Hеобходимость оптимизации расходов авиакомпаний заставляет задуматься о таких элементах бизнеса воздушных перевозок, которые прежде воспринимались как данность. В частности, компания Zodiac Water and Waste Aero Systems (подразделение Zodiac Aerospace), которая занимается производством и поставками водо-вакуумных систем для самолетов гражданской авиации, в корне пересмотрела концепцию авиационного туалета и представила в этом году новый продукт, названный революционным туалетом (Revolution toilet). В России и СНГ ZWWS представляет компания United Interiors International (UII).
"Суммарные расходы на эксплуатацию и ремонт одного обычного самолетного туалета составляют примерно18 центов на один летный час, — рассказывает Дэвид Конрад, вице-президент по продажам, маркетингу и клиентской поддержке ZWWS. — Мы сокращаем эту величину примерно до 9 центов. Это усредненные цифры, но они показывают, насколько авиакомпания может снизить расходы, поэтому мы и назвали свой туалет революционным".
Новый туалет имеет модульную конструкцию и состоит из пяти узлов, причем для ремонта можно заменять узлы по отдельности, а не демонтировать туалет целиком, как это было в прежней конструкции. Более того, замену этих компонентов можно выполнить на борту самолета. К тому же обычные туалеты предыдущего поколения производятся либо с правым, либо с левым крепежом, они не взаимозаменяемы, поэтому для ремонта необходимо иметь запчасти для обоих вариантов, что увеличивает эксплуатационные расходы. Сливной клапан нового туалета легко преобразуется из правого в левый, поэтому авиакомпании не нужно покупать запасные туалеты двух типов. "Замена стандартных туалетов на новые требует инвестиций, но они быстро окупаются, — говорит Дэвид Конрад. — Для узкофюзеляжных самолетов инвестиции возвращаются примерно за два года, для широкофюзеляжных — за 5–6 месяцев. Причина в том, что главная экономия достигается за счет сокращения расходов на ТОиР, а в широкофюзеляжном самолете туалетов много". Обычно сервис туалетов производится при каждом C-check, они эксплуатируются по состоянию, но срок службы зависит, скажем так, от тех рынков, на которых работает авиакомпания, — у некоторых он достигает 20–25 тыс. ч, у других — всего 12 тыс. ч. "Мы полностью пересмотрели конструкцию и материалы, у нашего туалета средняя наработка на отказ составит не менее 40 тыс. ч" — утверждает Дэвид Конрад.
Компания ZWWS сократила вес туалета благодаря применению композитных материалов для пьедестала и новой технологии производства чаши вместо традиционного использования нержавеющей стали.
"Мы уменьшили вес конструкции на 46% всего лишь при помощи новых технологий, которые не всегда были доступны — отмечает Конрад. — Если учесть сокращение веса каждого туалетного модуля, находящегося на борту, экономия получается весьма ощутимой".
По его словам, в авиакомпании Swiss новыми туалетами уже оборудовано 12 самолетов A320, они летают с ноября прошлого года и суммарный налет без туалетных отказов превысил 30 тыс. ч. ZWWS получила заказы на новые туалеты от четырех авиакомпаний, не считая Swiss, а всего компания планирует поставлять 3–4 тыс. туалетов в год. В России потенциальный суммарный объем рынка Дэвид Конрад оценивает примерно в 1000 туалетов, а в целом по СНГ — 1500. На ближайшие три года вместе с новыми самолетами A320 уже заказано 150 туалетов нового типа в России и около 200 — в целом по СНГ.