Холдинговая компания VivaLatinAmerica, которая управляет мексиканской авиакомпанией VivaAerobus и колумбийской VivaColombia, в следующем году планирует запустить третьего по счету авиаперевозчика. Руководство холдинга не собирается останавливаться на достигнутом и намерено каждый год открывать новую авиакомпанию под брендом Viva.
Kак говорит исполнительный директор VivaLatinamerica Джозеф Мохан, планируемая к запуску авиакомпания будет базироваться в Коста-Рике и выполнять полеты по всей территории Центральной Америки. Стратегия холдинга в Латинской Америке похожа на ту модель, которую применяет группа компаний AirAsia. Другими словами, базирующийся в Панаме холдинг VivaLatinamerica собирается управлять авиакомпаниями под брендом Viva как автономными перевозчиками с определенной долей централизованных закупок и поставок, а также технологической унификацией. Как ожидается, индивидуальные компании либо будут работать в качестве совместных предприятий между VivaLatinamerica и местными фирмами, либо станут полноценными филиалами VivaLatinamerica.
Холдинг VivaLatinamerica поддерживается компанией Irelandia Aviation — "инкубатором" низкотарифных перевозчиков, в числе которых ирландская Ryanair. В процессе интервью с журналистами на саммите International Aviation Forecast в Лас-Вегасе Мохан не уточнил количество планируемых к запуску авиакомпаний, но подчеркнул, что холдинг VivaLatinamerica откроет столько авиакомпаний, сколько будет востребовано рынком.
Новый коста-риканский перевозчик, название которого пока не сообщается, будет эксплуатировать самолеты Airbus A320 в конфигурации на 180 пасс. Известно также, что все авиакомпании под брендом Viva будут использовать унифицированный парк ВС в единой конфигурации. VivaColombia уже эксплуатирует исключительно самолеты A320, тогда как в парке VivaAerobus еще летает несколько Boeing 737. Как говорит Мохан, к началу 2016 г. в составе VivaAerobus останутся только лайнеры A320.
Новая авиакомпания холдинга будет отличаться от VivaColombia и VivaAerobus тем, что начнет выполнять полеты в разные страны. Согласно концепции развития VivaLatinamerica, Центральная Америка — это единый рынок, состоящий из нескольких стран. Потенциал его огромен, поскольку воздушное сообщение между такими странами, как Коста-Рика и Гондурас, остается неразвитым, а уровень тарифов на авиабилеты по-прежнему очень высок. Основная доля чувствительного к цене пассажиропотока в этом регионе приходится на автобусное сообщение, и новая авиакомпания VivaLatinamerica будет нацелена на состоятельную часть пассажиров, пользующихся услугами автобусных перевозок. "Между Коста-Рикой и Гондурасом частота автобусного сообщения в шесть раз превышает частоту авиарейсов, — говорит Мохан. — За последние 10 лет авиакомпании вообще не наращивали провозные емкости на этом направлении".
По мнению руководства VivaLatinamerica, у новой авиакомпании есть еще одно рыночное преимущество — неразвитая дорожная инфраструктура и, как следствие, недостаток наземного сообщения в регионе. Опыт холдинга в Мексике и Колумбии показывает, что низкотарифный перевозчик в этом регионе не только сможет переманить пассажиров наземного транспорта и других авиакомпаний, но и будет стимулировать развитие рынка воздушных перевозок.
Однако есть и определенные трудности — например, преодоление бюрократических процедур. В большинстве стран Центральной Америки пассажиры, путешествующие автобусом, не нуждаются в паспортах для пересечения границ, тогда как на авиатранспорте им придется предъявлять паспорт. VivaLatinamerica планирует провести среди потенциальных пассажиров специальную акцию, направленную на разъяснение того, что низкие тарифы на перевозку и снижение времени на прохождение пограничного досмотра оправдывают необходимость использования паспорта. Кроме того, налоги и сборы, действующие в разных странах, могут увеличить стоимость авиабилета на 100 долл., при этом данные сборы неприменимы к международным перевозкам автобусным транспортом. Учитывая, что эти сборы отмене не подлежат, VivaLatinamerica хочет подчеркнуть все преимущества путешествий воздушным транспортом и понизить тарифы на авиабилеты. Маркетинг и просветительские акции будут играть ключевую роль.
VivaLatinamerica проводит анализ других потенциальных рынков в Центральной и Южной Америке для запуска четвертой авиакомпании под брендом Viva, но подходящий рынок еще не определен.