Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Оптимизм перед бурей
Оптимизм перед бурей
Российская авиационная отрасль, несмотря на крайне негативные прогнозы специалистов, настроена более-менее оптимистично. По крайней мере, представители бизнеса, давая оценку перспектив рынка, воздерживаются от негативных прогнозов, тогда как аналитики и зарубежные коллеги выражают опасения относительно будущего. В этой связи не ясно: готовится ли отрасль к кризису на самом деле.

Стакан наполовину полон

Согласно данным Росавиации, пассажиропоток российских авиакомпаний в январе-октябре 2014 годы вырос на 11,2% - почти до 80,5 млн человек. Несмотря на категорически негативные прогнозы развития международного сектора, первые восемь месяцев рост наблюдался и в этом сегменте - было перевезено на 5% больше пассажиров, чем годом ранее, хотя в 2013 году динамика достигала 18,4%. Аэропорты более спокойно говорят о нестабильности рынка, публикую данные о падении на международных воздушных линиях (МВЛ), в отдельных случаях превышающем 10%. Авиакомпании явно стараются избегать огласки даже того факта, что международный пассажиропоток замедлил рост, публикуя пресс-релизы преимущественно о росте доли внутренних воздушных линий (ВВЛ). Мета-поисковики и online travel agency отмечают, что изменения на рынке заметны, однако их бизнес пока продолжает расти за счет общего увеличения интернет-продаж авиабилетов. Спад неравномерен, и на общем негативном фоне есть "островки спокойствия", отмечают эксперты. "Наименее заметно падение трафика в сфере чартерных перевозок, по большей части на направлениях Средней Азии - спрос переориентируется туда и на внутренние линии, - говорит независимый эксперт Андрей Крамаренко. - Регулярные перевозки падают сильнее, в основном на направлениях дальнего зарубежья. Спад происходит во многом за счет иностранцев, выставляющих тарифы в валюте".

Пассажиры сбегают на ВВЛ

Едва ли не раньше всех (еще весной) о грядущем спаде начали говорить в аэропорту Санкт-Петербурга "Пулково". Сегодня его представители подтверждают, что пассажиропоток аэропорта растет медленнее, чем ожидалось ранее. Также отмечается, что произошла переориентация спроса и изменилась структура пассажиропотока - если раньше перевозки внутри РФ составляли 45% от суммарного объема трафика, то сейчас на них приходится 49% трафика. Лидерами по темпам спада перевозок являются Украина, Греция, Тунис, Узбекистан, Чехия. Суммарные "потери" международного трафика составили более 377 тыс. пассажиров. О перераспределении трафика в пользу ВВЛ говорят и в аэропортах холдинга "Новапорт". Здесь почти наполовину сократился пассажиропоток в Грецию, снижение на направлениях в Чехию, Германию и Таиланде составило около 10%, а в малых аэропортах эти направления уменьшились еще сильнее или вовсе были закрыты, сообщили аналитики холдинга. По их словам, в октябре было зафиксировано первое падение по отношению к прошлому октябрю, оно составило 4,3%. Однако некоторые аэропорты холдинга, благодаря иностранным авиакомпаниям-партнерам - flydubai, Turkish Airlines и "Узбекские авиалинии" - существенно превышают среднеотраслевой рост, что подтверждает тезис о переориентации пассажиропотока на азиатские направления. Московский аэропорт "Шереметьево" смотрит в будущее с оптимизмом, однако тоже не отрицает, что туристов стало меньше. "Благодаря особенностям маршрутной сети, состоящей преимущественно из регулярных направлений высокого спроса и с высоким уровнем деловой активности, пассажиропоток Шереметьево стабильно растет и в меньшей степени подвергся спаду туристической активности", - сказал, отвечая на вопросы "АвиаПорта", представитель предприятия. В холдинге "Базэл Аэро", консолидировавшем аэропорты Краснодарского края, пострадали в основном чартерные направления. Однако аэропортам группы в этой связи ничего не грозит: "Доля международных отправок в аэропортах "Базэл Аэро" невелика. Кроме того, мы наблюдаем переориентацию международных туристических потоков на курорты РФ. Потерь у нас нет, поскольку падение невысокого локального спроса на международные перевозки перекрывается растущим въездным туристическим спросом", - подытожил представитель компании.

Предновогодний скачок

На этой неделе авиабилеты за рубеж в одночасье подорожали на 12,5%. Всего с 26 ноября рост стоимости международных перевозок составил 13,5%. Резкий скачок цен на авиаперевозки произошел из-за ослабления рубля: Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) обновила валютный курс для взаиморасчетов с 56 до 63,5 рублей. Курс IATA привязан к курсу рубля к евро, округленному до 50 копеек в большую сторону, обновление его происходит еженедельно, рассказал "АвиаПорту" вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. "Падения курса рубля на самом деле было два, - рассуждает А.Крамаренко, - Это управляемая девальвация на 25%, начавшаяся в 2013 году, и отразившаяся на туроператорах, и неуправляемая сегодняшняя". По словам аналитика, в летний сезон текущего года инерционный спрос еще сохранялся и авиаперевозки на международных направлениях продолжали расти, пусть и меньшими темпами по сравнению с прошлым годом. Сейчас ситуация изменилась.

Ажиотажа не наблюдается

На новогодние праздники, традиционно становящиеся "лучом света в темном царстве", и приносящие ежегодный всплеск продаж, в этом году в отрасли особенно не рассчитывают, и не готовы заранее прогнозировать результаты новогодней программы. Разве что в "Шереметьево" смотрят на все с традиционным для аэропорта оптимизмом: в декабре и в период январских праздников ожидается четырехпроцентный рост. Правда, год назад они отчитались о росте в 11% за аналогичный период, два года назад показатель роста составил 9,4%. Представители "Базэл Аэро" ушли от ответа на вопрос о том, смогут ли праздники исправить печальную статистику прежних месяцев, отметив, что вовсе не считают ситуацию критической и нуждающейся в исправлении. "В октябре в Сочи рост международного трафика на 7%. В Краснодаре в октябре отмечен незначительный рост - чуть более 1%, что связано с сезонным падением международных перевозок", - сказал собеседник "АвиаПорта", отвечая на вопрос про прогнозы на Новый год. Руководство "Новапорта" традиционно ожидает увеличение нагрузки на аэропорты холдинга, но на общих результатах года праздники не скажутся, уверены в холдинге. В "Пулково" тоже на позитивное влияние новогодних праздников специалисты рассчитывать не спешат, прогнозов из осторожности не делают. Ситуация еще может измениться, надеются руководители интернет-сервисов: мета-поисковиков и онлайн тревел-агентств. Представители этих компаний отмечают резко упавшую глубину бронирования авиабилетов и предполагают, что новогодний расклад еще может измениться. В прошлом году глубина бронирований на Новый год составляла около 30 дней, в этом показатель может немного упасть, если судить по году в целом, считают в AviaSales. "В связи с сокращением глубины бронирования, делать выводы по Новому году пока рано", - говорит генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix Александр Сизинцев. Впрочем, недавний резкий рост цен на авиабилеты негативно отразится на продажах в последние недели года.

Взгляд со стороны

Наиболее оптимистичным будущее кажется, если смотреть на него из интернета. Кризис заставляет туристов отказываться от услуг турагентов и проявлять больше самостоятельности при планировании поездок, так как лишать себя путешествий наши соотечественники не намерены. Проведенный компанией Momondo опрос показал, что траты на путешествия находятся у 66% наших соотечественников на втором месте по приоритетности после покупки одежды и обуви. "Это доказывает, что в России к настоящему моменту сложился целый класс людей, для которых путешествия стали обязательным атрибутом. В этой связи мы не склонны думать, что люди станут отказываться от поездок в наступающем году. Вероятнее всего произойдет смена приоритетов в выборе направлений", - прокомментировал представитель компании. Путешественники начнут присматриваться к странам с более низким уровнем цен, а также к тем направлениям, куда перелет будет стоить дешевле, считают игроки онлайн-рынка. Привлекательными для россиян могут оказаться развивающиеся страны, где курс валют также нестабилен. Может быть, сократится средняя продолжительность поездки и средний чек на проживание в отеле, но ездить не перестанут. Однако нездоровая ситуация в туристическом бизнесе заставляет путешественников больше задач брать на себя, что положительно сказывается на отрасли онлайн-продаж. "Мы пока не ощущаем снижения спроса на авиабилеты и даже видим рост. Во многом это происходит и благодаря притоку новых пользователей, которые ранее были клиентами туристических компаний", - заметили представители Momondo.

Если где-то прибыло, значит где-то убыло

Все имеет противоположную сторону, и положительные для онлайна изменения могут не порадовать туроператоров и турагентов. Тренд перехода части клиентской аудитории туроператоров к самостоятельному туризму, получивший в уходящем году дополнительный стимул после банкротства туроператоров, только усилится, уверен А.Сизинцев. В 2014 году, по оценкам его компании, "пакетный" сегмент сократился на треть, а рост онлайн-трэвел сегмента составил около 5-10%. Переориентация же части туристического пассажиропотока на внутренние воздушные линии - это доля рынка, потерянная для российских туроператоров. "Они так и не смогли освоить продажи российских направлений, и потеряют эту часть пассажиропотока", - уверен А.Крамаренко. Он напоминает про то, что падение рубля приведет к падению продаж на туристическом рынке на 40-50%.

Нам не дано предугадать...

Следующий год для авиаперевозок в целом пока выглядит загадочно. Аэропорты надеются слегка отыграть падение пассажиропотока. Специалисты "Новапорта" уверены, что рост в 2015 году будет, пусть и невысокий. "Региональным аэропортам не удастся показать высокий рост МВЛ и в следующем году, однако есть шанс на увеличение пассажиропотока за счет открытия новых направлений по СНГ, так как спрос в малых аэропортах (Астрахань, Томск, Чита) не удовлетворен", - говорят в холдинге. - Основной проблемой в 2014 году стала нестабильная ситуация на туристическом рынке. В целом рынок МВЛ не насыщен и готов к увеличению, однако высокие риски деловой среды сдерживают рост". К их мнению присоединяются специалисты "Пулково", утверждая, что доля международного трафика может изменится в большую сторону, "как только улучшится макроэкономическая и политическая ситуация". Lufthansa ожидает по итогам года увидеть в России результаты, аналогичные прошлогодним. Однако, учитывая общую тенденцию падения доходности на пассажира, ситуация может быть менее оптимистичной, чем годом ранее, считает директор компании по России и СНГ Аксель Хилгерс. О падении доходной ставки на пассажира отчитался и "Аэрофлот": на внутренних линиях она упала на 4,1%, на международных - на 2,8%. Эксперты традиционно имеют более пессимистичный взгляд на ситуацию, чем представители авиакомпаний и аэропортов. "О тенденции говорить рано, - рассуждает Д.Горин, - но уже сейчас очевидно падение продаж до 20% у ряда ведущих европейских перевозчиков на российских направлениях. Мы, конечно, не знаем, как изменится курс валюты, подорожание доллара и евро, конечно, ограничит международные перевозки, особенно в туризме, но рубль может и укрепиться. Впрочем, это - не главная проблема, главная - отсутствие спроса". По мнению Д.Горина, даже если стабилизируется политическая и экономическая ситуации, а за ними изменятся потребительские ожидания, отложенный спрос реализуется не ранее второй половины 2015 года. Первая, по его мнению, пройдет с отрицательной динамикой и падение на международных линиях может составить до 20%. На внутренних Д.Горин прогнозирует рост перевозок до 30%. С оценкой падения объемов международных перевозок на одну пятую согласен и А.Крамаренко. Но относительно реализации отложенного спроса его точка зрения иная. "Стагфляция, перерастающая в падение ВВП и реальных, а вскоре и номинальных зарплат, приведет к тому, что доля средств в бюджетах домохозяйств, которые тратились на путешествия, существенно снизится. Добавляет проблем и кризис на кредитном рынке, - считает аналитик. - Сократится также деловой трафик за счет снижения объемов внешней торговли". Если новогодняя программа будет успешной, это тоже повлияет на спрос в 2015 году негативно: те, кто совершил путешествие зимой, скорее всего не будут выезжать из страны второй раз. "Всем очевидно, что кризис будет долгий, - говорит А.Крамаренко. - А значит стабилизация ситуации не приведет к росту спроса. Скорее, люди купят валюту и будут выжидать, приберегать деньги".

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;