Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Российские авиакомпании за год уволили более 300 пилотов
Российские авиакомпании за год уволили более 300 пилотов
Несмотря на официальные опровержения, авиакомпании сокращают пилотов - за прошлый год они уволили более 300 человек. Средние перевозчики режут штаты, крупные не нанимают новичков на место тех, кто вышел на пенсию.

?Летного полку убыло

За последний год остались без работы более 100 командиров воздушных судов и более 200 пилотов, приводит данные президент Профсоюза летного состава (ПЛС) России, пилот компании "Аэрофлот" Мирослав Бойчук. "Это только готовые пилоты, которые оказались безработными, не списанные на пенсию, а именно уволенные из российских авиакомпаний, - поясняет он. - Среди них есть командиры Boeing 737, Airbus 320, даже Boeing 777". Авиакомпании в связи с кризисом столкнулись со снижением спроса на пассажирские перевозки, выходом в этой ситуации для них стало сокращение количества самолетов, а вместе с самолетами компаниям приходится расставаться и с частью персонала, объясняет руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. Самые большие сокращение, по данным ПЛС, прошли в компаниях "ЮТэйр", Nordwind, "Ямал" и "Якутия". Самая крупная из перечисленных - "ЮТэйр" - уволила с августа 2014 года по март 2015 года около 300 пилотов - почти каждого третьего. Представитель профсоюза "ЮТэйр" сообщил, что сокращения есть, но цифры сообщить отказался. Правда, на этом оптимизация численности сотрудников компании, должна завершиться, считает Бойчук. Второго апреля компания уже объявила промежуточные итоги оптимизации, которая началась летом 2014 года и в рамках которой в частности из авиапарка "ЮТэйр" было выведено 44 из 115 самолетов. Оптимизация является условием предоставление государственных гарантий по кредитам авиакомпании. В конце 2014 года она объявила о долге в размере 167 млрд руб. и начала переговоры о реструктуризации с кредиторами и держателями ее облигаций. Потери по бортпроводникам за период с марта прошлого года по март нынешнего составили около 3 тыс человек, делится данными Бойчук - их численность уменьшилась с 25 до 22 с небольшим тысяч. "По инженерно-техническому составу потери тоже большие - было 12 тыс, осталось 10 тыс человек", - говорит он.

Модель "Аэрофлота"

Сокращения ждут крупнейшего игрока на рынке - группу "Аэрофлот". По словам представителя перевозчика, речь идет 10% непроизводственного персонала, или офисных сотрудниках. Исключением является одна из дочерних компаний - "Оренбургские авиалинии", специализирующиеся на чартерным перевозках. Здесь, по словам представителя "Аэрофлота", оптимизация "коснулась летного персонала", но "всем пилотам и бортпроводникам было предложено перейти в авиакомпании группы и сам Аэрофлот". "В "Оренбургских авиалиниях" освободилось около 80 человек, но есть договоренность, что мы этих людей устраиваем в другие компании группы "Аэрофлот", - подтверждает Бойчук. - Например, "Победа" [новый российский лоукостер, другая дочерняя компания "Аэрофлота" - РБК] растет, как на дрожжах". Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев первого апреля на встрече в президентов Владмиром Путиным сообщил, что с 1 декабря лоукостер уже перевез более 400 тыс. пассажиров и что он надеется на увеличение этой цифры к концу года до 3 млн. "Тогда "Победа" войдут в первую десятку авиакомпаний, и за счет этого роста мы сможем устроить высвобождающихся пилотов из других компаний", - оптимистично настроен Бойчук. Группа "Аэрофлот" в целом и компания "Аэрофлот" в частности наращивает объемы пассажирских перевозок, отмечает Пантелеев. "Модель стыковочных перевозок более устойчива в условиях кризиса, - объясняет он. - В то время когда прямые перелеты из российских регионов в Европу становятся убыточными, потому что не хватает загрузки, те немногие пассажиры, которым все-таки нужно летать за рубеж, практически безальтернативно пользуются маршрутами со стыковкой в Москве. Если раньше кто-то, например, летал из Екатеринбурга или Самары в Европу, то теперь он дважды становится клиентом Аэрофлота - сначала из своего города он летит в Москву на "Аэрофлоте", а потом из Москвы самолетом этой же компании - в европейский город". В "Трансаэро" значительный сегмент бизнеса был связан с популярными туристическим направлением, которые заметнее других потеряли пассажиров в кризис.

Естественная убыль

Представители "Трансаэро" и S7 Airlines ответили РБК, что не планируют сокращать сотрудников. "Программа оптимизации и повышения эффективности бизнеса, реализуемая "Трансаэро" с учетом рекомендаций, разработанных для нее международной консалтинговой компанией McKinsey, не включает такую меру, как сокращение персонала", - пояснили в пресс-службе перевозчика. В отделе набора и адаптации персонала "Трансаэро" рассказали, что сейчас открыты четыре вакансии: дизайнера-верстальщика, агента по бронированию авиабилетов, оператора колл-центра и бухгалтера складского учета - все офисные работники. Однако отказ от сокращений не исключает уменьшения общей численности сотрудников. По словам одного из пилотов S7, в компании в этом и в прошлом году действительно не уволили ни одного летчика, кроме того, до конца года сокращения не планируются, но наблюдается "естественная убыль". "Большинство из тех, кто по состоянию здоровья подходят, то есть кому уже 55-60 лет, уходят, - говорит он. - И получается естественная убыль состава без всяких сокращений". По его словам, в одном только новосибирском хабе [аэропорт Толмачево - РБК] в 2014 году по состоянию здоровья "списано" пять командиров. "Аэрофлот", по информации Бойчука, для оптимизации своего офисного персонала тоже будет использовать этот "наиболее гуманный метод". "Я разговаривал с людьми, которые контролируют этот процесс, говорит он. - Они стараются сделать его как можно менее болезненным: освобождать людей от работы не будут, но если, например, человек выходит на пенсию, то на его место пока нанимать никого не будут. Это наименее болезненный способ". По его информации, таким образом "Аэрофлот" уменьшит количество своих офисных сотрудников примерно на 150 человек.

Потерянное время налета

Пилотов в самых крупных российских компаниях пока не сокращают, но у них уменьшаются часы налеты и, соответственно, зарплата, рассказывает помощник по связям с общественностью президента Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь Ободков. "Вследствие изменения курса доллара и падения зарубежных перевозок "Аэрофлот" зимой, например, отменил много чартерных рейсов в Таиланд, - говорит он. - Из-за уменьшения часов налета зарплаты у летчиков сократились примерно на 10-15%, до 300-350 тыс. руб.". Бойчук утверждает, что зарплаты пилотов в "Аэрофлоте" сократились только в валюте, в рублях же все осталось по-прежнему. Правда, в "Трансаэро" зарплаты сокращаются и в рублевом выражении, говорит он. В самой "Трансаэро" на вопрос про зарплаты не ответили. В S7 тоже ничего не сказали по этому поводу, объяснив, что оценивать увеличение или уменьшение зарплаты в компании все равно как считать "среднюю температуру по больнице". "Надо отдать должное нашим удивительным русским пилотам, - резюмирует Бойчук. - Тех, кто готов перейти в зарубежные компании, единицы. Остальные готовы терпеть, главное, чтобы предприятия не рухнули".

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;