В международном авиасалоне Bahrain International Air Show BIAS-2016, который проходит в Бахрейне, на авиабазе Сахир 21 - 23 января, участвуют 139 компаний из 35 стран мира, включая российские - "Сухой", "Ильюшин", Объединенная авиастроительная корпорация, Рособоронэкспорт. Двумя годами ранее Бахрейн собрал 108 компаний-участников. Ожидается участие 75 официальных делегаций. Власти Бахрейна рассчитывают, что за три дня авиабазу Сахир посетят не менее 36 тысяч зрителей.
Россия представляет на авиасалоне новые достижения в области гражданской и военной авиации. В частности, представлена линейка новейших многоцелевых вертолетов Ми-171А2, "Ансат", Ка-32А11ВС, Ка-226Т.
Динамика роста
Географическое положение позволяет Бахрейну играть значимую роль на маршрутах между Дальним Востоком, Европой и Африкой. Поэтому BIAS-2016 - перспективная выставочная площадка, действующая с 2010 года. Другие страны региона также инвестируют развитие авиационной инфраструктуры. В ближайшие 30 лет в проекты строительства аэропортов планируется вложить 48 млрд. долларов США. На Ближнем Востоке стремительно развиваются коммерческая и частная авиация, прогнозируется дальнейший рост до 2020 года.
Российская Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству отмечает, что за десятилетие экспортные поставки российских вооружений выросли в три раза. В ходе одного только салона "МАКС-2015" заключены контракты на сумму свыше 350 млрд. рублей.
На заседании комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) с иностранными государствами в октябре 2015 года президент РФ Владимир Путин заявил, что портфель заказов предприятий российского оборонно-промышленного комплекса (ОПК) превышает 50 млрд. долларов, и призвал не расслабляться, еще активнее продвигать продукцию на региональные рынки.
Итоги 2015-го официально пока не подведены, а по состоянию на 1 декабря экспортировано продукции военного назначения на 11,6 млрд. долларов (портфель заказов увеличен до 57 млрд. долларов). Россия имеет твердые контракты с шестьюдесятью странами, однако основную выручку дают шесть из них, то есть перспективы роста и развития значительны.
И в дальнейшем Россия намерена выигрывать конкурентную борьбу за счет высокого качества продукции, дополнительных услуг, послепродажного обслуживания, а также за счет развития офсетных программ. Тендеры на поставку вооружений уходят в прошлое, контракты чаще связывают с локализацией производства закупаемой продукции. Примеров тому немало.
Основные партнеры
Парк вертолетов советского и российского производства в странах Ближнего и Среднего Востока сегодня насчитывает свыше 500 машин. И все же в области авиатехники Россия наиболее активно сотрудничает с Индией - до трети всех заключенных контрактов по линии ВТС ежегодно. В конце 2015-го, к приезду в Москву премьер-министра Индии Нарендры Моди российская сторона подготовила контрактов на 7 млрд. долларов. Путин и Моди признали целесообразной совместную разработку самолета пятого поколения - FGFA. Продолжаются переговоры о закупке Индией пяти дивизионов новейших зенитно-ракетных комплексов С-400, партии многоцелевых истребителей Су-30МКИ, 48 военно-транспортных вертолетов Ми-17В5, а также о модернизации самолетов Ил-76/78 индийских ВВС. Стороны намерены и в дальнейшем развивать сотрудничество в сфере авиации.
Китай в 2014 году первым приобрел четыре дивизиона С-400 (1,9 млрд. долларов), в 2015 купил 24 истребителя Су-35 (2 млрд. долларов).
Продолжается сотрудничество с Алжиром, и в 2015 году подписан контракт на 16 истребителей Су-30МКА для алжирских ВВС. Идут переговоры о поставке нескольких дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300ВМ (Антей-2500). В 2016 году стороны планируют заключить контракт на 12 фронтовых бомбардировщиков Су-32 (экспортная версия Су-34). И здесь сыграла роль эффективность фронтовых бомбардировщиков ВКС России в Сирии.
В 2016 году завершится поставка в Египет комплектующих для системы ПВО Антей-2500 (в рамках пакетного контракта на 3,5 млрд. долларов). Стороны планируют подписать новый контракт на 46 истребителей МиГ-35 (2 млрд. долларов).
Большие планы в 2016 году связаны с Ираном. Конфликт 2010 года исчерпан (тогда РФ отказалась исполнять контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ-1). Иран отозвал судебный иск на 4 млрд. долларов, а Россия поставит иранским вооруженным силам четыре дивизиона ЗРК С-300ПМУ-2. Экономические и военные возможности Ирана достаточно высоки, и после снятия с этой страны международных санкций объем российско-иранского взаимодействия по линии ВТС возрастает.
Ираку поставляются вертолеты Ми-35 и системы ПВО Панцирь-С1.
Вьетнам планирует расширить парк истребительной авиации за счет приобретения истребителей Су-30МК2.
Российские производители авиационной техники военного назначения в Бахрейне наверняка уделят внимание традиционным и перспективным партнерам из всех регионов мира. И, если бы не жесткие обязательства перед НАТО, многие европейские страны наверняка предпочли бы наши системы ПВО и авиатехнику, которые дешевле и эффективнее западных аналогов.
Стратегия безопасности
Конфликты на Ближнем Востоке повышают спрос на российскую продукцию и, по мнению специалистов, интерес к авиационной технике РФ растет.
Сегодня к России обращаются страны, которые не сотрудничали с нами по линии ВТС десятилетиями. Так, Саудовская Аравия, которая ранее ориентировалась на закупки вооружений у стран НАТО, теперь проявляет интерес к российским системам ПВО. А главное, посредством военно-технического сотрудничества со многими странами (с учетом непредсказуемой региональной специфики) сфера высоких технологий в России постоянно развивается и серьезно влияет на всю систему национальной безопасности.
Президент РФ Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию заявил: "Наличие собственных передовых технологий - это ключевой фактор суверенитета и безопасности государства, конкурентоспособности отечественных компаний, важное условие роста экономики и повышения качества жизни наших граждан". И предложил юридически приравнять стратегию научно-технологического развития к стратегии национальной безопасности уже в 2016 году.
После салона в Бахрейне и до конца 2016 года состоятся аналогичные (авиационные) выставки в Москве 25-26 февраля и 19-21 апреля, в Абу-Даби (ОАЭ) 6-12 марта, в Хайдарабаде (Индия) 16-20 марта, в Маракеше (Марокко) 27-30 апреля, в Геленжике (РФ) 22-25 сентября, в Париже (Франция) 26-28 октября. И объективно у российской авиапромышленности есть все условия для развития и успехов на мировом рынке.