Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Аэрокосмический салон «ИЛА-2012»: новые тенденции на новом месте
Аэрокосмический салон «ИЛА-2012»: новые тенденции на новом месте
Аэрокосмический салон «ИЛА-2012»: новые тенденции на новом месте
Международный авиационно-космический салон «ИЛА-2012», традиционно проходящий в столице Германии по четным годам в начале июня, на этот раз поменял не только сроки проведения, но и место. Впервые с экспозицией можно было ознакомиться с 11 по 16 сентября на другой территории – в выставочном комплексе «Берлин Экспоцентр Эйрпорт» нового международного аэропорта Берлин-Бранденбург интернэшнл (Berlin Brandenburg International, BBI). То, что ИЛА откроется не в июне, а в сентябре, его организаторы объясняют необходимостью создания более благоприятных условий экспонентам и специалистам, многие из которых принимают участие в выставке вооружений «Евросатори-2012» в Париже (июнь) и авиационно-космическом салоне «Фарнборо» (июль). Кроме того, на июнь 2012-го планировалось открытие нового аэропорта – Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта (правда, оно так и не состоялось, его отодвинули на начало следующего года). Однако ИЛА-2012 по срокам проведения фактически «состыковался» с российским международным «Гидроавиасалоном», который в этом году получил дополнительный импульс, привлек не только новых участников, но и внимание немалого числа авиационных специалистов. На нынешней берлинской выставке продемонстрировали изделия 1243 экспонента (из 46 стран мира). Для сравнения: два года назад экспонентов насчитывалось 1153 (представляли они 47 стран). Около 40 процентов из них прибыло из-за рубежа. Показали различную продукцию на ИЛА и 57 российских компаний и организаций, в том числе два субъекта военно-технического сотрудничества – ОАО «ОПК «Оборонпром» и ОАО «РСК «МиГ».

К дронам особое отношение

В текущем году на авиасалоне в Берлине можно было увидеть много новинок. В частности, впервые на выставке появилась специальная площадка, посвященная беспилотным авиационным системам. В настоящее время развитие беспилотной авиатехники идет достаточно динамично. Согласно прогнозу аналитиков известной компании «Тил групп» в предстоящее десятилетие расходы на закупку военных БЛА в мире практически удвоятся – с 6,6 до 11,4 миллиарда долларов. Впрочем, применение этих аппаратов будет расширяться не только в военной, но и в гражданской области, что требует увязки норм и методов использования дронов в воздушном пространстве, где действуют жесткие правила полетов пилотируемых военных и гражданских самолетов. Для ФРГ, в частности, программа создания и ввода в эксплуатацию высотной разведывательной беспилотной системы «Евро Хоук» на базе американского БЛА RQ-4 «Глобал Хоук» в варианте «блок 40» является одной из приоритетных. В рамках этой программы суммарной стоимостью 1,2 миллиарда евро (1,5 миллиарда долларов) в скором времени ожидается первый полет БЛА «Евро Хоук», демонстрировавшегося на выставке перед павильоном компании-разработчика «Нортроп Грумман». Всего Германия планирует приобрести четыре серийных БЛА и две наземные станции управления ими. Беспилотник оснащен РЛС обзора земной поверхности MP-RTIP разработки компаний «Нортроп Грумман» и «Рейтеон». В рамках требований принятия на вооружение БЛА ближайшей и среднесрочной перспективы ФРГ хотя и продлила до октября 2014 года аренду израильского дрона «Херон-1», однако рассматривает возможность получения нового аппарата, который мог бы находиться в эксплуатации до 2020 года. С этой целью германская сторона сделала запрос американской компании «Дженерал Атомикс» относительно БЛА «Предейтор-В», хотя Израиль продвигает на немецкий рынок новую модификацию своего беспилотника «Херон TP». Вместе с тем израильские источники утверждают, что бундесвер близок к выбору именно БЛА «Херон TP» и по поводу предстоящей сделки скоро начнутся переговоры.

У транспортника пока проблемы

Компания «Эрбас милитари» представила на ИЛА-2012 тяжелый военно-транспортный самолет А400М, поставок которого в ближайшие годы ожидают семь стран – участниц данной программы. В июле эта машина демонстрировалась на международном авиасалоне «Фарнборо-2012» в Великобритании, но не была задействована в программе полетов вследствие проблем с силовой установкой. В Берлине самолет поднялся в небо, но не принимал участия в ежедневной летной демонстрационной программе. Разработчики сообщают, что первый полет первого серийного образца (MSN 7), неоднократно переносившийся опять-таки из-за силовой установки, намечен на начало 2013 года. Срок поставки первых двух самолетов ВВС Франции также сместился с конца первого квартала 2013-го на второй квартал. Получение сертификата типа на самолет тоже задерживается и ожидается теперь во втором квартале следующего года. Проект по созданию четырехдвигательного военно-транспортного самолета А400М с турбовинтовентиляторными двигателями стартовал в 2003 году. Инициаторами выступили семь государств – членов НАТО: Бельгия, Великобритания, Германия, Испания, Люксембург, Турция и Франция. Новый летательный аппарат предназначен для переброски войск и грузов в любых метеоусловиях и, по расчетам конструкторов, может использовать неподготовленные взлетно-посадочные полосы. Впервые он поднялся в воздух в декабре 2009 года. К настоящему времени заказано чуть более 170 таких машин, в том числе для ВВС Германии, Франции, Испании, ЮАР. Сейчас на различных стадиях серийного производства находится девять самолетов.

Требуются заправщики

«Эрбас милитари» представила свой прогноз на предстоящее 30-летие по военно-транспортным и разведывательным самолетам, стратегическим воздушным танкерам. Из него следует, что в ближайшие 30 лет на мировом рынке будут востребованы 1250 средних военно-транспортных и разведывательных самолетов, около 800 тяжелых военно-транспортных машин и около 350 стратегических самолетов-заправщиков. Доля самолетов первой группы составит около 52 процентов в общем количестве всех машин и на них придется 20 процентов от всего объема рынка. На долю самолетов второй группы отводится 33 или 43 процента от объема рынка, а третьей группы – 15 и 37 процентов. «Эрбас милитари» оптимистично оценивает рынок самолетов-заправщиков. Компания уже получила и частично реализовала 34 заказа от ВВС шести государств. В их числе шесть заказов на А310 и 28 на А330 MRTT (Multi-Role Tanker Transport). Среди полученных «Эрбас милитари» контрактов следующие: два самолета СС-150 (ВВС Канады), четыре А310 (ВВС Германии), пять КС-30А (ВВС Австралии), шесть А330 MRTT (ВВС Саудовской Аравии), три А330 MRTT (ВВС ОАЭ) и 14 А330 MRTT FSTA (ВВС Великобритании). Самолет-заправщик A330 MRTT для ВВС Великобритании создан по программе перспективного стратегического транспортного самолета FSTA (Future Strategic Transport Aircraft). Самолеты-заправщики А330 MRTT в составе ВВС Австралии получили обозначение KC-30A. Они оснащены двумя подкрыльными агрегатами заправки, системой дозаправки топливом в полете с помощью штанги ARBS (aerial refuelling boom system) с электродистанционной системой управления, универсальной системой заправки топливом в полете с приемной горловиной и направляющим устройством UARRSI (universal aerial refuelling receptacle slipway installation), которая позволяет заправляться от другого самолета-заправщика. В качестве силовой установки применяются два двигателя «Дженерал электрик» CF6-80E. На машине установлен комплект современной оборонительной аппаратуры DAS (defensive aids suite). Самолет A330 MRTT был создан на основе пассажирского А330-200, имеющего массу топлива 111 тонн. Это позволяет проводить операции по заправке в воздухе без применения каких-либо дополнительных топливных баков. Широкофюзеляжная компоновка A330 MRTT дает возможность использовать его в качестве военно-транспортного самолета для перевозки 300 военнослужащих или грузов массой 45 тонн. Машину также легко можно конвертировать для размещения 130 носилок при необходимости выполнения задачи по медицинской эвакуации.

Отечественные разработки

Среди того, что представил в Берлине российский авиапром, прежде всего привлекла внимание экспозиция ОАО «Корпорация «Иркут», которая входит в состав Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Как заметил руководитель делегации «Иркута» Аркадий Гуртовой, сегодня в работе предприятия обозначены два приоритетных направления – создание перспективного пассажирского самолета МС-21 и дальнейшее развитие программы учебно-тренировочного и учебно-боевого Як-130. По программе МС-21 идет выпуск рабочей и конструкторской документации, завершен выбор основных соисполнителей по самолету и его основным компонентам, на авиационном заводе в Иркутске ведется подготовка к серийному производству. В рамках программы Як-130 разрабатывается вариант легкого боевого самолета, что позволит укрепить позиции корпорации на мировом рынке. Решение ВВС РФ о выборе Як-130 и его принятие на вооружение также способствовало упрочнению этих позиций, а первая успешная экспортная поставка партии из 16 машин для ВВС Алжира в 2011 году привлекла к самолету внимание ряда стран Ближневосточного и Азиатско-Тихоокеанского регионов. Пользовались вниманием в Берлине и российские винтокрылые машины. Как, в частности, отметил генеральный директор холдинга «Вертолеты России» Дмитрий Петров, планируется увеличить на 25–30 процентов объем производства в текущем году и поставить заказчикам около 300 винтокрылов. Годом ранее, в 2011-м холдингом было поставлено 262 вертолета, что на 22,4 процента превысило показатели 2010 года. По итогам 2011-го холдинг занимал 14 процентов мирового рынка винтокрылых машин и в ближайшей перспективе планирует ежегодно увеличивать этот показатель на один процент. Комментируя эту информацию, гендиректор компании сказал, что холдинг способен достигать поставленные цели и выполнять обязательства перед акционерами, партнерами и рынком. По его словам, в 2012 году будет обеспечен перспективный задел на будущее за счет интенсивных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Если исходить из данных, приведенных в недавнем ежегодном аналитическом отчете Исследовательской службы конгресса США о поставках обычных вооружений в развивающиеся страны (Conventional Arms Transfers to Developing Nations, 2004–2011), Россия занимает лидирующие позиции по поставкам вертолетов на рынки этих государств. В частности, в 2004–2007 годах РФ поставила на рынки развивающихся стран 200 винтокрылых машин, в то время как США только 73, а четверка ведущих европейских государств (Франция, Германия, Великобритания и Италия) – 80. За последний четырехлетний цикл (2008–2011) развивающиеся страны получили от России 270 вертолетов, от США – 57, а от ведущих европейских государств – 110. Из новейших высоких технологий, представленных в российской экспозиции, эксперты отмечают литий-ионные аккумуляторные батареи (ЛИАБ) разработки ОАО «АВЭКС» (Авиационная электроника и коммуникационные системы). Как сообщил заместитель генерального директора предприятия Сергей Мухин, от никель-кадмиевых и никель-водородных батарей, традиционно применяемых в системах энергоснабжения космических аппаратов, работающих на околоземных и геостационарных орбитах, их отличает наличие электронных блоков автоматики. Массовые и объемные удельные энергетические характеристики литий-ионных батарей существенно выше, чем у аккумуляторов других типов при аналогичном сроке службы и количестве циклов «заряд-разряд». Для систем электропитания самолетов АВЭКС предлагает потенциальным заказчикам разработку и производство целого ряда ЛИАБ, которые существенно превышают по своим технико-эксплуатационным параметрам применяемые в настоящее время в авиационной технике никель-кадмиевые и свинцово-кислотные батареи. По удельной энергоемкости, например, это превышение в три и более раз. Новые ЛИАБ в ближайшей перспективе могут найти применение в новом общевойсковом вооружении и, в частности, в новых типах создаваемых в России боевых машин пехоты, а также новом носимом вооружении бойца.

Немецко-итальянско-американский проект

Важной военной программой для Германии является участие в создании новой системы противовоздушной обороны MEADS (Medium Extended Air Defense System), в которой также задействованы США и Италия. Эта программа была представлена на салоне «ИЛА-2012». Ныне в MEADS интегрирована многофункциональная РЛС управления огнем MFCR (multifunction fire-control radar). Согласно информации компании «Локхид Мартин», являющейся головным контрактантом системы ПВО MEADS, РЛС MFCR представляет твердотельную РЛС с фазированной антенной решеткой Х-диапазона, которая обеспечивает высокоточное сопровождение, широкополосную селекцию и классификацию целей. РЛС MFCR – аэротранспортабельная станция, может перебрасываться на самолетах С-130. Ее возможности по ведению наблюдения и управления огнем позволяют применять РЛС в качестве узлового элемента в сети ПВО MEADS. Пока завершены испытания MFCR на системном уровне, проводившиеся на базе ВВС Италии «Пратика ди Мааре» (Pratica di Mare) около Рима. Теперь РЛС развернута в США и готовится к первым испытаниям по перехвату воздушных целей, которые планируется провести до конца текущего года на полигоне Уайт-Сэндс (штат Нью-Мексико). В частности, пройдет испытание по перехвату аэродинамической цели с воздушно-реактивным двигателем, а проверку по перехвату тактической баллистической ракеты планируется провести в конце 2013 года.

Поделиться: http://vpk-news.ru/articles/9281 Николай Новичков

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;