Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Очень важная капля в море
Очень важная капля в море
Развитие региональных авиаперевозок стало одним из лейтмотивов деятельности российских авиационных властей в последние годы. Усилия не были тщетными - авиакомпании поспешили воспользоваться предлагаемыми субсидиями. Хотя на общем фоне роста перевозок эффект от программы незначительный, сегмент региональных перевозок важен для аэропортов - число региональных пассажиров может достигать трети от общего пассажиропотока. У государственного начинания есть будущее, отмечают участники процесса, подчеркивая важность совместной работы.

Государство поддерживает деньгами

Российские власти, имея опыт реализации программы поддержки местных авиаперевозок в Приволжском федеральном округе и субсидирования рейсов с Дальнего Востока в европейскую часть страны, приняли решение о необходимости субсидирования внутрирегиональных и местных рейсов из так называемых "узловых аэропортов". Наряду с проработкой механизмов поддержки приобретения воздушных судов соответствующей вместимости и работой, направленной на совершенствование инфраструктуры ряда региональных аэропортов, одним из основных для реализации мероприятий "Дорожной карты" развития авиационной отрасли, стало постановление правительства РФ №1242 от 25 декабря 2013 года. Более 3,1 млрд ежегодно с 2013 по 2020 год должно быть потрачено на поддержку дальневосточной программы, еще 620 млн рублей выделяется на развитие авиации в ПФО. На развитие региональных маршрутов из "узловых аэропортов" в федеральном бюджете заложено по 3,58 млрд ежегодно с 2014 по 2016 год. Необходимо отметить, что работа в рамках совершенствования механизмов, предусмотренных постановлением №1242, стала примером реального диалога между властью и бизнесом. В частности, в конце сентября 2014 года постановлением "Об изменениях в правила субсидирования региональных перевозок" были расширены возможности авиакомпаний, работающих в рамках документа - они получили право совершать рейсы с посадкой в промежуточном пункте, был пересмотрен подход к определению дальности перелета. Сегодня у региональных аэропортов также есть предложения по расширению и совершенствованию программы. Задействованные в процессе стороны - авиакомпании, аэропорты и органы власти разных уровней систематически докладывают об успешности реализации программы. Конечно, если ориентироваться на абсолютные цифры, они будут каплей в море: исходя из статистики Росавиации, за январь-октябрь текущего года по программе было перевезено 460 тыс. пассажиров - это менее 2% от внутрироссийского пассажиропотока за этот период. Однако в данном контексте важно не только посчитать количество пассажиров, но также обратить внимание на возможности, которые она открывает. Количество субсидируемых направлений увеличилось в 4,5 раза в 2014 году в сравнении с 2013 годом, изменение пассажиропотока на этих маршрутах тоже измеряется не процентами, а разами. Авиакомпании получили возможности открывать для себя новые горизонты, аэропорты - разрабатывать механизмы привлечения клиентов. Учитывая тренд на увеличение внутрироссийского пассажиропотока, ранее обозначенный игроками рынка, можно предположить, что значимость региональных линий также будет расти. Не питая, конечно, надежд относительно возможности заместить объем, перевозимый чартерами на зарубежные курорты за счет рейсов между российскими регионами на самолетах малой вместимости. Однако новейшей истории российской авиации уже известны случаи, когда, с посторонней помощью выводя на рынок новый маршрут, авиакомпания закреплялась на нем и начинала получать прибыль. Так, например, по словам генерального директора аэропорта Минеральных Вод Романа Чуева, рейс Минеральные Воды - Саратов с осенне-зимнего расписания исключен из списка субсидируемых маршрутов, однако авиакомпания "Саратовские авиалинии" продолжает его выполнение.

Сколько точно в пассажирах?

Статистика аэропортов разнится как в части количества региональных пассажиров, так и насчет роли программы субсидированных перевозок. Она имеет значимость, например, для аэропорта Владивостока. Согласно статистике, полученной от предприятия, доля региональных пассажиров в общем пассажиропотоке составляет 23%, при этом 8% от общего числа - это пассажиры субсидируемых маршрутов. Владивосток получает субсидии на основании постановления правительства РФ № 1095, призванного сделать доступными перевозки с Дальнего Востока в европейскую часть России. В январе-сентябре 2014 года программой воспользовались на 10% пассажиров больше, чем в аналогичном периоде 2013 года. Значительно (в среднем на 15%), увеличился благодаря предоставляемым субсидиям пассажиропоток между Владивостоком и Петропавловском-Камчатским. Максимальный рост отмечается у авиакомпании S7, минимальный - у группы "Аэрофлот". При этом общее количество самолетовылетов по программе сократилось на 2,6%, что свидетельствует о росте загрузки воздушных судов. Работает и проект поддержки перевозок в Приволжском федеральном округе. "Особенно рост заметен в летний период. Если в январе 2014 года было перевезено чуть более 600 пассажиров, то августе объем составил уже более 2 500 человек. По сравнению с 2013 годом рост пассажиропотока по данным направлениям составил более 11%. В общем пассажиропотоке доля региональных перевозок составляет около 2%", - рассказывают в аэропорту Уфы. В Казани такой динамики нет, и число пассажиров, перевезенных за три квартала 2014 года, остается на уровне 2013 года, однако там рапортуют об очень высокой загрузке рейсов - до 90%. Лидером по абсолютным показателям среди опрошенных аэропортов стал Санкт-Петербурга "Пулково": за 9 месяцев 2014 года количество пассажиров на внутрироссийских маршрутах, поддерживаемых государством, увеличилось почти в 3,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года - до 58 тыс. чел. В этом году открылись новые направления: авиакомпания "Руслайн" начала выполнение регулярных полетов в Киров, Липецк и Саранск, а "Псковавиа" - в Курск. Таким образом сегодня из Санкт-Петербурга выполняется 13 субсидированных рейсов. Быстрый рост пассажиропотока на региональных линиях фиксируют в новосибирском "Толмачево": в январе-августе он увеличился на треть, до 251 тыс. пассажиров. Субсидируемые направления за этот период выросли почти в три раза к 2013 году - до 21,7 тыс. пассажиров. Региональные и местные линии приносят аэропорту до 10% пассажиров: "К региональным рейсам мы относим направления в радиусе 1800 км, доля от общего пассажиропотока на них составила 9% (25 тыс. пассажиров). Доля пассажиропотока на местных авиарейсах (до 600 км) составляет менее 1%", - рассказали в "Толмачево". В аэропорту Иркутска каждый год прибавляется более чем по 12% региональных авиапассажиров, субсидированные маршруты растут быстрее - на 18% за 9 месяцев 2014 года по отношению к аналогичному периоду 2013 года. В аэропорту Минеральных Вод рост пассажиропотока по субсидируемым направлениям за тот же период составил 38%. Значимость региональных перевозок подчеркивают в холдинге "Аэропорты регионов". Сегмент региональных и местных перевозок является лидером роста во всех аэропортах холдинга, ежемесячный прирост в 2014 году примерно составляет 20% в "Кольцово", 50% в "Стригино" и 30% в аэропорту "Курумоч". Доля региональных авиаперевозок в аэропортах составляет 25%, 15% и 21% соответственно. "С учетом того, что программы полетов по субсидируемым перевозкам начинались в разные периоды 2013 года (с апреля по июль), отследить устойчивую динамику на данный момент невозможно", - отмечают специалисты холдинга. Стоит отметить, что под региональными и местными направлениями понимается все внутренние направления за исключением Москвы. Похожие цифры озвучивают конкуренты: региональный пассажиропоток группы "Базэл Аэро" вырос почти на 20%. Среди драйверов роста региональных авиаперевозок в холдинге называют внешние факторы: наличие достаточного количества нишевых авиакомпаний, располагающих парком воздушных судов небольшой вместимости, развитие сообщения с Крымом, а также спрос на установление деловых связей между соседними регионами. В аэропорт Краснодара, например, открылись рейсы из Нижнего Новгорода, Белгорода и Волгограда. Один из маршрутов (Краснодар - Сочи) в зимний период субсидируется из регионального бюджета. Назначенным перевозчиком выступает авиакомпания "Якутия". В летний сезон началось субсидирование маршрутов из Краснодара и Анапы в Симферополь. Якутия выполняет субсидируемые рейсы Краснодар - Махачкала, Краснодар - Астрахань, Краснодар - Белгород. Авиакомпания "Руслайн" выполняет полеты на субсидируемых маршрутах Краснодар - Волгоград и Краснодар - Воронеж. Трепетно относятся к развитию программы в красноярских аэропортах "Емельяново" и "Черемшанка". В аэропорту "Емельяново" ее реализуют "КрасАвиа", "Томск Авиа", "КАТЭКАВИА" и авиакомпания "Таймыр", выполняя рейсы в Томск, Кемерово, Байкит, Тура, Игарку, Ванавару, Подкаменную Тунгуску, Хатангу, Северо-Енисейск и Туруханск. По итогам 9 месяцев 2014 года на региональных направлениях из "Емельяново" было перевезено 118,5 тыс., доля региональных рейсов от общего пассажиропотока составила 7%, от пассажиропотока внутренних воздушных линий - 11%. Процент пассажиров, воспользовавшихся программой субсидирования мал - 0,2% от общего пассажиропотока аэропорта. Однако и реализуется программа менее года. Присоединились к делу и региональные власти. Авиакомпания "КрасАвиа", летая в города Тура, Байкит и Ванавара, не получает федеральных субсидий, но дотируется министерством транспорта Красноярского края. "На сегодняшний день доля авиакомпании "КрасАвиа" в общем объеме пассажиропотока аэропорта "Емельяново" составляет 0,9%", - говорят представители аэропорта, этими рейсами в 2013 году воспользовались 25 тыс. человек. Аэропорт "Черемшанка" по программе субсидирования перевозок по итогам 9 месяцев 2014 года обслужил около 20 тыс. человек по шести направлениям. Выходит, что роль субсидируемых маршрутов в развитии аэропортов статистически не очевидна - в среднем, пассажиропоток на этих направлениях составляет не более 2% от общего числа обслуженных пассажиров. Однако сегмент региональных перевозок в целом может иметь вполне заметное влияние: для отдельных аэропортов это фактически треть клиентуры. И даже в тех случаях, когда под региональными действительно понимаются рейсы протяженностью до 2 тыс. км, их доля все равно может составлять более 10%. Успешный опыт "раскатывания" направлений совместными усилиями аэропортов и авиакомпаний в России уже имеется, поэтому остается вероятность, что помимо социальной значимости, программа поддержки региональных перевозок в некоторой части получит понятную коммерческую ценность.

Пользы много не бывает

Аэропорты признают важность реализации государственной программы и пользу совместной работы с властями разного уровня. Даже несмотря на то, что субсидируемые из бюджета рейсы приносят лишь малую долю пассажиропотока, государственная программа, выраженная в постановлении №1242, получила высокую оценку с их стороны. Она имеет социальную значимость, позволяет на деле проверить теоретическую целесообразность открытия рейсов по ряду направлений и даже несколько меняет структуру авиаперевозок в отдельных регионах. "Субсидирование региональных авиаперелетов является социально значимым аспектом данной программы, так как позволяет снизить стоимость билета для пассажиров и сделать авиаперелеты в города ПФО более популярными", - говорят в Казани. "Субсидирование позволяет популяризировать маршрут и оценить потенциальный спрос в реальном времени. Доступная стоимость билета делает рейс привлекательным для пассажиров, помогая раскрутить его и обеспечить стабильные загрузки", - отмечают в "Храброво". "Программа способствует росту объемов обслуживания воздушных и судов", - напоминают в "Емельяново", подчеркивая, что первостепенную значимость они имеет все же для перевозчиков. "Она является хорошим фактором для практического понимания авиаперевозчиком потенциала и востребованности региональных рейсов", - добавляют в аэропорту Минеральных Вод. "Реализация программы позволила расширить маршрутную сеть сразу на шесть близких краю регионов", - говорит генеральный директор аэропорта Перми Эдуард Кошенсков. Он подчеркивает, что новые возможности повышают мобильность пассажиров - без труда можно слетать на несколько дней в соседние регионы для решения своих бизнес или личных дел. Кроме того, наличие программы позволяет пассажирам миновать Москву: "Многие рейсы имеют удобное стыковочное время. Например, аэропорт Казани является хабом, позволяющим осуществлять транзитные перелеты не через Москву, а через Казань, которая территориально находится ближе к Перми", - добавляет собеседник агентства. Вместе с тем, совершенству, как обычно, нет предела. Государственная поддержка региональной авиации никогда не будет лишней. Так, например, во Владивостоке считают, что для эффективного развития региональных и местных авиаперевозок в первую очередь необходимо активное усиление парка воздушных судов авиакомпании "Аврора", а также привлечение альтернативных базовых авиаперевозчиков. Аэропорт Новосибирска предлагает отменить ограничения по расстоянию перелета, либо увеличить его в Сибирском федеральном округе с 1200 до 1800 км, предусмотреть возможность сокращения/увеличения на одну частоту выполнения рейсов в зимнем/летнем сезонах, а при достижении максимального порога пассажиропотока предусмотреть сокращение размера субсидии по направлению, но не исключать из перечня субсидируемых в 2015 году. Кроме того, программа субсидирования никак не мотивирует крупных дальнемагистральных авиаперевозчиков на сотрудничество с небольшими региональными авиакомпаниями, полагают в "Толмачево". "По нашему мнению, в этом кроется залог успеха дальнейшего развития региональных авиаперевозок. Ведь программа не призвана субсидировать региональные авиаперевозки до бесконечности. Основная цель - выведение перевозок на уровень рентабельности. А он, по нашему мнению, может быть достигнут за счет развития трансферных перевозок в сотрудничестве регионального авиаперевозчика с дальнемагистральными", - рассуждают специалисты предприятия. Сегодня такое сотрудничество сдерживается по ряду причин, например, из-за отсутствия у региональных авиакомпаний документа, подтверждающего соответствие стандартам IOSA, что является сдерживающим фактором для заключения код-шеринговых соглашений. И в этой части государство могло бы оказывать посильную помощь перевозчикам и стимулировать аэропорты на ответные меры.

Аэропорты идут навстречу

Развитие новых направлений "в одиночку" остается для перевозчиков делом рискованным: пока маршрут не раскатан, популярность его не вполне предсказуема. И наличие государственной поддержки - хорошее подспорье на пути в неизведанное. Однако если профит авиакомпании от реализации программы - величина измеримая и осязаемая, то значение ее для аэропорта оценить не так просто. Специалисты агентства "АвиаПорт" решили выяснить, какую роль в этой истории играют региональные аэропорты: имеют ли они реальную заинтересованность в субсидированных перевозках и развитии региональной маршрутной сети, готовы ли, со своей стороны, идти навстречу перевозчикам, или довольствуются возможностью получать сборы за взлет/посадку. Для этого было опрошено более десятка аэропортов из числа "узловых" по постановлению №1242. Исходя из данных, предоставленных аэропортами, они со своей стороны тоже готовы предлагать перевозчикам разного рода содействие - от предоставления скидок на обслуживание до рекламы на дорогах города. Об этом речь пойдет в следующей публикации агентства.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;