События 2015 года заметно повлияли на российские организации, работающие в сфере техобслуживания гражданских ВС. Девальвация рубля способствовала желанию авиакомпаний заниматься ремонтом своего парка дома. Но чтобы развить успех отечественной индустрии ТОиР, предстоит продолжить работу над повышением качества и удобства предоставляемых услуг.
Cостояние гражданской авиации оказывает прямое влияние на деятельность организаций по ТОиР ВС. Но эффект, который на отрасль техобслуживания оказал вывод российскими авиакомпаниями около трети парка самолетов в период с начала 2014 г., нивелировала девальвация рубля. Кроме того, в этот период самостоятельным ТО своих ВС занялся целый ряд перевозчиков. Например, "Уральские авиационные сервисы" (входит в группу "ЮТэйр"), "Россия", Orenair ("Оренбургские авиалинии") — тяжелые формы, "Саратовские авиалинии", Azur Air и др. — легкие.
Прекращение операционной деятельности "Трансаэро" негативным образом сказалось на деятельности некоторых восточноевропейских провайдеров, связывающих значительную часть своей деятельности со вторым перевозчиком нашей страны. Сокращение деятельности ряда чартерных перевозчиков (NordWind, IFly и др.) из-за практически полной остановки полетов в Египет и Турцию, также сказалось на объемах услуг, предоставляемых этим авиакомпаниям.
Несмотря на ощутимую трансформацию российского рынка авиаперевозок ряд независимых игроков отечественной индустрии ТОиР, прогнозируя ситуацию в отрасли, сумели нарастить показатели собственной деятельности.
Так, лидирующий отечественный провайдер — холдинг "Инжиниринг" на своих площадках в Новосибирске, Москве и Минеральных Водах начал реализацию договоренностей по выполнение тяжелых форм техобслуживания на самолетах "Аэрофлота" и ряда других перевозчиков одноименной группы.
По мнению менеджмента холдинга "Инжиниринг", дополнительные процессы импортозамещения стимулировала девальвация рубля. Фактически сложившийся курс российской валюты позволяет отечественным провайдерам предоставлять самое дешевое техобслуживание в мире.
"Вместе с тем авиакомпании должны понимать, что само импортозамещение или движение в сторону "домашнего ремонта" имеет смысл в том случае, если меньшие деньги они платят за услуги техобслуживания с должным уровнем качества и сроков, — комментирует Роман Федоров, заместитель гендиректора холдинга "Инжиниринг" по финансам. — Если это не так, то даже в текущих условиях нужно искать альтернативы, которые в действительности будут дешевле, потому что ситуация и сейчас, а уж тем более дальше будет такова, что выживут те перевозчики, которые более скрупулезно относятся к собственным расходам. Тот, кто этого не понимает, рискует вылететь с рынка".
По словам топ-менеджера, холдинг "Инжиниринг" в рамках собственной политики взаимодействия с клиентами предлагает авиакомпаниям те решения, которые позволяют им снизить расходы на техобслуживание по сравнению c имеющимися на рынке альтернативами.
"Несмотря на все внешние изменения, часть которых способствовала, а часть не благоволила развитию индустрии ТОиР, мы исходим из четкого убеждения, что успех нашего бизнеса зависит от того, что мы делаем сами, — считает Федоров. — Если наша собственная среда не будет сильной, если с каждым годом мы не будем улучшаться с точки зрения спектра предоставляемых услуг, их удобства и качества, скорости техобслуживания и др., дальнейшее развитие российской индустрии ТОиР может замедлиться".
Игорь Паньшин, замгендиректора холдинга "Инжиниринг" по планированию и продажам, говорит, что восточноевропейские провайдеры услуг ТОиР, сотрудничающие с российскими эксплуатантами, для возврата на наш рынок пытаются предложить нашим операторам дополнительные ценности. "Мы тоже понимаем, что на одну разницу курсов валют в перспективе опираться сложно. Поэтому мы постоянно вынуждены искать новые конкурентные преимущества, которые в дополнение к сроку, цене и качеству будут доказывать, что работать с нами удобно и комфортно", — заключает он.