Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Дубай-2015: аэрошоу на фоне войны
Дубай-2015: аэрошоу на фоне войны
Дубай-2015: аэрошоу на фоне войны
Международная авиационная выставка Dubai Airshow, проходившая в первой половине ноября в Дубае – столице одноименного эмирата в составе ОАЭ, словно в зеркале отразила все события общемирового значения, которые сотрясают планету в последние годы. Это и грандиозный экономический кризис, затронувший и развитые, и развивающиеся страны мира (в итоге совокупная стоимость заключенных на выставке контрактов оказалась в несколько раз меньше, чем в 2013 году), и радикальное падение цен на нефть (Объединенные Арабские Эмираты – одно из тех государств, значительная доля государственных доходов которых формируется за счет выручки от экспорта нефти и нефтепродуктов), и крупномасштабные военные действия, развернувшиеся в Сирии и Ираке, с одной стороны, и в Йемене – с другой. В последней войне армия ОАЭ принимает самое непосредственное участие – буквально накануне открытия выставки домой из Йемена вернулся воинский контингент. Страна встречала своих солдат как героев, не менее пышными были и похороны тех, кто погиб «в борьбе с террористами» (все сегодня борются с террористами, но только те почему-то – живее всех живых и постоянно только набирают силу). Поэтому не удивительно, что важное внимание на авиасалоне было уделено военной тематике. Да и контрактов на покупку вооружений и военной техники, осуществление модернизации уже стоящих на вооружении образцов и закупку боеприпасов и средств поражения различных классов и типов для пополнения пустеющих в ходе упомянутых войн арсеналов было заключено в ходе выставки немало. Один из крупнейших – контракт, подписанный ВВС ОАЭ на поставку двух самолетов дальнего радиолокационного обнаружения, создаваемых на базе самолета Global 6000 канадской компании «Бомбардье» и модернизированного специального радиотехнического комплекса шведской разработки, а также модернизацию двух самолетов аналогичного класса Saab-340, оснащенных радиотехническим комплексом «Эриай» шведской компании «Сааб». Стоимость контракта, заключенного в первый же день выставки, – 1,27 млрд долл. В тендере предположительно принимали участие также американские компании «Нортроп Грумман» и «Боинг». Уже после завершения работы дубайской выставки стало известно, что Соединенные Штаты одобрили запрос на поставку Саудовской Аравии нескольких тысяч авиабомб различных типов, включая управляемые и корректируемые, на просто фантастическую сумму – 1,29 млрд долл.! В список поставки также включены и специальные комплекты, благодаря которым обычные авиабомбы «легким движением руки» будут превращаться в «умные». А ранее Эр-Рияду были обещаны поставки зенитных управляемых ракет к комплексам «Пэтриот» РАС-3 на 5,4 млрд долл. и модифицированных литоральных боевых кораблей на сумму около 11,25 млрд долл. Вероятно, не в последнюю очередь именно поэтому на авиационной выставке на стенде корпорации «Локхид Мартин» присутствовала экспозиция по этим кораблям, а также по их дальнейшему развитию – многоцелевому кораблю типа MSC, созданному для зарубежных заказчиков на базе ЛБК типа «Фридом». Внесла свой вклад в повышение боевого потенциала ВС ОАЭ и Россия. В той же операции в Йемене принимали активное участие боевые машины пехоты БМП-3. Охрану ближнего рубежа от различных авиационных средств поражения обеспечивают российские зенитные ракетно-пушечные комплексы «Панцирь-С1». В случае заинтересованности со стороны ОАЭ и других стран региона Россия готова в сжатые сроки поставить им различные вертолеты, самолеты, ракетно-артиллерийское вооружение и новейшие средства противовоздушной и противоракетной обороны. «Сейчас на Ближнем Востоке наблюдается всплеск интереса к вооружению и военной технике российского производства. Отечественное оружие сделано не для парадов, а для решения самых сложных боевых задач в тяжелых климатических условиях, – подчеркивает советник генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Михаил Завалий, возглавлявший делегацию компании на выставке в Дубае. – Поэтому логично, что в связи со сложившейся нестабильной ситуацией в регионе к нам обращаются за надежными и проверенными средствами для защиты национальной безопасности и суверенитета». Правда, надо быть готовыми к тому, что нам здесь будут оказывать конкуренцию. Помогать нам никто здесь не будет. Вот, к примеру, какая ситуация возникла в первый день работы авиасалона. Во время традиционного официального обхода экспозиции выставки вице-президент и премьер-министр ОАЭ, а также правитель эмирата Дубай шейх Мухаммед бен Рашид аль Мактум, кстати, задержавшийся у американцев более получаса, оказался в районе российских стендов. Шейх стремительно прошел мимо них, сделав лишь короткую остановку для рукопожатия, но напротив выставленной на стенде Объединенной авиастроительной корпорации модели перспективного многоцелевого истребителя (российско-индийский вариант истребителя 5-го поколения) он вдруг замедлил свой шаг. Взгляд, до того с некоторой прохладой скользивший по многочисленным экспонатам и моделям (действительно, чего правитель Дубая не видел за многочисленные выставки, которые он открывал и таким же образом обходил), вдруг загорелся (могу утверждать это со всей определенностью, поскольку в тот момент я оказался как раз между правителем Дубая и макетом ПМИ). Не совсем понятно почему: то ли модель ПМИ его действительно так сильно заинтересовала своими непривычными для современных боевых машин обводами, то ли он увидел в самолете сходство с заокеанским истребителем F-22 «Раптор», о котором ему наверняка долго рассказывали во время посещения американской экспозиции. Казалось, еще немного – и премьер ОАЭ окажется гостем российских авиастроителей. Но не тут-то было. Один из сопровождавших шейха официальных лиц «подсказал» ему, что далее надо повернуть направо, и увел его в сторону от российского стенда…

АМБИЦИОЗНЫЕ ПЛАНЫ И ШИРОКИЙ ВЫБОР ОРУЖИЯ

А ведь российским разработчикам вооружений и военной техники было что показать. Не говоря уже о том, что сами за себя уже более месяца «говорят» в Сирии наши новейшие истребители-бомбардировщики Су-34 и различные высокоточные средства поражения авиационного и морского базирования. Россияне привезли в солнечный Дубай многочисленные макеты и рекламно-выставочные материалы по боевым самолетам и вертолетам (Су-35, МиГ-29М/М2, Як-130, Ка-52, Ми-35М, Ми-28НЭ и многочисленное семейство «восьмерок»), средствам ПВО и ПРО (системы С-400, комплексы семейств «Бук» и «Тор», различные радиолокационные средства и пр.), авиационным и иным средствам поражения, различным оптико-электронным средствам для самолетов и вертолетов и бортовым комплексам обороны и пр. Были представлены также образцы гражданской продукции – гражданские авиалайнеры и вертолеты, продукция отечественной космической промышленности и пр. Особо следует отметить уникальную разработку специалистов «Рособоронэкспорта» – мультимедийный комплекс, который позволил превратить стенд компании в виртуальную «базу данных» по предлагаемому инозаказчикам вооружению и военной технике, отличающуюся интуитивно понятным и информативно емким интерфейсом. В значительной степени именно этот комплекс, позволяющий специалисту и просто любителю быстро, но в то же время детально ознакомиться с рядом образцов российской авиатехники, не давал возможности специалистам компании отдохнуть от буквально штурмовавших экспозицию посетителей. Единственный недостаток российского участия в этом году – отсутствие натурных образцов авиационной техники военного назначения и средств поражения, что привело к засилью западных вооружений в павильонной и открытой частях экспозиции. Конечно, это затратно, но зато чрезвычайно эффективно: демонстрация того же Су-34, как представляется, вызвала бы повышенный интерес со стороны потенциальных заказчиков. И тогда, вполне вероятно, что план по продажам и поставкам продукции военного и двойного назначения, установленный «Рособоронэкспорту» на текущий год и перспективный период, был бы существенно превзойден. Кстати, как заявил на выставке глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов, по итогам этого года «Рособоронэкспорт», как единственный госпосредник в области экспорта и импорта всего спектра конечной продукции, технологий и услуг военного и двойного назначения, должен поставить различных вооружений, военной и специальной техники на сумму 12,5 млрд долл. «Надеемся, что будет чуть больше», – отметил при этом Сергей Чемезов. Вполне вероятно, что так и будет, учитывая рост напряженности в странах Ближнего и Среднего Востока, а также других регионах мира и соответственно резкий рост интереса к российскому оружию.

У КАЖДОГО СВОЕ «ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ»

Впрочем, расслабляться российским оборонщикам совершенно не стоит. Ведь на международный рынок оружия в последнее время вышли совершенно новые игроки – из тех, что раньше наоборот занимали верхние строчки рейтинга самых активных его покупателей. В частности, серьезную конкуренцию России и странам Запада на рынках вооружений стран Ближнего и Среднего Востока готов составить Китай, который еще не так давно являлся «нетто»-получателем современных вооружений, а в последние годы все чаще выступающий в роли их продавца. В частности, на выставке в Дубае стенд авиастроителей из Поднебесной был одним из самых крупных. Более того, впервые за пределами Китая был представлен перспективный авиационный комплекс пятого поколения – многоцелевой истребитель FC-31 (местное обозначение – J-31). Данная машина, разработанная специалистами корпорации AVIC, первоначально рассматривалась Пекином исключительно для поставок на экспорт, что делало ее фактически прямым конкурентом американскому F-35 и российско-индийскому ПМИ. Однако на выставке стало известно, что разработчик уже «ведет переговоры» и с командованием ВВС НОАК. Поднять свой «Кречет» (такое название получил FC-31) в воздух в серийном варианте – прототип с российскими двигателями уже летает – китайцы планируют не позднее 2019 года, основу его вооружения составят управляемые ракеты класса «воздух–воздух» PL-9 и SD-10A, а также высокоточные авиабомбы малого калибра. Предположительно в единственном внутреннем отсеке вооружения может быть размещено до 2000 кг полезной нагрузки, а на внешней подвеске – до 6000 кг. Зато в рамках работы дубайского авиасалона китайские авиастроители добились успеха по другой программе – вместе со своими пакистанскими коллегами они подписали с неназванным заказчиком контракт на поставку легких многоцелевых истребителей JF-17, совместно разработанных Китаем и Пакистаном и поступивших на вооружение ВВС последнего. Представители китайской компании заявляют о наличии и других потенциальных заказчиков, активно присматривающихся к данной машине.

НАСЛЕДИЕ ГАГАРИНА

Осматривая выставленные на статической экспозиции легкомоторный самолет и небольшой вертолет одной суданской авиастроительной компании, довелось перекинуться парой фраз с ее представителем. После обсуждения ряда технических деталей представленной авиатехники (все же суданский авиапром – экзотика, мимо которой просто нельзя пройти), представитель компании традиционно задал мне вопрос: «А откуда вы?». «Из России», – также буднично ответил я. «О! Россия! Юрий Гагарин! Великая страна! Великий человек!» – в глазах читалось неподдельное восхищение… Гагарин и все, кто обеспечил возможность его полета в космос, не только качественно сделали свою работу и выполнили свой долг. Они все вывели нашу страну в мировые лидеры, заставили видеть в ней не просто «самое большое по площади территории государство», а настоящего законодателя мод в таких высокотехнологичных областях, как космонавтика, и того, кто возглавил поход всего человечества в темные просторы Вселенной. И мы, и российская космонавтика, в частности, живем на этом, советском наследии вот уже без малого четверть века. Будем надеяться, что еще через полвека в других странах мира будут вспоминать не только Советский Союз и Юрия Гагарина, но и современную Россию с ее достижениями. А какими они будут и будут ли они вообще, чтобы о них вспоминать, – это уже зависит от нас с вами.

Поделиться: http://nvo.ng.ru/armament/2015-11-20/6_dubai.html Владимир Щербаков

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;