За 15 лет проведения европейской выставки деловой авиации EBACE еще никто из ее участников не делал столь необычного объявления, как корпорация Chongqing Commercial Aircraft Corporation (CCAC), которая анонсировала создание нового бизнес-джета StarLiner 100 и 50-местного регионального реактивного самолета.
Сказать, что CAAC существует недавно, было бы преувеличением: компания сформирована всего две недели назад. Это совместное предприятие китайской Mei Li Xing Hang Industrial Corporation (MLXH), которая базируется в Чунцине, и американской Alliance Aircraft Corporation из Ридинга (шт. Пенсильвания). Создатель Alliance и самого проекта SL100 — Эрл Робинсон, получивший места гендиректора и президента CAAC.
В прошлом Робинсон уже занимался проектированием авиалайнеров. Одной из его работ стали не пошедшие в серию региональные реактивные самолеты Fairchild Dornier 728/928. По его словам, на запуск проекта StarLiner, в том числе на разработку и сертификацию, CAAC получила от китайских инвесторов 81 млн долл. В будущем китайские банки обещали предоставить еще 800 млн долл., однако эти средства, скорее всего, пойдут на финансирование продаж и подготовку к поставкам.
Компания Alliance вложила в совместное предприятие 11 млн долл. Речь идет об интеллектуальной собственности — первых наработках в рамках проекта SL100, выполненных еще до 2004 г., когда работа над самолетом только началась. Учитывая, с какими трудностями пришлось столкнуться разработчикам, еще неизвестно, хватит ли выделенных средств на завершение программы. Но, по словам Робинсона, он "счастлив, что самолет получит сертификаты [Федеральной авиационной администрации США (FAA), Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) и авиационных властей Китая]".
Планируется, что StarLiner будет выпускаться в Китае с 2019 г. Сначала появится 50-местный региональный самолет стоимостью 20 млн долл. (в ценах 2015 г.), дальностью полета 3600 км и скоростью до 0,8M. К 2020 г. должна на рынок выведут бизнес-джет с дальностью полета, увеличенной по меньшей мере вдвое.
Как утверждает Робинсон, благодаря полному электродистанционному управлению, аэродинамически эффективному крылу и использованию композиционных материалов SL100, масса которого составит 22,7 т, будет на равных конкурировать с турбовинтовыми самолетами. Достичь такой эффективности позволит установка на него двух турбовентиляторных двигателей (возможно, с редукторным приводом вентиляторов) тягой около 4 т.
Независимо от выбора силовой установки производитель обещает, что самолеты StarLiner 100 будут на 20% экономичнее первых поколений ERJ, CRJ и ATR, которые он должен сменить на рынке. "В течение ближайших 15 лет региональными перевозчиками по всему миру будет востребовано около 600 самолетов", — утверждает Робинсон.
Существует ли риск, что сверхамбициозный проект вызовет недовольство китайского правительства, которое не терпит появления конкурентов у государственных программ? "Нет, — заверяет Робинсон. — Вместимость нашего самолета меньше, чем у COMAC ARJ21. Мы им не конкуренты".
Что касается выбора EBACE для объявления о запуске, то это всего лишь отправная точка. В следующем месяце CCAC собирается потолкаться с грандами на авиасалоне в Париже и раскрыть там новые подробности о самолете.