SubSonex JSX-1 – самый доступный из реактивных | Jets.ru
0 Сравнение 0 Избранное Спросить
+7 (985) 211-10-11

SubSonex JSX-1 – самый доступный из реактивных

Первое слово, которое приходит на ум, когда вы приближаетесь к SubSonex - крошечный. Второе слово - истребитель. 

Американская компания Sonex Aircraft объявила о начале продаж своей самой интересной модели - одноместного реактивного SubSonex. Сегодня все желающие могут самостоятельно познакомиться с машиной и даже сделать предзаказ на кит-комплект. Минимальный авансовый платеж - $10 тыс. Тем же, кто оплатил всю стоимость сразу ($125 тыс), получат свой самолёт в начале предстоящего лета. 

Несмотря на скромные размеры, машина имеет убирающееся носовое колесо и две стационарные главные стойки шасси, одетые в аэродинамические “гольфы”. Хвост даже не V-образный, а Y-образный, с небольшим вертикальным оперением для дополнительного контроля рысканья - эта конфигурация не очень популярна, но доказала свою эффективность на самолётах серии Waiex. 

Реактивный двигатель находится над фюзеляжем перед хвостовой частью и перевешивает самолёт, если пилота нет в кабине, поэтому конструкторам пришлось установить ещё одно колесо сзади. 

Сам мотор представляет из себя турбину TJ-100, широко распространенную среди планеристов как “поддерживающий двигатель” (мы писали об этом в одном из наших материалов). Турбина весит всего 18 кг и производит 210 кг тяги, которых хватает лёгкому самолёту с лихвой. Что примечательно, TJ-100 производится исключительно в Чехии и, как и большинство чешской авиатехники, уходит своими корнями в советское прошлое, где этот мотор использовался как вспомогательный для военных вертолётов и истребителей. 

В пользу надежности силового агрегата также говорит и тот факт, что его активно используют военные в восточной Европе, в качестве, например, двигателя для учебных воздушных целей. Фонарь кабины откидывается в сторону и попасть внутрь можно просто, перешагнув через невысокий борт. 

Внутри - царство минимализма. Даже для поршневого самолёта здесь маловато приборов и переключателей, не говоря уже о реактивном, но американцы настаивают, что дело не в бедности комплектации, а именно в простоте. Дескать нечего загружать голову лишними рычажками и циферблатами. 

Первичный контроль осуществляется стандартной ручкой и педалями направления. Большие закрылки можно выставить в три положения - 15, 30 или 45 градусов. Дисковые тормоза управляются ручным рычагом. На панели приборов всего четыре переключателя: массы, двигателя, приборов и вспомогательного топливного насоса. Сразу под переключателями расположился миниатюрный цифровой вольтметр. Управление тягой осуществляется металлическим рычагом слева от пилота. Весь процесс запуска турбины и её прогрева занимает по времени около 20-30 секунд. В отличие от поршневых собратьев самолёт медленно разгоняется и набирает скорость. Ожидать от этого “истребителя” ракетного старта - самая большая ошибка покупателей, зато на высоких скоростях, когда пропеллер теряет эффективность и начинает беспомощно молотить воздух, турбина SubSonex продолжает уверенно тянуть вперёд. 

Разгон до взлётной скорости 130 км/ч происходит вяло, но главный сюрприз вас ждёт потом, когда вы потяните ручку управления на себя и оторвётесь от земли. Отсутствие поршневого рокота и присущей вибрации создаёт ощущение планерного полёта. Быстро набрав скорость до 225 км/ч, судёнышко взмывает до 600 метров на максимальной тяге. Управление, конечно, достаточно резкое, что ожидаемо для столь малой машины. Двигатель TJ-100 работает на максимальных оборотах не более 5 минут, затем необходимо их снизить до 90%, что соответствует 70% тяги и хватит для поддержания скорости на отметке 225 км/ч. 

Расход топлива во взлётном режиме превышает 83 л/час, но после перехода на крейсерскую скорость снижается до 52-68 л/час в зависимости от высоты. Максимальная скорость горизонтального полёта, по заверениям производителя ограничивается на отметке 305 км/ч. 120-литрового бака за спинкой сиденья должно хватить на 90 минут спокойного полёта + несколько аварийных минут. Но устоять от нескольких пируэтов в воздухе просто невозможно. 

V-образный хвост незаслуженно считают неподходящим для аэробатики, на Sub Sonex он позволяет выкручивать практически любые вензеля в пределах допустимых перегрузок - от +6g до -3g. Посадка покажется вам очень простой как только вы привыкнете к тому, что под рукой у вас нет резкого изменения тяги. По инструкции посадочная скорость - 140 км/ч при выпущенных на 30 градусов закрылках. Это обеспечивает удобный для обзора угол атаки, а также неплохую управляемость. 

Из-за довольно медленного набора скорости решение уходить на следующий круг должно приниматься довольно рано и ни в коем случае не совпадать с началом задирания носа самолёта. Поршневые выкрутасы здесь не пройдут! Даже скажу более, пилотам планеров будет в кабине SubSonex значительно комфортнее, чем пилотам легких и сверхлёгких поршневых машин. Впрочем, не буду сгущать краски - стационарные стойки шасси достаточно прочные для того, чтоб простить пилоту решение плюхнуться на ВПП при завышенной скорости. 

В целом, стоит сказать, что новый SubSonex JSX-1 не для спокойного отдыха или полётов к друзьям на соседний аэродром. В нём совсем нет багажника, а кабина настолько тесна, что прикреплённая на фонарь экшн-камера вот-вот упрётся вам в голову. Эта машина для эмоций и впечатлений от полёта. Отличная тяга на скоростях выше 200 км/ч и всецело спортивная управляемость делают его отличной реактивной коробкой, настоящим JetBox. 

SubSonex JSX-1, технические характеристики: 

  • Длина 4,8 м 
  • Размах крыльев 5,4 м 
  • Пустой вес 188 кг 
  • Взлётный вес 305 кг 
  • Двигатель Турбореактивный TBS TJ-100 
  • Расход топлива 52-83 л/час 
  • Объём топливного бака 120 л 
  • Дальность полёта 367 км 
  • Максимальная скорость 305 км/ч 
  • Крейсерская скорость 225 км/ч 
  • Дистанция взлёта/посадки 336/305 м 
  • Максимальные перегрузки от +6g до -3g 

Стоимость $125 тыс (4 080 тыс. рублей)

Читайте также
Взгляд в будущее авионики для пилотируемых самолетов

Производители авионики изучают ряд новых технологий: тенденции ведут к упрощению управления транспор...

Экология самолета: EBAA создает стандарты по оценке устойчивого развития бизнес-авиации

Результатом программы станет введение знака соответствия, который может быть применим ко всем компан...

Водородный бизнес-джет может сделать частную авиацию «зеленой»

Французский стартап Beyond Aero заявил о планах создать водородно-электрический бизнес-джет среднего...

Вертолет для дела: яркие новинки с HeliRussia-2023

Россия – страна вертолетная. Благодаря своей протяженности она будто создана для массового применени...

Полет начинается с FBO

Знаменитое изречение о театре и вешалке легко применимо к полету на бизнес-джете и терминалу. Именно...

Весеннее обновление: EBACE-2023

В конце мая десятки бизнес-джетов по традиции слетелись в Женеву. Причиной тому – не экономический с...

С первого взгляда: рейтинг необычных частных самолетов

Среди десятков бизнес-самолетов с достаточно однотипными конструкциями, встречаются те, что запомина...

Поставки джетов 2022: богатые стали богаче

Всех много, а всего мало – так можно охарактеризовать итоги 2022 году в контексте поставок новых биз...

Gulfstream Уолта Диснея наконец восстановят

Интерьер частного самолета, к которому приложил руку сам маэстро, подвергнется капитальному ремонту,...

Falcon 10X получает еще одну награду за дизайн

Французский производитель ожидает, что долгожданный флагман поступит в эксплуатацию в 2025 году. Наг...

Модель добавлена в избранное

перейти

Модель добавлена в сравнение

перейти