Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Aкциз на керосин вернут только российским авиакомпаниям
Aкциз на керосин вернут только российским авиакомпаниям
С подачи правительства с будущего года в России могут возникнуть два параллельных рынка авиакеросина – для российских авиакомпании и их иностранных конкурентов. Россиянам топливо будет обходиться дешевле, а вот иностранные перевозчики из-за подорожания топлива могут реже заправляться в России.

Керосинный маневр

В рамках налогового маневра с 2015 году в будущем году существенно вырастет НДПИ на нефть: это приведет к удорожанию сырья на внутреннем рынке и росту стоимости произведенных из него нефтепродуктов. А в случае с авиакеросином цена возрасте еще на размер акциза, который начнут взимать с будущего года. На 2015 год ставка акциза может составить 2,3 тыс. руб. с тонны, в 2016 году – 3 тыс. руб., в 2017 году – 3,5 тыс. руб. Компенсировать авиакомпаниям удорожание авиакеросина чиновники предложили с помощью налогового вычета, вдвое превышающего сам акциз. До сих пор было лишь непонятно, что непосредственно будет уплачивать акциз и получать наловый вычет. В прежней версии поправок в Налоговый кодекс налоговым агентом называлась «организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющие заправку воздушных судов», то есть топливно-заправочные комплексы. Поправки в Налоговый кодекс (так называемый «налоговый маневр») уже прошли первое чтение в Госдуме, однако перед вторым чтением правительство предложило внести существенные изменения. Так в случае с авиакеросином налоговым агентом чиновники предлагают сделать авиакомпании, имеющие российское свидетельство эксплуатанта. Именно российские авиаперевозчики будут обязаны уплачивать акциз, но они же получают право на получение налогового вычета. Компенсации для других потребителей, в частности, зарубежных авиакомпаний, заправляющихся по прилете в российские аэропорту, поправки в Налоговый кодекс не предусматривают. Авиакомпании при покупке топлива будут начислять этот акциз, и они же будут получать государственную компенсацию в двойном размере от размера акциза, пояснила РБК заместитель главы отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Нина Нечипорчук. По ее словам, иностранные компании не подпадают под этот режим, так как реализация им авиационного керосина акцизом не облагается. Они смогут его покупать без акциза, но не будут иметь права на российские госдотации. Но из-за налогового маневра, подразумевающего рост НДПИ, авиатопливо подорожает примерно на 1,8–2 руб. за литр. В какой-то степени дотация позволит компенсировать это повышение цен для российских авиаперевозчиков.

Правила вычета

По словам генерального директора «Аэрофьюэлз Групп» (крупнейший частный оператор топливозаправочных комплексов) Владимира Спиридонова, эта мера поставит в неравные условия российские и иностранные авиакомпании. Он вспоминает, что еще в 2000-х годах разница в цене на топливо, по которой его покупали иностранные и российские перевозчики, доходила до 2,5 раза в долларовом выражении. «Сейчас из-за экономической политики цены для иностранцев упали практически до уровня заправки российских перевозчиков. И кстати, в последние два-три года аэропортовые сборы для иностранных авиакомпаний также были снижены до уровня российских», – признает Владимир Спиридонов. В ЛУКОЙЛе, «Роснефти», «Газпром нефти» – крупных игроках на рынке авиатоплива – не смогли прокомментировать, как введение акцизов скажется на их бизнесе. Источник РБК в одной из крупных нефтяных компаний уверен, что иностранные авиакомпании не перестанут заправляться в России, поскольку у многих из них попросту не будет выбора: если речь идет о дальнемагистральных рейсах, они не смогут обойтись без дозаправки по прибытии в Россию. А замминистра финансов Сергей Шаталов заверил РБК, что рынок продаж авиатоплива не пострадает, поскольку цена на авиакеросин в России останется ниже, чем за рубежом, даже несмотря на предстоящий рост из-за налогового маневра. Владимир Спиридонов отмечает, что новая схема доставит немало неудобств и российским авиакомпаниям. Выглядеть это будет так: авиакомпания будет заправлять тонну керосина в крыло примерно за 42,3 тыс. руб., собирать соответствующие документы и в установленном порядке получать возмещение. Однако налоговые выплаты в 4600 руб. за тонну авиакомпания получит спустя три-четыре месяца. «В какой-то момент получится, что у авиакомпаний из оборота выведут эти средства», – признает Спиридонов. По данным участников топливного рынка, ежемесячно «Аэрофлот» в России покупает 100 тыс. т авиационного топлива в месяц. Значит, у перевозчика будет оставаться к возврату 460 млн руб. в месяц. За первые три месяца у перевозчика скопится государственный долг порядка 1,4 млрд руб. "Разрыв между оплатой акциза и его возвратом может быть критичным для авиакомпаний", - отмечает гендиректор авиакомпании Red Wings Евгений Ключарев. По его подсчетам в зимний период авиаперевозчик покупает в России порядка 5 тысяч тонн в месяц. Летом этот показатель вырастает до 10 тысяч тонн. «У авиакомпаний нет свободных денег, которые могут выйти из оборота на 3-4 месяца», - признает Евгений Ключаев. Официальные представители «Аэрофлота» и Utair не стали комментировать. На запрос РБК и представители иностранных авиакомпаний, летающих в Россию, не стали отвечать, сославшись на то, что схемы по начислению налогов и акцизов до конца не утверждены. В Минфине уверяют, что авиаперевозчики не пострадают. «Реально они будут не платить, а получать возмещение. Фактически они будут получать начисление субсидии еще до того, как наступит срок уплаты акциза – то есть реально им платить что-то в бюджет не придется. Потому что начисление проходит в январе, а срок уплаты акциза по этим объемам наступает в апреле», – говорит Нина Нечипорчук. Но дополнительными расходами для перевозчиков может обернуться необходимость предоставления в налоговые органы банковской гарантии для получения налогового вычета. Советник председателя совета директоров Русского международного банка Евгений Ретюнский отмечает, что стоимость банковской гарантии составляет для крупных авиакомпаний, таких как «Аэрофлот» или «Трансаэро», 1% годовых, для небольших перевозчиков она может достигать 4–5% годовых. «Все зависит от финансового положения авиакомпании», – поясняет эксперт. По его словам, авиакомпании уже давно пользуются банковскими гарантиями и рынок их предоставления развит. «Для банка это менее рискованный продукт, нежели кредит. Более того, банк практически ничем не рискует, так как авиакомпания имеет дело с налоговыми органами, а с ними ссориться никто не хочет», – уверен Евгений Ретюнский.

/ Новости

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;