Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Европейский вызов американскому вертолетному рынку
Европейский вызов американскому вертолетному рынку
Два европейских производителя намерены бросить вызов американской вертолетной индустрии: франко-немецкий Eurocopter готовится объявить о начале работ по созданию среднеразмерного вертолета X4 с двумя двигателями, а итало-английская AgustaWestland начинает принимать заказы на легкий средний двухдвигательный AW169 и рассчитывает вскоре получить полный контроль над программой гражданского конвертоплана BA609, разработанного совместно с американской Bell Helicopter. Обе компании уже прочно присутствуют на американском рынке гражданских вертолетов, а теперь стремятся продать и военные модификации своих коммерческих продуктов правительственным структурам США. Они подчеркивают технологическое превосходство своих программ над американскими конкурентами и утверждают, что в последующих их разработках это преимущество лишь увеличится. Американские вертолетостроители, в свою очередь, недостатка в оборонных заказах не испытывают, а вот на перспективы рынка гражданского смотрят с осторожностью. Sikorsky разрабатывает скоростной соосный X2 пока лишь в качестве потенциального разведывательного вертолета, а гражданского применения для него в ближайшей перспективе не видит. Bell, охладев к программе BA609, изучает возможность создания нового двухдвигательного вертолета среднего класса, но со сроками пока не определилась. В начале II квартала этого года Eurocopter начнет разработку вертолета X4, который задумывается в качестве замены нынешнему семейству AS365/EC155 Dauphin, говорит президент и исполнительный директор компании Лутц Бертлинг. Выход нового продукта на рынок запланирован на 2016 г. По словам Бертлинга, отличием X4 от Dauphinстанут "значительное увеличение полезной загрузки, улучшенные ЛТХ, повышенная безопасность и легкость пилотирования". Ключевым фактором в планах Eurocopter является поддержка французского государства, в рамках программы стимулирующего финансирования НИОКР в технологических областях, которые находятся на низком уровне развития. Поддержка со стороны государственных агентств в свое время сыграла немаловажную роль в развитии европейского вертолетостроения, но в соответствии с принятыми недавно правилами финансовое вспомоществование на запуск новых гражданских вертолетных программ производитель должен впоследствии возвращать. Новые правила касаются, помимо прочего, передачи военных технологий, разработанных с государственным участием, в коммерческий сектор. Так, в январе этого года AgustaWestland вынуждена была возместить госпомощь, использовавшуюся при создании программ AW139 и BA609. "После длительных обсуждений мы достигли компромиссного соглашения с Еврокомиссией, которое, как мы надеемся, будет применяться и к другим производителям, — говорит исполнительный директор AgustaWestland Джузеппе Орси. — Любая получаемая помощь должна быть возвращена, а для использования военных технологий в гражданских программах теперь существует специальная процедура". "Eurocopter также возместит госкредиты на запуск Eurocopter X4 в соответствии с требованиями Еврокомиссии", — говорит Бертлинг, отмечая, что поддержка будет выделена компании в виде госсубсидии и пойдет не только на работу над X4. По словам Бертлинга, хотя предлагаемая госпомощь и будет меньше по размеру, чем надеялся Eurocopter, ее хватит на то, чтобы запустить программу X4. Объем выделяемого финансирования станет решающим в выборе технологических решений, которые применят на новом вертолете. "Чем больше мы получим, тем больше сможем вложить в эту разработку", — отмечает он. Не все из задуманного в результате окажется реализованным в прототипе X4, "но все равно в нем будут такие технологические решения, о которых мы и помыслить не могли". Продолжает Eurocopter и работу над гибридным высокоскоростным вертолетом X3, летные испытания которого возобновятся в II квартале текущего года. Их целью станет достижение скорости 407 км/ч. Sikorsky уже разогнал свой соосный технологический демонстратор X2 до 463 км/ч, но, как говорит президент компании Джефф Пино, "пока мы не видим перспектив коммерческого применения этой модели". По его словам, за скорость приходится расплачиваться установкой более мощных двигателей и, как следствие, увеличенным расходом топлива. "Скорость не может быть самоцелью", — считает Бертлинг. У Eurocopter тоже пока нет в планах коммерческого продукта, основанного на технологии X3. Сейчас компания сосредоточена на увеличении значения умножения массы полезной загрузки на дальность полета за летный час на 50% при увеличении стоимости летного часа всего на 25%. "Это увеличило бы производительность вертолета при дальних перелетах", — отмечает он. "AgustaWestland все еще верит, что будущее — за конвертопланами, — говорит Орси. — Преимущества конвертоплана над вертолетом помимо высокой скорости заключаются в возможности летать по-самолетному, в большой высоте полета и в герметичности салона". Затянувшаяся программа создания BA609 сейчас фактически заморожена, но европейская компания продолжает переговоры с партнером — Bell — о передаче ей полного контроля над разработкой. "Думаю, что вскоре Bell выйдет из программы, — заявляет Орси. — Я разговаривал с большинством поставщиков, они готовы возобновить работу по программе с нами". Исполнительный директор Bell Джон Гаррисон подтверждает факт интенсивных переговоров с AgustaWestland, но утверждает, что завершение разработки BA609 "потребует партнерства". Проблема упирается в деньги, необходимые для проведения сертификации и организации производства. Сумма выходит немалая, намного больше 500 млн евро, включая фонды, потребные на обновление технологической базы, и меры, направленные на преодоление устаревания программы, которая длится вот уже 15 лет. В то время как AgustaWestland намерена продолжать инвестировать в BA609, Bell к этому не готова. "Нам нужен полный контроль над программой, и Bell согласна отдать нам его, — говорит Орси. — Передача управления оказалась более трудоемким делом, чем нам представлялось, но мы рассчитываем, что процесс завершится в ближайшие несколько месяцев". Наиболее вероятен сценарий, при котором AgustaWestland станет единственным "владельцем" BA609, а Bell останется в программе в качестве крупного поставщика, но перестанет быть партнером. Возможно, американская компания пожелает оставить за собой право интеллектуальной собственности на некоторые ключевые технологии, примененные в BA609. Нынешним ростом выручки AgustaWestland во многом обязана успеху своего среднего двухдвигательного вертолета AW139, количество заказов на который в прошлом году увеличилось на 42% после провального 2009 г. Компания надеется повторить этот успех с более легкой моделью — AW169. Вертолет должен совершить первый полет в 2012 г. и поступить в эксплуатацию в конце 2014 г. Eurocopter, в свою очередь, планирует начать поставки модели EC175, разработанной в качестве конкурента для AW139, в 2012 г. Первыми заказчиками станут офшорные операторы. Sikorskyтоже подготовил "ответ" AW139 — поставки вертолета S-76D также должны начаться с 2012 г. Ожидается, что эти новые модели выйдут на уже оправляющийся от кризиса рынок. По прогнозам, гражданский вертолетный сектор, который резко просел после пика продаж в 2008 г., начнет медленный выход из пике в следующем году. Правда, все зависит от того, какое влияние на мировую экономику окажут волнения в арабском мире и катастрофа в Японии. "В следующем году для гражданского рынка начнется новый цикл роста, и тон здесь будут задавать заказчики из нефтегазового сектора и правительственных агентств", — говорит Орси. "Резкое падение числа заказов в 2009 г. будет ощущаться в виде низкого уровня поставок на протяжении всего 2011 г., и сейчас количество заказов еще не достигло докризисного уровня", — считает Бертлинг. "Рынок активизировался в конце прошлого — начале этого года, и мы ожидаем начала роста американского рынка в текущем году, но рост этот будет медленным", — говорит Марк Паганини, президент и исполнительный директор американского отделения Eurocopter. На отраслевой конференции Heli-Expo в США в начале этого года Eurocopter представил линейку модернизированных коммерческих продуктов под общим брендом e-generation, базирующихся на ряде ранних моделей. Основой большинства новинок стал новый турбовальный двигатель Turbomeca Arriel 2+, отличающийся усовершенствованными компрессором, турбиной и системой управления, что дает прирост в мощности, низкие расход топлива и эксплуатационные затраты.

Поделиться: http://www.ato.ru/content/evropeiskii-vyzov-amerikanskomu-vertoletnomu-rynku

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;