Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
«Сначала кормить стали хуже, потом летать реже»
«Сначала кормить стали хуже, потом летать реже»
Кризис, который переживает авиакомпания «ЮТэйр», похоже, переходит на новый уровень. Впервые по решению суда арестовано имущество перевозчика на общую сумму почти 12 млн долларов. При этом в арбитражах находятся еще около 20 дел, ответчиком по которым выступает «ЮТэйр». Из-за финансовых проблем «дочка» авиакомпании «ЮТэйр-Финанс» не смогла вовремя расплатиться по облигациям. И хотя руководство перевозчика не раз заявляло о том, что держит ситуацию под контролем, аналитики не исключают, что ради выживания «ЮТэйру» придется продать часть бизнеса и существенно сократить объем перевозок. О том, что ждет рынок в случае банкротства компании, — в материале «URA.Ru». Читайте все материалы сюжета: Экономический кризис в России в 2014 году Нестабильное положение «ЮТэйра» вызывает тревогу не только у игроков рынка, но, прежде всего, у простых жителей. Особенно это касается ХМАО и ЯНАО, где «ЮТэйр» выполняет, по разным оценкам, порядка 2/3 рейсов. При этом, что особенно важно, компания обеспечивает воздушное сообщение внутри округов, предоставляя людям порой единственную возможность выехать из своего населенного пункта. В осенне-зимнем расписании 2014-2015 годов компания уже сократила рейсы, которые авиаторы сочли «наиболее экономически неэффективными», сообщили «URA.Ru» в пресс-службе авиакомпании. Так, теперь жителям Нижневартовска придется ждать вылета в Москву по два дня, тогда как раньше они имели возможность ежедневно совершать полеты в столицу. Оптимизация расходов в компании, впрочем, по пассажирам ударила уже давно. «Кормить стали хуже, — жаловались многие из них в соцсетях начиная с лета. — Раньше были нормальные порции, а сейчас только бутерброды и чай дают». Но это лишь капля в море, которое может накрыть рынок в случае банкротства «ЮТэйр», говорят эксперты. «Прекращение деятельности компании повлечет за собой рост безработицы в регионах присутствия „ЮТэйр“, снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, ухудшение социальной обстановки и снижение транспортной доступности для сотен тысяч жителей страны», — предупреждает ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. Первая волна увольнений уже произошла. Как сообщили в пресс-службе «ЮТэйр», на первом этапе были сокращены более 800 человек, 500 из которых — управленческо-административный персонал и 300 — летно-технический. Кроме того, как сообщили «URA.Ru» источники, близкие к авиакомпании, сотрудникам «ЮТэйр» задерживают выплату заработной платы. Это касается также и персонала аэропортов, принадлежащих компании. Разговоров о причинах тяжелого положения компании и версий, почему так вышло — масса. «Вся причина в том, что большая часть займов бралась в валюте — речь идет о лизинге. А вот выручка считалась в рублях. Сам по себе самолетный бизнес „ЮТэйра“ — убыточный. Но эти убытки покрывались вертолетным бизнесом. Когда самолетов стало слишком много, вертолетный бизнес не смог их покрывать, и тогда начались эти проблемы. Плюс рост доллара — кредиты стали сразу дороже. А выручка в пересчете на реальные деньги заметно снизилась», — говорит собеседник «URA.Ru». Сумма краткосрочных кредитов компании составляет 27 млрд рублей. Общий объем кредитов — около 90 млрд. По мнению экспертов, в текущей макроэкономической ситуации компании вряд ли удастся получить необходимый объем средств для стабилизации работы. «Увольнением сотрудников брешь в бюджете они явно не залатают», — говорит собеседник «URA.Ru». При этом экономические проблемы компании только усугубляются. Накануне Московский арбитраж удовлетворил требование Альфа-банка и арестовал денежные средства и имущество авиакомпании «ЮТэйр» на 11,85 млн долларов. На такие меры банк пошел из-за уклонения авиаперевозчика от исполнения своих обязательств и тяжелого финансового положения компании, говорится в материалах суда. Представители «ЮТэйр» уже объявили о намерении обжаловать это решение. Между тем это далеко не первый случай, когда с авиакомпании пытаются взыскать серьезные суммы. На сегодняшний день в судах рассматривается более 20 арбитражных дел на сумму более 700 млн рублей. Так, 12 ноября в арбитраж Санкт-Петербурга иск к авиаперевозчику подало ОАО «Банк Балтийское Финансовое Агентство». Сумма исковых требований превышает 603,5 млн рублей. Кроме того, в настоящее время арбитражный суд ХМАО рассматривает заявление аэропорта Нягани к авиаторам, которые должны аэропорту 9 млн рублей. Долг в 30 млн рублей за обслуживание самолетов требует с «ЮТэйр» и аэропорт Ханты-Мансийска. Еще один иск на сумму 130 млн рублей к АК подала компания «Газпром Авиа». О том, что у «ЮТэйр» возникли серьезные затруднения, начали говорить летом, когда компания ввела антикризисную программу «Импульс». Мероприятия подразумевали оптимизацию маршрутной сети (на 20% до конца года), сокращение числа воздушных судов, уменьшение времени обслуживания пассажиров, сокращение персонала авиакомпании (минимум на 30%). «Значительное число дочерних и зависимых обществ группы, а именно компании по техобслуживанию и представительства будут ликвидированы, либо реструктуризированы», — объясняли логику действий в авиакомпании. В результате этой работы Группа «ЮТэйр» надеялась сократить производственные расходы на 5 млрд рублей в год. Пока введение программы привело лишь к незначительному улучшению ситуации. Например, по итогам десяти месяцев авиакомпания перевезла более 9,1 млн пассажиров, что на 10% больше показателей аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот «ЮТэйр» за отчетный период достиг 19,3 млрд пкм, улучшив показатель аналогичного периода 2013 года на 23%. Показатель занятости кресел достиг 81%, что выше результата 2013 года. Положительная динамика сохраняется и в секторе вертолетных работ: всего за указанный период было перевезено свыше 85 тыс. тонн грузов и более 615 тыс. пассажиров. Но, несмотря на это, по данным отчетности компании, чистая прибыль «ЮТэйр» по РСБУ снизилась почти в 24 (!) раза, а кредиторская задолженность превышает 70 млрд рублей. Накануне «ЮТэйр» сообщила о приостановке выплат по биржевым облигациям 16 серии. В официальном заявлении ООО «ЮТэйр-Финанс» (дочернее подразделение) заявлено о невозможности исполнения выплат по долговым бумагам за десятый купонный период в размере почти 30 млн рублей. Это связано с решением компании приостановить выплату дохода по всем выпускам облигаций из-за комплексной реструктуризации долга. Речь идет о выпусках облигаций девяти серий (БО-06, БО-07, БО-08, БО-09, БО-10, БО-11, БО-12, БО-13 и БО-16) с держателями которых сейчас ведутся переговоры об изменении условий выплат. В качестве консультанта по реструктуризации привлечен Райффайзенбанк. По версии «Эксперт РА», рейтинги «ЮТэйр», «ЮТэйр-Финанс» и всех облигационных выпусков «дочки» снижены с уровня А+ (очень высокий уровень кредитоспособности) до уровня С+ (очень низкий уровень надежности, преддефолтный). В результате совет директоров «ЮТэйр-финанс» на прошедшем во вторник заседании принял решение досрочно прекратить полномочия генерального директора общества Валентины Тимофеевой. Как сообщается в материалах компании, договор был досрочно расторгнут по ее собственному желанию. При этом гендиректор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов заявлял, что «неисполнение обязательства по оферте дочерней компанией — не критичный момент». «Данная ситуация является временной и не окажет влияния на нашу операционную деятельность в случае достижения своевременных и конструктивных договоренностей между кредиторами и компанией», — отмечал господин Мартиросов. Он также выражал уверенность в том, что удастся «оперативно и конструктивно» решить проблемы компании. В пользу этого говорит и судебная практика «ЮТэйр», который выиграл уже несколько судебных дел по взысканию убытков с туроператоров, которые не заплатили компании за перевозку чартерных пассажиров. Речь идет о ЗАО «Фирма «Нева» и туроператоре «Южный крест», которые должны вернуть перевозчику более 450 млн рублей. Напомним, именно приостановка работы этих компаний существенно подорвала финансовое здоровье авиакомпании. После этого «ЮТэйр» решил выделить весь чартерный бизнес в отдельную компанию — «Катэкавиа», а также передать ей 11 самолетов Boeing-757. Ожидается, что подобная реструктуризация позволит избежать «ЮТэйру» репутационных рисков, связанных с частыми задержками туристических чартеров, и оптимизировать издержки основной компании на персонал и обслуживание самолетов. Также, по некоторым данным, компания намерена продать принадлежащий ей аэропорт Ноябрьска. Эту информацию косвенно подтвердил в ходе одной из своих пресс-конференций губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин. «Не скажу, что мы там сейчас ведем переговоры, но я знаю, что у „ЮТэйр“ появилось желание его продать. Не готов пока говорить о покупке, потому что это дорого, но реконструкцию, наверное, тоже будем делать», — заявил господин Кобылкин. Отраслевые эксперты считают, что для сохранения нормальной работы всего рынка государству необходимо оказать помощь перевозчику. «Если ослабление рубля продолжится, а авиатопливо будет дорожать, ситуация в отрасли рискует еще более ухудшиться, и тогда, очевидно, потребуются меры по ее поддержке», — считает главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. С ним соглашается аналитик консалтинговой компании «Consul PRG» Вячеслав Лимозов. «„ЮТэйр“ является третьим в стране перевозчиком, поэтому оказание помощи компании можно считать поддержкой отрасли. Ведь в случае банкротства перевозчика такого уровня не избежать передела рынка, что может негативно сказаться на пассажирах», — отмечает он. Начальник аналитического отдела инвестиционной компании «Профит» Николай Александров считает, что авиакомпании вряд ли удастся быстро решить существующие проблемы. «У „ЮТэйр“ сегодня достаточно высокий уровень закредитованности, а также множество долгов перед контрагентами. Учитывая общий тренд на снижение покупательской способности граждан и макроэкономические сложности, было бы неправильно полагать, что компании удастся выйти из „крутого пике“ в ближайшее время. Думаю, улучшение может наступить не раньше 2016 года и только при условии помощи извне», — отметил господин Александров. При этом эксперты сходятся во мнении, что ситуация в компании вряд ли дойдет до банкротства, так как она всегда может рассчитывать на содействие акционеров (более 60% акций принадлежит НПФ «Сургутнефтегаз»). Однако остается непонятным, почему акционер раньше не вмешался и позволил авиакомпании дойти до нынешнего положения.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;