Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Время красивых решений
Время красивых решений
Подсчитав потери гражданской авиации от девальвации рубля и прочих особенностей национальной экономики и политики, специалисты и регуляторы отрасли решили, что в кризис стоит не зализывать раны, а искать новые решения старых проблем.

Показатели в красной зоне

Производственные показатели российских авиакомпаний в январе 2015 года впервые за долгий период снизились по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Пассажиропоток просел на 1,3%, пассажирооборот - почти на 10%, на 3,8 процентных пункта снизилась загрузка кресел, свидетельствуют оперативные данные Росавиации. Представители ведомства подтверждают и отмеченный ранее специалистами тренд значительного снижения международных перевозок на фоне роста интереса к внутренним направлениям. Отдельные представители аэропортового бизнеса зафиксировали существенное падение спроса на услуги авиатранспорта. Так, например, глава Омского аэропорта Виктор Титарев, выступая на форуме в рамках выставки NAIS & CA 2015 в Москве рассказал, что в январе-феврале международный трафик сократился вдвое, внутренний - примерно на 10%, и как следствие бизнес-план аэропорта на ближайший год предполагает уменьшение пассажиропотока на 20%. Судить о положении дел иностранцев на российском рынке можно только по косвенным признакам, но можно предположить, что и у них наблюдается снижение. Количество международных полетов уменьшилось на 15%, сказал глава Росавиации Александр Нерадько, подчеркивая, что эта цифра относится не только к зарубежным авиакомпаниям. Регулярные полеты выполняются в рамках межправсоглашений на паритетной основе, но очевидно также, что пострадали чартерные программы российских перевозчиков. Некоторые иностранцы уже заявили об уходе с российского рынка, другие пока ограничиваются сокращением провозных мощностей.

Участвуют все

Вместе с тем, представители транспортных властей отмечают, что за прошедший год была проделана большая работа по совершенствованию авиационной инфраструктуры. Работы были проведены на 61 объекте, общий объем бюджетных ассигнований превысил 34 млрд рублей, отчитался в рамках того же мероприятия министр транспорта России Максим Соколов. Глава министерства выразил готовность поддерживать внебюджетные вложения в развитие авиационной инфраструктуры. В частности, министр отметил растущую значимость государственно-частного партнерства в отрасли, которое проявляется как в форме концессионных соглашений, так и в иных вариантах совместного приложения усилий и ресурсов к развитию новых проектов. Приводя в пример аэропорт "Пулково", который начал реконструкцию после кризиса 2008 года и завершил в кризис нынешний, министр выразил надежду, что турбулентность в экономике не только не ослабит интереса бизнеса к аэропортовым проектам, но и даст стимул к поиску новых горизонтов. "Кризис - время красивых решений", - подытожил свое выступление министр. Помимо ГЧП, большую роль может сыграть поддержка регионов. Так, например, по словам замминистра транспорта Валерия Окулова, значительно увеличилось число регионов, изъявивших желание участвовать в программе поддержки региональных рейсов. Глава Росавиации А.Нерадько также отметил растущую роль регионов в развитии авиационной инфраструктуры. Он привел в пример аэропорт "Грабцево", который Калужская область фактически полностью построила за счет собственного бюджета, получив от федерального лишь субсидию на строительство плоскостных сооружений. Несмотря то, что о запуске регулярного авиасообщения с Калугой пока не объявила ни одна авиакомпания, проект развития воздушной гавани развивается, о чем подробно доложил генеральный директор Международного аэропорта "Калуга" Салават Кутушев. Кроме того, он не без оптимизма оценил и перспективы создания крупного аэропорта в Ермолино. Представители частного бизнеса и вовсе утверждают, что кризис - это время для принятия самостоятельных решений. "Надо научить бизнес по-другому мыслить, а не смотреть все время в сторону государства, задавая себе вопрос о том, где взять денег", - уверен председатель совета директоров "Хелипорты России" Александр Хрусталев. Поделившись собственным опытом, он высоко оценил потенциал рынка вертолетного туризма и привел его как один из примеров возможности зарабатывать самостоятельно, вообще без помощи государства. По его словам, вертолетный бизнес потребовал 2,5 млрд начальных инвестиций, однако такие масштабные вложения оправданы.

Экономика должна быть экономной

Когда инвестировать уже нечего, игроки рынка переходят к стратегии тотальной экономии. Глава авиакомпании "ЮТэйр" Андрей Мартиросов, не понаслышке знакомый с жесткими антикризисными мерами, полагает, что для сохранения бизнеса сегодня остается только один путь - снижать издержки. "Авиация в нынешней ситуации не может увеличить доходы - авиакомпании и так получают максимум того, что могут получить от рынка. А значит нужно сокращать расходы", - рассуждает он. В силу инертности возможности сокращения провозных мощностей - этот процесс тоже связан с расходами - авиакомпаниям выгоднее продолжать летать даже с низкой загрузкой, чем вовсе останавливать самолеты. "Просить поддержки у правительства было бы не совсем правильно - надо сосредоточиться на организационных мероприятиях", - ответственно заявил глава "ЮТэйр", предлагая ряд системных мер поддержки отрасли, как, например, перевод лизинговых платежей за технику отечественного производства в рублевую зону. Слово "оптимизация", которое ранее считалось у российского бизнеса едва ли не ругательным, вообще плотно вошло в лексикон представителей отрасли. Экономить можно и на этапе развития проекта. Например, заместитель генерального директора - главный инженер Международного аэропорта "Шереметьево" Евгений Тумель в беседе с "АвиаПортом" пояснил, что в 3-4 квартале 2014 года оценочная стоимость проектов по развитию северной терминальной зоны уже возросла на 30%. Однако надеяться на существенное увеличение финансирования проекта не приходится, и в этой связи стройку нужно оптимизировать, считает он. Глава Омского аэропорта В.Титарев рассказал, что повышение операционной эффективности в его компании базируется на применении технологий бережливого производства. Одной из проблем регионального аэропорта является существенная неравномерность количества взлетов и посадок в течение суток. Два пика требуют существенных усилений смен, в то время как в остальное время сотрудники простаивают. Введя для авиакомпаний скидки за обслуживание в непиковое время, удалось скорректировать график прилета и вылета воздушных судов, что позволило задействовать в обслуживании рейсов оптимальное число сотрудников и повысить производительность труда. Впрочем, для ряда компаний работа над сокращением издержек не связана с кризисами, и им остается только следовать ранее приобретенной привычке. "Мы поставили своей целью десятипроцентное снижение издержек ежегодно. Работаем по этой программе уже три года, и ежегодно достигаем результата", - сказал, отвечая на вопрос агентства "АвиаПорт", глава Госкорпорации по ОрВД Игорь Моисеенко. В этом году в Госкорпорации предполагается сокращение административных расходов и повышение эффективности, при этом и все планы по строительству и вводу в эксплуатацию новых объектов остаются в силе. Кстати, несмотря на кризис, в 2015 году не произойдет запланированной ранее индексации тарифов на услуги предприятия. Это, с точки зрения авиационных властей, также поможет поддержать авиаперевозчиков.

Своих не бросят

Несмотря на проблемы с наполнением бюджета, правительство все-таки не намерено оставлять авиационную отрасль без поддержки. Во-первых, финансирование проектов в области гражданской авиации сохраняется, пообещал М.Соколов, но по некоторым из них могут измениться сроки реализации. "Не подлежат бюджетной корректировке планы по строительству объектов для Чемпионата мира по футболу 2018 года", - добавил министр. В.Окулов, в свою очередь, напомнил о сохранении финансирования программ субсидирования авиаперевозок и поддержки региональной авиации: 12 млрд рублей было выделено на эти цели в 2014 году, столько же планируется выделить в 2015 году. Нельзя, правда, не заметить, что в свете роста затрат, прежде всего на лизинг и обслуживание самолетов, 12 млрд рублей 2015 года не эквивалентны такой сумме в 2014 году. Помогать отдельным игрокам рынка государство пока не намерено - прямой поддержки пока никому не обещали, сказал В.Окулов. Правда, еще в сентябре 2014 года в беседе с агентством "АвиаПорт" на вопрос о планах по финансовой поддержке перевозчиков замминистра ответил, что таких намерений у правительства нет, а игроки рынка должны просто экономить. Меры, предпринимаемые самими перевозчиками, и сегодня остаются важным индикатором для правительства: "Совершенно логично, что прежде чем обращаться за поддержкой и помощью, надо продемонстрировать, какие действия предпринимает хозяйствующий субъект по оптимизации своих издержек", - объяснил он в этот раз. Помимо поддержки деньгами, государство обещает принять ряд полезных отрасли законодательных мер. Так, например, В.Окулов напомнил о намерении правительства поддержать отрасль за счет снижения НДС на внутренние рейсы до 10%. "В отношении системных решений предусмотрено сокращение НДС на внутренних линиях до 10% и сохранение финансирования всех программ поддержки отрасли на уровне 2014 года", - сказал он. Генеральный директор холдинга "Аэропорты регионов" считает, что снижение НДС стало мерой, жизненно необходимой для авиакомпаний в текущих условиях. Это помогло бы отрасли сэкономить до 20 млрд рублей, и пусть не снизить тарифы, но, по крайней мере, остаться на плаву. Одновременно с этим руководитель предлагает отменить льготу по НДС для аэропортов. Пока что их услуги облагаются этим налогом по нулевой ставке, что делает невозможным предъявление к возмещению входящего НДС, о чем ранее писал "АвиаПорт". Регулирование ставки НДС для аэропортов также благотворно скажется на взаиморасчетах с подрядчиками при проведении строительных работ, полагает глава Дирекции московского транспортного узла Виктор Еремин.

Кризис кончится - решения останутся

Конечно, согласно мнению классически мыслящих экономистов, экономить и оптимизировать, внедрять новые технологии и совершенствовать старые следовало бы именно в "сытые" годы, когда отечественная авиационная отрасль, как и многие другие, была занята исключительно ростом "вширь". Однако если хотя бы кризис сможет подвигнуть рынок на системные изменения, и, как выразился министр, красивые решения, то возможность не сорваться в пропасть пока есть. Вся глубина падения отрасли будет понятна после первого квартала, считает А.Нерадько. Уже в мае начнется некоторый рост. Прежде всего, за счет ВВЛ - годовщина Победы во второй мировой войне станет стимулом для роста мобильности населения, считает он. Всего же кризис продлится два-три года, прогнозируют авиационные власти и специалисты, призывая участников отрасли не отчаиваться. Так, например, глава Росавиации в своем выступлении на NAIS-2015 сказал, что этот период следует рассматривать как возможность перевести дух, чтобы продолжить интенсивную работу.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;