Четвертый по величине российский перевозчик "ЮТэйр" объявил о том, что с 25 октября текущего года он перейдет на новую систему провоза багажа и ручной клади на всех своих рейсах, установленную в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Сегодня этот подход применяется большинством авиакомпаний —членов IATA. Изменение правил упростит и унифицирует процедуру оформления багажа пассажиров, путешествующих стыковочными рейсами, подчеркивают в авиакомпании.
Нововведение основано на штучной концепции Piece Concept, определяющей нормы по количеству мест багажа, которое можно перевозить пассажиру. В соответствии с новыми правилами клиенты "ЮТэйр", следующие экономическим классом, без взимания дополнительной платы смогут перевезти одно место багажа весом до 23 кг и одно место ручной клади весом до 10 кг. В свою очередь пассажиры класса "эконом-комфорт" получают два места багажа весом до 32 кг каждый и одно место ручной клади массой до 10 кг. Билет бизнес-класса позволит перевезти два места багажа массой до 32 кг каждое и два места ручной клади.
Как сообщают в IATA, ограничения по весу в 23 кг введены в соответствии с международными стандартами с учетом охраны здоровья работников аэропорта, которые занимаются погрузкой вещей в самолет. Если сумка весит больше, то пассажиру может быть предложено пометить чемодан как "тяжелый багаж", говорится в сообщении IATA. Тем не менее, в организации сообщают, что у ряда авиакомпаний установленный максимальный вес составляет именно 32 кг (преимущественно в бизнес-классе).
До вступления в силу новых правил у "ЮТэйр" действует другой подход к расчету максимальной массы багажа и ручной клади — Weight Concept. Он определяет нормы веса багажа, которые разрешено провозить пассажиру бесплатно. При этом количество чемоданов и сумок, которые могут уложиться в этот вес, не ограничивается. Так, сейчас пассажир экономического класса может провезти багаж и ручную кладь общим весом до 20 кг, в "эконом-комфорте" — 30 кг, в бизнес-классе — 40 кг (вес ручной клади не должен был превышать 5 кг). Таким образом, с 25 октября "совокупный вес багажа и ручной клади, принимаемых к бесплатной перевозке рейсами авиакомпании, увеличится для пассажиров экономического класса на 13 кг, для пассажиров классов "эконом-комфорт" и бизнес — на 26 и 44 кг соответственно. Но при этом вводятся количественные ограничения", подчеркнули в "ЮТэйр".
Решение перейти на Piece сoncept в авиакомпании объяснили также "многочисленными просьбами пассажиров". Сегодня концепцию, рекомендованную IATA, среди пяти крупнейших перевозчиков используют авиакомпании "Аэрофлот" (член альянса SkyTeam) и S7 Airlines ("Сибирь"; член альянса Oneworld). При этом их нормы по максимально допустимому весу и количеству мест багажа соответствуют тем, что будут приняты в этом году у "ЮТэйр".
"Аэрофлот" ввел подход Piece Concept в 2011 г., S7 Airlines — в 2014 г. В первой авиакомпании сообщили, что "данное изменение позволит упростить правила перевозки багажа, сделать их более понятными для пассажиров, стандартизировать по отношению к правилам перевозки багажа на рейсах участников альянса SkyTeam и установить приемлемые уровни ставок за сверхнормативный багаж". В компании S7 Airlines сообщили: "Многие крупнейшие зарубежные авиакомпании, в том числе участники альянса Oneworld, уже применяют эту систему. Пассажирам будет еще удобнее путешествовать рейсами различных авиакомпаний альянса благодаря единым стандартам на любом участке полета".
Два других крупнейших перевозчика — "Трансаэро" и "Уральские авиалинии" — пока не перешли на Piece Concept. У первого оператора она применяется только на трансатлантических рейсах в США и Канаду.
В "Уральских авиалиниях" ATO.ru рассказали, что компанией "в данный момент применяется система учета сверхнормативного багажа по весу; при этом количество мест багажа у одного пассажира не ограничивается. Оплата производится в соответствии с тарифами и УПТ (условия применения тарифов. — Прим. ATO.ru)". Перевозчик сообщил, что в его ближайших планах нет перехода на систему Piece Concept, однако в будущем такая вероятность не исключается.
При переходе на новые правила провоза багажа "ЮТэйр" также учитывала опыт зарубежных авиакомпаний — своих партнеров Lufthansa и Turkish Airlines. Оба перевозчика являются членами Star Alliance. Отметим, что российский оператор несколько лет назад объявил о своей заинтересованности во вступлении в этот союз, однако пока "ЮТэйр" не удалось этого добиться.
Переход на новые правила облегчит перевозку пассажиров, которые следуют транзитными рейсами по договору код-шеринга — им не нужно будет выяснять, на правила какой авиакомпании ориентироваться. Тем не менее, эти случаи IATA регулирует при помощи резолюции № 302 на основе принципа доминирующего на маршруте перевозчика. В документе говорится, что если рейс выполняется партнером по код-шерингу, то во время перелета действуют правила и условия применения тарифов той авиакомпании, которая фактически осуществляет перевозку пассажиров (если не предусмотрено иное).