Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
"Зеленые" и светятся
"Зеленые" и светятся
Увлечение экологичными и энергоэффективными технологиями, захлестнувшее Европу, Северную Америку и частично Азию, не обходит стороной и российские аэропорты. Однако масштабы внедрения передовых технологий не столь впечатляющие, как за рубежом - сказывается и дороговизна новых решений, и неочевидная выгода их использования в наших реалиях. Поэтому наибольший прогресс достигнут в части замены лампочек накаливания на светодиодные светильники. Впрочем, даже это решение дает ощутимый эффект.

Расходы на сокращение расходов

Ответственность за сохранение природы, доведенная до степени экологической лихорадки, распределена по всей авиационной отрасли. Сокращение потребления топлива и, как следствие, выбросов в атмосферу, является целью производителей самолетов и вертолетов, авиационных двигателей, агрегатов и материалов. Свою лепту вносят авиакомпании, провайдеры услуг по аэронавигационному обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту. Не остались в стороне от генеральной линии и аэропорты. Очень условно можно выделить два направления работы: внедрение инновационных решений и новых технологий, а также изменение и оптимизация процедур. Ярким примером первого подхода может служить разработка компании Siemens - электродвигатель, который, по заявлению производителя, может использоваться в качестве силовой установки самолетов. "Благодаря соотношению веса и мощности, впервые электродвигатели могут использоваться при создании самолетов с взлетной массой более двух тонн", - говорят в компании, выражая надежду, что эти силовые установки в скором времени будут использованы на региональных пассажирских самолетах. Второй подход демонстрируют авиакомпании, которые экономят топливо за счет мойки фюзеляжа (что означает снижение сопротивления), изменения режимов снижения высоты или, к примеру, руления на аэродроме на одном двигателе. Как и все высокотехнологичные решения, "зеленые" новации требуют немалых инвестиций. Из размещенного на сайте Федеральной авиационной администрации (FAA) США отчета о реализации программы по снижению вредных выбросов в американских аэропортах следует, что только в 2014 году на эти цели аэропорты и спонсоры проекта потратили $20 млн. Для воздушных гаваней Атланты и Денвера, например, были закуплены телетрапы с возможностью охлаждения салона воздушного судна (ВС), в ряде аэропортов расширяется парк перронной техники, работающей на природном газе, оборудуются наземные источники электропитания для спецтехники. Правда, в отчете не сказано, насколько эти вложения окупаются. Но все же стоит говорить не только о PR-эффекте, но и о конкретной экономии, так как подобные новации позволяли сокращать издержки в период высоких цен на энергоносители (а эти проекты были запущены именно тогда). Одна из масштабных программ по сокращению потребления топлива реализуется в германском Франкфурте-на-Майне. Совместно со специалистами из заинтересованных регионов и базовым авиаперевозчиком Lufthansa, управляющая аэропортом компания Fraport реализует проект электрификации перронной техники. Например, на официальном сайте проекта сообщается, что для обслуживания самолетов семейства Airbus A320 и Boeing 737 аэропорт использует трапы, работающие на солнечных батареях. Экономить удается за счет использования на аэродроме электромобилей вместо машин с бензиновыми двигателями и лоудеров увеличенной грузоподъемности. Агентство "АвиаПорт" решило выяснить, проявляют ли интерес к экологичным программам российские аэропорты, какие "зеленые" технологии и с какими целями ими применяются.

Рулить - экологии вредить

Недавно аэропорт Франкфурта приступил к эксплуатации гибридно-электрического авиационного тягача TaxiBot. Разработанный израильской компанией Israel Aerospace Industries (IAI), в настоящее время он получил одобрение Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и эксплуатируется компанией Lufthansa LEOS ("дочкой" Lufthansa Technik AG). TaxiBot имеет мощность 800 л.с. и предназначен для буксировки авиалайнера с выключенными двигателями между местом стоянки и взлетно-посадочной полосой. В запуске авиационных двигателей нет необходимости до тех пор, пока тягач TaxiBot не отделится от воздушного судна. Он работает в режиме Pilot Control - пилот управляет рулением тягача из кабины самолета. Сегодня тягач сертифицирован для буксировки узкофюзеляжных самолетов, однако эксплуатанты и производитель настроены к концу 2015 года распространить возможности TaxiBot также на Boeing 747 и Airbus A380. Применение TaxiBot во Франкфурте позволит авиакомпании Lufthansa сэкономить до 2700 тонн топлива в год, считает руководство перевозчика. Имеющие опыт эксплуатации тягача специалисты компании Lufthansa уверены, что разработка их партнеров может быть использована и в российских аэропортах - никаких особых требований нет, утверждает директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Мартин Рикен (Martin Riecken). "TaxiBot может использоваться в любом аэропорту, однако, с точки зрения экономической целесообразности, новинка в большей степени актуальна для крупных хабов с существенным временем буксировки, так как в этом случае затраты на топливо, которое расходуется в процессе стандартной буксировки, будут значительно снижены", - сказал он, отвечая на вопрос агентства "АвиаПорт". Производители, со своей стороны, не только заверили, что система TaxiBot может работать в крупных аэропортах России, но и рассказали, что уже сегодня ведутся переговоры с различными заинтересованными сторонами - потенциальные партнеры пытаются оценить возможности и перспективы сотрудничества.

Аэродромное молчание

Российский рынок об экономии средств говорить стесняется, делая упор на защиту окружающей среды. Но и в этом преуспели не все: представители российского аэропортового бизнеса, за некоторым исключением, неожиданно скромно ответили на просьбу агентства "АвиаПорт" рассказать о применяемых ими "зеленых" технологиях и перспективах развития в этом направлении. При этом отдельные аэропорты стремятся не отставать от мировых тенденций и расширяют спектр применяемых энергосберегающих технологий. В частности, в столичном "Домодедово" отметили, что уделяют большое внимание охране окружающей среды, а аэродромная техника, используемая при обслуживании воздушных судов, отвечает "зеленым" стандартам. "Высокоэкологичные двигатели тягачей и автолифтов соответствуют классу не ниже Euro-4, самоходные трапы TLD GSE, в отличие от классических трапов, передвигаются не на дизельной, а на электрической тяге, а выхлопная система перронных автобусов снабжена заглушкой, которая автоматически перенаправляет поток газов в сторону, противоположную открывшимся дверям", - привели там несколько примеров. В прошлом году аэропорт в рамках работы по переходу на использование наземного оборудования и специальной техники на электрической тяге закупил 20 экологичных пассажирских трапов, а сегодня их уже 25. "В конструкции самоходных трапов TLD Green применен ряд современных решений, таких как аккумуляторные батареи повышенной производительности, позволяющие эксплуатировать его без подзарядки на протяжении стандартной рабочей смены, и специальные датчики безопасности, блокирующие движение трапа во время нахождения на нем пассажиров", - подчеркнули представители аэропорта. Аэропорт "Внуково" в целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду для обслуживания воздушных судов использует наземные источники электропитания, что позволяет уменьшить применение передвижных источников электропитания и вспомогательных силовых установок воздушных судов. "Это позволяет сократить загрязнение атмосферы продуктами сгорания автомобильного и авиационного топлива, а также уменьшить шумовые нагрузки на авиационный персонал и пассажиров", - комментирует представитель аэропорта. Наземные источники электропитания воздушных судов используются также и на телетрапах. Для того, чтобы обеспечить максимальную экологичность процесса руления ВС, на аэродроме предусмотрены скоростные рулёжные дорожки. Впрочем, то, что могут себе позволить крупнейшие аэропорты, не всегда оказывается доступно в регионах. Как ранее рассказал в интервью агентству "АвиаПорт" директор по стратегии и развитию хэндлинговой компании Swissport Russia Сергей Рыжов, валютная нестабильность и падение курса рубля привели к значительному удорожанию и без того дорогой спецтехники, что поставило под вопрос ее модернизацию на российских аэродромах. Есть и барьеры, зависящие не от состояния отечественной экономики, а от других факторов. Возможности для применения новшеств вроде TaxiBot на наших аэродромах могут быть ограничены их конфигурацией и состоянием и имеют только относительную целесообразность, признали на условиях анонимности отдельные представители отрасли. "Расстояние на руление в российских аэропортах минимальное. А в случае, если полосы от перрона удалены, то, как правило, в наличии только одна рулежная дорожка, и, как правило, с реверсивным движением, что при использовании такой процедуры - буксировки ВС на точку запуска - уменьшает реальную пропускную способность", - объяснил один из специалистов. Кроме того, не все современные технологии применимы для холодного и пасмурного российского климата. Те же солнечные батареи, например, и во Франкфурте можно использовать не на 100%. А в условиях полярной ночи они будут вовсе бесполезны.

Тягач вовсе не нужен

Производители авиационного оборудования предлагают другие решения, при которых можно обойтись и вовсе без тягача. Альтернативу процедуре буксировки разрабатывают в холдинге "Технодинамика", который на момент объявления о разработке еще назывался "Авиационным оборудованием". Устройство, над которым трудятся инженеры холдинга, должно представлять из себя электродвигатель, интегрированный в систему шасси, что позволит осуществлять руление по перрону без использования основных двигателей, в том числе и хвостом вперед, и позволит эксплуатанту отказаться от использования перронных тягачей. Согласно ранее озвученным данным, объем инвестиций в разработку и постановку в серийное производство перспективного изделия должен составить примерно 600 млн рублей до 2015 года. В "Технодинамике" агентству "АвиаПорт" подтвердили намерение представить систему на МАКС-2015. Первым "подопытным" должен стать самолет SSJ-100. По подсчетам производителей - специалистов из "Объединенной авиастроительной корпорации" - экономия времени использования маршевых двигателей за счет использования этой установки может достигать 40 минут или 200 литров топлива за процедуру взлета. Кроме того, в российском аэропорту до 15 минут можно ждать тягача, посчитали тогда в ОАК, и стоимость такого ожидания составит в среднем 77 долларов. Ранее компании Safran и Honeywell презентовали совместную разработку - электрическую систему руления (Electric Green Taxiing System, EGTS). Технология создавалась с целью существенно сократить расход топлива во время руления, что, в свою очередь, должно приводить к снижению выбросов вредных веществ. Согласно оценкам Safran и Honeywell, отказ от использования маршевых двигателей во время руления должен позволить ближне- и среднемагистральным самолетам экономить до 600 кг топлива в день. В совокупности с сокращением вредных выбросов (за которые в западном мире авиакомпании вынуждены платить) это означает экономию $200 тыс. в год на один самолет. Пока о громких сделках по поставке этого оборудования заказчикам официально не объявлялось. Согласно ранее опубликованной информации, меморандум о взаимопонимании был подписан между производителем оборудования и авиакомпанией Air France. Перевозчик, чей флот включает более 120 ближне- и среднемагистральных ВС, обещал оценить перспективы использования новой технологии и возможности для экономии. Рассматривается также возможность совместной работы с корпорацией Airbus, которая могла бы предложить заказчикам установку EGTS на новые самолеты. Не исключалась и возможность партнерства с китайской корпорацией COMAC в части производства С919.

Позаботились о природе

Обвинять российский бизнес в полном "экологическом бездействии" было бы неправильным. Операторы аэропортов подчеркивают необходимость применения более экологичных решений не только в вопросах, связанных с передвижением перронной техники. Например, представители управляющей компании "Базэл Аэро" рассказали об использовании в аэропорту Краснодара экологически безопасных технологий уборки снега: для предупреждения и удаления гололедных образований на аэродромных покрытиях там применяется новый тип реагента - жидкий химреагент с пониженным классом опасности "3", взамен гранулированного, имеющего класс опасности "4". "Мировой опыт показывает, что использование ацетатных реагентов улучшает экологическую обстановку вокруг аэропортов. В ряде стран они являются единственными разрешенными реагентами для борьбы с гололедом в аэропортах. Ацетатные реагенты безопасны для человека, системы подземных вод, животных и растений", - прокомментировали в "Базэл Аэро". Кроме того, в аэропорту продолжаются работы по реконструкции перрона и ИВПП, в ходе которых планируется ввести в эксплуатацию места стоянок с отдельным сбором противообледенительной жидкости. Дополнительно в управляющей компании рассказали, что для выполнения аварийного ремонта аэродромных покрытий в этом году планируется использование ремонтного материала с содержанием неагрессивных рапсовых масел.

Экономят на свете и воде

Кроме того, в аэропорту Краснодара экономят на свете - переход от использования обычных ламп накаливания на энергосберегающие лампы позволил сэкономить до 1,2 млн рублей в 2014 году, посчитали в холдинге. В другом аэропорту холдинга экономят на воде. С апреля 2010 года в аэровокзальном комплексе аэропорта Сочи начали работу солнечные коллекторы - 132 пластины общей площадью 303,6 квадратных метра, которые обеспечивают здание аэровокзала горячей водой. В летнее время солнечные коллекторы работают весь световой день - в среднем это 10 часов. В ночное время температуру горячей воды в аэропорту догревают электронагревателями, установленными в баках-накопителях. В прошлом году в таком режиме солнечные коллекторы работали до 15 ноября, рассказывают в "Базэл Аэро". По подсчетам специалистов, работа солнечных коллекторов за полгода экономит около 650 тонн мазута. "Расходы на их обслуживание минимальны: содержание солнечных коллекторов в чистоте, обеспечение работы насосов, прокачивающих воду через теплообменники для подогрева, контроль уровня наполнителя (70% этиленгликоль)", - объясняет представитель компании. Московский аэропорт "Домодедово" тоже активно использует энергосберегающие технологии. Так, в пассажирском терминале производится замена светильников на светодиодные. Кроме экономии электроэнергии, эти лампы обладают рядом других преимуществ - они экологически чистые и не содержат вредных веществ, нуждающихся в специальной утилизации, а также вырабатывают свет, близкий по спектральному составу к солнечному. "Ведение постоянного мониторинга и контроля экологической обстановки позволяет оперативно устранять выявленные нарушения. Воздушная гавань не собирается прекращать работу в этом направлении и планирует дальнейшее расширение парка "зеленой" техники и внедрение самых современных экологичных технологий", - подчеркивают представители аэропорта. Специалисты аэропорта "Внуково" на запрос "АвиаПорта" ответили, предоставив ранее публиковавшиеся данные. Однако, несмотря на то, что с момента внедрения этих технологий прошло немало времени - они проектировались вместе с новым терминалом - эффект от использования ощущается до сих пор. "По показателям энергоэффективности новый терминал "Внуково" уверенно лидирует. Благодаря использованию метода интерфейсного проектирования, нам удалось выявить нефункциональную избыточность энергосистем и сократить расчетную мощность объекта с первоначально запроектированных европейскими специалистами 22 МВт до 18,7 МВт, то есть на 3,3 МВт", - напомнили в компании. Светодиодными лампами пользуются и в новосибирском "Толмачево". В частности, ими оснащены подъездная дорога к аэропорту, часть помещений пассажирских терминалов и служебных помещений, несколько осветительных мачт на перроне аэродрома. Расширять использование такого типа ламп планируется и в дальнейшем. В настоящее время порядка 30% используемых в аэропорту "Толмачево" ламп - светодиодные.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;