"Легенда" малой авиации | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11
14.08.2015
Новости

"Легенда" малой авиации

Трудолюбивый "ослик", "везделет", "кукурузник". Все это имена для "вечного" самолета Ан-2, который новосибирские конструкторы превратили в "Легенду" и подарили вторую жизнь "Аннушке". 12 августа на аэродроме Новосибирского авиационного завода имени В. П. Чкалова состоялись летные испытания самолета, прошедшего модернизацию в Сибирском научно-исследовательском институте авиации им. С. А. Чаплыгина. В грозовое небо над полями ромашки и клевера поднялся изящный бело-синий биплан, который разработчики между собой называют "Легендой". Благодаря новым конструкторским решениям у "везделета" значительно выросли крейсерская скорость и грузоподъемность и сохранились уникальные взлетно-посадочные характеристики, за которые так ценится Ан-2. Этот самолет будет представлен на Международном авиакосмическом салоне, который в конце августа пройдет в подмосковном Жуковском. Советский конструктор Олег Антонов называл Ан-2 своей самой большой удачей. Как показало время, он создал самолет, который дольше, чем любой другой летающий транспорт в мире, находился в серийном производстве и даже был занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Ан-2 был вездесущим трудягой: тушил пожары и опылял поля, использовался как геологоразведчик и крылатая маршрутка, широко эксплуатировался на местных воздушных авиалиниях и доставлял грузы туда, куда можно добраться только по воздуху, на малоосвоенные территории Сибири, Крайнего Севера и Средней Азии. Его уникальное свойство - садиться и взлетать без взлетно-посадочных полос, с площадок минимального размера - было востребовано в различных сферах жизни. Выпуск Ан-2 продолжается в КНР, правда, с новым двигателем, современной авионикой и под другим названием. А в нашей стране, где серийное производство данных самолетов было прекращено в 70-е годы, сейчас задумываются о модернизации "везделета". В России в эксплуатации и на хранении находятся более 1400 самолетов, которые могли бы еще послужить России. Как это можно сделать, знают специалисты СибНИА имени С. А. Чаплыгина. В 2013 году они показали на Международном авиакосмическом салоне ремоторизированный Ан-2. Не секрет, что в наших реалиях использование самолетов с поршневыми двигателями - удовольствие не из дешевых: в стране отсутствует отечественный авиационный бензин. Самолет под названием ТВС-2МС, в котором родной мотор "аннушки" был заменен на турбовинтовой американский двигатель фирмы Honeywell, такой проблемы лишен: керосин в несколько раз дешевле авиационного бензина. С заменой мотора улучаются и другие характеристики: уменьшается расход топлива, снижается стоимость летного часа, увеличивается межремонтный ресурс двигателя, возрастает дальность полета и крейсерская скорость машины. Кстати, к 20 августа СибНИА планирует получить аттестат летной годности на свое детище. По сути, это технический паспорт самолета, который позволяет использовать его в коммерческих целях для перевозки пассажиров и грузов. Но в институте после пробы модернизации пошли дальше и создали на базе Ан-2 новый самолет, который пока между собой именуют "Легендой". - У этого самолета сделано совершенно новое крыло по новейшим технологиям из композитных материалов. Оно разработано нами, начиная от аэродинамической схемы и кончая реальной конструкцией. Подобные крылья можно тиражировать промышленностью под любые другие самолеты. Можно сделать самолет с одним крылом, его нижним или верхним расположением. 6 декабря 2014 года мы подняли этот самолет только с верхним крылом. Сейчас на этой машине два крыла в варианте биплана, в таком виде он впервые поднялся в воздух вчера. У биплана есть свои преимущества: меньшая посадочная скорость и дистанция, он пригоден для посадок на необорудованных площадках. Как известно, самолет Ан-2 был сделан не для того, чтобы использовать его на аэродромах. Для взлета и посадки ему достаточно просто ровной площадки. В советские времена летчики часто подбирали ее прямо с воздуха, когда летали на химические работы в поля. В колхозе готовили ровную площадку, без пней, камней, ям - и этого было достаточно, чтобы посадить самолет, - вспоминает первый заместитель директора СибНИА Владимир Драгочинский. - Мы сделали цельнокомпозитное крыло и карбоновое хвостовое оперение, установили новый двигатель, такой же, как стоит на ТВС-2МС. В общем, от классического Ан-2 остался только центральный кусочек фюзеляжа. Впрочем, сейчас на стадии изготовления находится и новый фюзеляж. И это будет совершенно новый самолет на замену Ан-2. В новой разработке останутся все плюсы "прародителя": самолет прост в обслуживании и доступен для пилотов любой классификации, предназначен для социально значимых грузовых и пассажирских перевозок в регионы с низкой транспортной доступностью и может быть использован как лесопожарный, десантно-транспортный, патрульный, геолого-разведочный, санитарный, сельскохозяйственный, способен выполнять полеты с грунтовых площадок длиной всего 200 метров. При этом он стал лучше отвечать современным потребностям малой авиации. - Новые конструкторские решения позволяют самолету перевозить в 2,5 раза больше груза, чем родному Ан-2. И летать в два раза быстрее. Обычный Ан-2 в полной загрузке в крейсерском режиме выполняет полет на скорости 180 км/ч. Модернизированный достигает скорости 210 км/ч, но быстрее на нем лететь проблематично: бипланная коробка начинает гудеть. В самолете, который сейчас проходит летные испытания, применен новый профиль, убрана бипланная коробка и расчалки. Все вместе позволяет увеличить скорость полета - крейсерская скорость сможет достигать порядка 320-330 км/ч, - рассказывает летчик-испытатель Владимир Барсук, руководитель Сибирского научно-исследовательского института авиации им. В. П. Чаплыгина. Владимир Евгеньевич, освоивший 23 типа самолетов, вертолетов, автожиров и планеров, лично поднимает в воздух новинку СибНИА. Опытный пилот, налет которого составляет шесть тысяч часов, в том числе - 2 500 на испытаниях, проверяет скоростные качества новой машины, стартуя с замедлением. Самолет поднимается в воздух на скорости 60 км/ч, что - маленький рекорд - на 15 меньше, чем было раньше. - Хорошая устойчивость, хорошая управляемость, - резюмирует летчик после 40-минутного испытания. - Фактически на наших глазах родился новый самолет. Трудоемкость его изготовления в пять-шесть раз ниже, чем самолета Ан-2. Ресурс по часам - раза в два выше. И много других достижений, например, новая авионика. Самолет будет оборудован современными системами навигации GPS и ГЛОНАСС, на нем будет стоять новое светотехническое оборудование. Это позволит ему выполнять полеты в сложных метеоусловиях. На нем установлены системы инструментального захода на посадку, то есть в любом большом аэропорту он сможет зайти по курсо-глиссадной системе, по приборам. У старого Ан-2 такого не было. Надеемся, наша машина сможет заменить "старичка". Сейчас специалисты СибНИА определяют дальность полета, расход топлива и другие летно-технические характеристики обновленного самолета. В конце августа он должен прилететь на Международный авиакосмический салон, который проводится раз в два года на аэродроме в подмосковном Жуковском, городе авиационной науки и техники. Как известно, МАКС - это один из крупнейших авиафорумов планеты, где демонстрируются опытные образцы летательных аппаратов и устанавливаются многоуровневые контакты, способствующие дальнейшему развитию российской авиации. - В ходе авиасалона планируется совещание с эксплуатантами для того, чтобы сформировать предварительный спрос на созданный самолет, - комментирует Владимир Барсук. - Пока наша задача - изучить спрос. Важно, чтобы те, кто захочет подключиться к этому проекту, четко понимали, что есть возможность сбывать этот самолет. Например, в России, по нашим оценкам, есть потребность в 300-500 модернизированных Ан-2. Если все делать оперативно, то за 2016-2017 годы можно пройти сертификацию и к концу 2017 года выйти на серийный образец.
Читайте также
Beechcraft Denali: долгожданная премьера

Долгая дорога Beechcraft Denali к сертификации приближается к концу. Самолет, задуманный как уникал...

Забудьте о бизнес-джетах: Hill HX50 - первый в мире полностью частный вертолет

Стоимость вертолета от Hill Helicopters, предназначенного для личного использования, начинается прим...

Серия Designer от Bell Helicopter: вертолет для взыскательной публики

Новый интерьер для Bell 429 включает в себя модернизацию всех материалов салона, сочетая качество ма...

Элегантность и лаконичность: как промышленные дизайнеры создавали интерьер новой Cessna Citation

Зайдите внутрь Cessna Citation CJ3 Gen2 — и на вас быстро нахлынет волна сдержанной элегантности. От...

Cessna Citation Ascend: чище, тише, дольше

В погоне за снижением карбонового следа каждый авиастроитель выбирает свой путь. Легендарная америка...

Кулинарная одиссея: обед в этом самолете вы не забудете никогда

Футуристический концепт интерьера частного самолета по версии дизайнеров из PriestmanGoode.

Спортивный облегченный салон Embraer Phenom 100EX стал более безопасным

Легкий твинджет получил больше комфорта и безопасности при сохранении цены в 4,995 млн долл.

ACJ TwoTwenty: не ведая границ

Бизнес-версия самой маленькой "гражданской" модели Airbus всколыхнула рынок в сегменте биз...

Безопасный самолёт: рейтинг самых надежных судов

Многие согласятся с тем фактом, что самолеты - это самый безопасный вид транспорта. Для того, чтобы ...

Spirit создаст композитный фюзеляж для нового легкого реактивного самолета HondaJet 2600

Honda Aircraft планирует сертифицировать новый легкий реактивный самолет HondaJet 2600 в 2028 году, ...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти