и привела в качестве примера проект "Строительство и эксплуатация аэропорта Омск-Федоровка", в подготовке которого в настоящее время принимает участие ФЦПФ. Модель концессионного соглашения с платой концедента предусматривает создание и эксплуатацию за счет средств частного инвестора объектов аэропорта, а на этапе эксплуатации - компенсацию понесенных расходов или части таких расходов в форме платы концедента из бюджета. Вложить наверняка Частных инвесторов можно заинтересовать не только терминальной инфраструктурой: специалисты ФГУП АГА считают, что вложения "в бетон" тоже могут быть перспективными. Для этого предлагается рассмотреть несколько механизмов взаимовыгодного сотрудничества. Наиболее привлекательным механизмом ГЧП остается концессия, но в аэропортовой сфере она только начинает применяться. Эксперты видят также возможность заключения квази-концессионых соглашений, в которых в различных вариациях зафиксированы обязанности сторон по строительству, распоряжению имуществом аэродромов, а также права на получение доходов за пользование инфраструктурой. Еще одним механизмом возможного взаимодействия называют контракт жизненного цикла. Чаще всего в российской практике, напоминают в компании, используется договор арены аэродромного имущества, в рамках которого возможно предусмотреть обязательства оператора по поддержанию аэродромной инфраструктуры в нормативном состоянии и ее развитию (так называемый договор аренды с инвестиционными обязательствами). Альтернативой ему может быть договоренность о совместной деятельности, также закрепляющая обязательства оператора по финансированию ремонтных и иных работ в отношении арендуемого имущества. "Договор о совместной деятельности в настоящий момент заключен с оператором "Внуково", - приводит пример М.Жеребцов. Отдавая отчет в том, что привлекательность региональных аэропортов для частных инвесторов - материя весьма тонкая, руководство ФГУП АГА предполагает, что благодаря экономическим и законодательным инициативам авиационных властей дело удастся сдвинуть с мертвой точки.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;