Совокупная прибыль мировой отрасли коммерческих авиаперевозок в 2015 г. показала значительный прирост, увеличившись практически в 1,6 раза. Как сообщили на ежегодном главном собрании Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) в Дублине, чистая прибыль мировых авиакомпаний в прошлом году согласно предварительной оценке составила 35,3 млрд долл.
IATA также обновила прогноз прибыли на 2016 г., повысив его с 36,3 млрд долл. (оценка от декабря 2015 г.) до 39,4 млрд долл. Таким образом, в текущем году авиакомпании по всему миру должны заработать на 11,6% больше, чем в прошлом.
Комментируя прогноз, генеральный директор ассоциации Тони Тайлер подчеркнул, что если оценка на следующий год оправдается, мировой отрасли коммерческих авиаперевозок удастся второй год подряд обеспечить доходность капитала (9,8%), превышающую его стоимость (6,8%). Такое положение вещей в IATA считают исключительным.
По словам главного экономиста IATA Брайана Пирса, в 2015 г. наибольшей доходности капитала (около 10–14%) удалось достичь авиакомпаниям из Северной Америки и Европы, которые за два-три года улучшили этот показатель примерно в два раза.
Вместе с тем Тайлер посетовал, что прибыльность сектора остается сравнительно низкой. Отметив, что прогнозная рентабельность авиакомпаний в 2016 г. составляет 5,6%, глава ассоциации подчеркнул, что это примерно в два раза меньше, чем, например, у сети кофеен Starbucks.
Несмотря на большие успехи отрасли, Пирс предположил, что в скором будущем ее ждут непростые времена: рынок растет исключительно за счет пассажирских перевозок, потенциал которых ограничен.
Как пояснил главный экономист IATA, главный источник роста спроса на пассажирские авиаперевозки кроется в ценовом факторе. По его данным, последние несколько лет средний тариф в этом сегменте снижается на 6%. Помимо удешевления нефти основной причиной понижения стоимости билетов Пирс назвал стремительное развитие лоукостеров. Определенный потенциал с точки зрения дальнейшего снижения издержек в себе несет использование рядом авиакомпаний хеджирования при закупке топлива — как только срок соответствующих контрактов истечет, эти перевозчики также получат доступ к дешевому авиакеросину.
Со временем замедление экономического роста во всем мире, которое наблюдается уже сейчас, скажется и на пассажирских авиаперевозках, утверждает Пирс. По его словам, ждать ускорения роста не приходится, так как очередной экономический цикл приближается к стадии спада.
Что касается грузовых авиаперевозок, то, будучи более чувствительным к состоянию экономики, этот рынок уже сейчас находится в упадке. Непосредственной причиной стало замедление роста международной торговли: совершив скачок после финансового кризиса 2008–2009 гг., темпы ее роста сравнялись со скромной скоростью развития производства. В результате в то время как суммарная выручка мировых пассажирских авиакомпаний за последние 10 лет увеличилась примерно вдове, тот же показатель у грузоперевозчиков остался неизменным.