Приближение летнего сезона перевозок таит надежды и тревоги. Смогут ли российские авиакомпании в период более высокого спроса на авиаперевозки заработать достаточно средств, чтобы хотя бы обслужить свои долги банкам, лизингодателям, поставщикам топлива и др. и не прийти к началу сентября полными банкротами?
Ответ на этот вопрос во многом зависит от платежеспособного спроса и ценовой политики авиакомпаний. К сожалению, про оба фактора трудно сказать что-то определенное.
Более или менее понятно, что платежеспособный спрос остается на довольно низком уровне, что мешает авиакомпаниям произвольно наращивать тарифы и поднимать свои доходы. Дополнительными факторами, сдерживающими рост цен, служат конкуренция и политика регулирующих органов, простимулированная как установками высших политиков, так и общественным мнением.
Про конкуренцию все понятно. Снижать цены легко — все пассажиры идут к тебе, поднимать цены трудно — пассажиры, если у них есть такая возможность, сразу уйдут к конкурентам. А вот регуляторы — в первую очередь Федеральная антимонопольная служба, которая и призвана за этим следить, — смотрят на ценовую проблему весьма односторонне. То есть они легко выступают против повышения цен, находя в этом незаконный сговор или другие нарушения. (Заметим в скобках, что выступления касаются, как правило, ситуации на той или иной отдельно взятой линии, то есть сетевой характер деятельности авиакомпаний игнорируется полностью.) При этом на снижение цен никакой реакции нет, понятие демпинга не определено, никаких антидемпинговых процедур не существует.
Политики исходят из того, что авиакомпании обязаны каким-то образом обеспечить населению транспортную доступность. А население задает на удивление бесхитростный вопрос: что будет с ценами на авиабилеты? Можно подумать, что это население с Луны прилетело бесплатно, по магазинам не ходит и не представляет, что у нас происходит с ценами на все остальные товары и услуги.
Так что цены будут расти. В то же время авиакомпании в борьбе за пассажиров стараются минимизировать свои издержки, одновременно применяя, насколько это возможно, относительно новый для нашего рынка инструмент — распакетирование услуг (можно еще использовать модное английское слово unbundling). Так, например, появляются более дешевые билеты на полет без багажа, к которым можно отдельно приобрести перевозку чемодана.
В целом идея весьма прогрессивная: пассажир платит только за те услуги, которые ему нужны. Остается, впрочем, вопрос, насколько каждый пассажир осведомлен, какие именно услуги ему нужны, и вообще, насколько осознанный выбор делает пассажир.
Тут возможны варианты, поскольку уже сейчас на некоторых линиях возникают ситуации, когда билет авиакомпании с полным сервисом, которая предоставляет бесплатную перевозку багажа и ручной клади, выбор места и возможность вносить изменения в бронирование, получается дешевле, чем билет на те же даты другой авиакомпании, у которой все эти услуги платные и вообще она позиционируется как лоукостер.
Получается, что в сложившихся рыночных условиях ключевой показатель — стоимость билета — не позволяет дифференцировать бизнес-модели, по которым работают авиакомпании. Именно отсюда следует вывод об искривленности рыночного поля, где работают авиакомпании, — за одну и ту же цену можно получить самый разный набор услуг. Что, конечно, не облегчает жизнь пассажирам — им надо вдумчиво разбираться в том, что именно они покупают.
Авиакомпании и сами делают это не от хорошей жизни. Борьба на износ продолжается.
Вот в таком состоянии авиакомпании и входят в летний сезон. Остается только пожелать всем удачи