Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
"Внуково" учится жить по-новому
"Внуково" учится жить по-новому
Новый кризис - не единовременный провал, а новая экономическая реальность, в которой страна будет существовать ближайшие 5-10 лет, считает совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. Глобальных изменений в стратегии развития предприятия он не прогнозирует, но считаться с изменившимися условиями ведения бизнеса придется. Столичный аэропорт "Внуково" завершил 2014 год в плюсе, обслужив на 14% больше пассажиров, чем годом ранее. Однако общий пассажиропоток - 12,7 млн человек - оказался на 9% ниже запланированного. Значительное падение продемонстрировала базовая авиакомпания "ЮТэйр". По оценкам В.Ванцева, в 2014 году перевозчик сократил присутствие во "Внуково" на 30%. Этот провал, однако же, удалось компенсировать за счет привлечения новых партнеров из группы "Аэрофлот": наращивают мощности во "Внуково" Orenair и новый российский лоукостер "Победа", начала выполнять полеты "Донавиа" и продолжает - "Россия". Сегодня доля компании "Трансаэро" в аэропорту составляет более 40%, 35% у "ЮТэйр" и более 25% - у дочек национального перевозчика. На международных направлениях более половины пассажиропотока обеспечивала в 2014 году "Трансаэро". Однако у руководства аэропорта большие планы на партнерство с группой "Аэрофлота". Более 50% в 2014 году по отношению к 2013 году потерял рынок чартерных перевозок. Прогнозов на текущий год В.Ванцев пока не делает, так как сезон массовых чартерных перевозок еще не начался, однако он отметил, что глубина продаж у туроператоров очень низкая и они ожидают падение спроса еще наполовину. В то же время, период, когда почти все международные рейсы из "Внуково" были чартерными, давно миновал, сегодня нерегулярные рейсы приносят только 6% трафика. А интерес роста к регулярным авиаперевозкам, который сохраняется, в частичности, у авиакомпаний Star Alliance, позволит сохранить международные перевозки на высоком уровне.

Изменчивые показатели

Соотношение пассажиропотока внутреннего и международного секторов продолжает изменяться. "Если прошлый год мы закончили фактически на паритете 50 на 50%, то уже в этом году видим, что внутренний рынок занимает порядка 60%", - описал ситуацию В.Ванцев. Однако изменение структуры пассажиропотока не должно повлиять на планы развития аэропорта, как это происходит, например, с Санкт-Петербургским "Пулково". "Когда мы строили терминал, то исходили из предположения, что 60% пассажиропотока будет приходиться на ВВЛ. Нужно понимать, что для МВЛ площадей нужно больше, потому что там есть таможня, граница и так далее. Исходя из того, что площади у нас разделены 50/50 между МВЛ и ВВЛ, то мы и сегодня можем жить в той ситуации, какую мы сегодня имеем. Но пока на эту тему думать рано, так как аэровокзал сейчас заполнен менее чем наполовину. Ничего не меняя, мы можем вырасти в два раза", - констатировал он. Постепенно будет меняться и структура доходов аэропорта: неавиационные доходы будут расти быстрее, чем авиационные, сегодня же они составляют порядка 30% в общей выручке аэропорта. При этом прибыль от них, в ряде случае, как выразился В.Ванцев, может покрывать "авиационные расходы". Однако по итогам 2014 года авиационная деятельность принесла компании на 6,6% больше дохода, чем было запланировано, а неавиационная, напротив, на 11% меньше. По предварительным данным, операционный убыток в 2014 году составил 184,816 млн рублей против 1,475 млрд запланированного. "Выполнение плана доходов при сокращении расходов позволило значительно снизить убыток от основной детальности. Рынок авиаперевозок находится под давлением последствий санкций и снижения стоимости рубля - эти факторы вызвали достаточно серьезные последствия в виде спада авиаперевозок. Однако следует отметить, что доходы общества, номинированные в валюте, многократно (примерно в 30 раз) превышают расходы, номинированные в валюте. Учитывая то, что деятельность общества происходит в рублевой зоне, можно констатировать, что при тенденции снижение курса рубля это приводит к росту доходов", - сказано в документах компании.

Медленно, но верно двигаться к концессии

Сложная экономическая ситуация не должна повлиять на глобальные планы развития Московского авиационного узла и аэропорта "Внуково", считает В.Ванцев. По его словам, в силе остаются начинания, направленные на заключение концессионного соглашения, идет своим чередом работа по консолидации бизнес-периметра аэропорта. В периметр консолидации войдут предприятия "Международный аэропорт Внуково", "Аэропорт Внуково", собственность компании "Внуково-Инвест" - парковки на привокзальной площади, собственность "Внуковской инвестиционной компании" - грузовой терминал, производственно-техническая зона, 50% пакет акций ТЗК, ангары, терминал и перроны "Внуково-3". Консолидация будет происходить на базе ОАО "Международный аэропорт Внуково". Не менее 25%+1 акция нового предприятия будет принадлежать государству. Не войдут в периметр консолидации имущественная компания "Внуково-холдинг" и операционная "Внуково Альянс". Такая схема упростит процесс управления активами, считает В.Ванцев. Планы насчет приватизации госпакета акций остаются в ведении государства, отметил он. Сохраняются и планы заключить концессионное соглашение с государством. Однако сроки реализации проекта (ранее ответственные деятели заявляли о завершении процесса в первом квартале 2015 года) могут переноситься, и должны зависеть от пассажиропотока и конкретных результатов работы аэропорта, так как они напрямую отражаются на возвратности инвестиций. Еще летом 2014 потребности инфраструктуры аэропорта "Внуково" в инвестициях оценивались в 9 млрд рублей. Но сегодня уже невозможно прогнозировать, во что обойдутся эти работы. Так, например, представители "Шереметьево" ранее заявили, что стройка в аэропорту подорожала из-за падения курса рубля как минимум на треть. Не подвергая сомнению экономическую целесообразность концессии в целом, В.Ванцев отмечает, что конкретные сроки заключения соглашения для частного бизнеса не принципиальны. "Инвестиции от концессионеров должны идти в согласии с ростом показателей", - говорит он. Закон об отмене тарифного регулирования для аэропортов, подписавших договор концессии, В.Ванцев по-прежнему ожидает к концу текущего года. Указ о консолидации может быть подписан правительством уже в марте. Спешить некуда, считает В.Ванцев, отмечая, что готов ждать готовности других игроков рынка. Тем более, что даже пессимистичный прогноз консультантов по развитию МАУ компании Vegas Lex (+6% в год) В.Ванцев теперь считает несбыточным и прогнозирует падение спроса на авиаперевозки по итогам года. "Экономическая ситуация стабилизируется на нынешнем уровне и будет такой. К этому надо будет привыкнуть", - констатирует он, оценивая продолжительность кризиса в 5-10 лет.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;