Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Фарнборо-2014: искусство продавать
Фарнборо-2014: искусство продавать
Фарнборо-2014: искусство продавать
Aвиационная выставка в английском Фарнборо, прошедшая в июле, многим показалась гораздо спокойнее предыдущих салонов как в Фарнборо, так и во французском Ле-Бурже. Речь идет исключительно о сегменте гражданской авиации, на котором специализируется "Авиатранспортное обозрение". События выставки 2014 г. были уже не столь громкими, как мероприятия предыдущих шоу. Но это нельзя считать признаком негативных изменений в мировой самолетостроительной отрасли. Подобная ситуация еще раз напоминает о том, что развитие авиастроения идет исключительно поступательным, а не революционным путем. Появление не только принципиально новых разработок, но и модернизированных версий существующих ВС в ежегодном режиме невозможно. Также невозможны и постоянные значительные заказы авиакомпаний на новые самолеты, которые исчисляются десятками единиц. Даже если помнить о том, что мировой пассажиропоток постоянно растет, а каждые 15 лет — удваивается (о чем постоянно напоминают два крупнейших мировых производителя), время эксплуатации одного самолета — 25–30 лет. Одна из тем, обсуждавшихся перед открытием выставки в западных медиа, — существующий раздутый заказ на ВС со стороны мировой отрасли авиаперевозок. В течение предыдущих четырех лет Airbus и Boeing по очереди или одновременно становились генераторами самых громких событий сегмента гражданского авиастроения выставки. В 2010 г. американский авиастроитель показывал в Фарнборо Boeing 787, который после нескольких лет переноса программы выполнил первый полет в декабре 2009 г. В 2011 г. главным событием Ле-Бурже стал A320NEO, а годом позднее американский конкурент отыгрывал позиции в Англии с Boeing 737MAX. Прошлогодний Ле-Бурже стал салоном широкофюзеляжных ВС: Airbus летал на A350XWB, Boeing объявил о программе модернизированного Boeing 777. Правда, звездой салона, если судить по первым полосам газет выставки, стал Embraer, заявивший об официальном старте программы E2 — модернизированного семейства E-Jets. В этом году Airbus начал Фарнборо с объявления о новой программе — A330NEO. Однако рыночные позиции Boeing 777 до сих пор были более успешными, чем позиции А330, поэтому информационный эффект от перезапуска этой программы оказался несколько ниже. Как и в предыдущие годы, Boeing и Airbus в Фарнборо стали генераторами новостей о новых контрактах. Однако в Англии продолжилась тенденция, начатая в прошлом году в Ле-Бурже: выросло внимание к производителям самолетов меньшей вместимости, то есть к тем машинам, которые напрямую конкурируют с российским SSJ 100. Embraer, который год назад в Париже объявил о программе Е2, показал в Фарнборо макет салона семейства, а также продолжил увеличивать портфель заказов как на существующие типы, так и на E2. В общей сложности за первые три дня выставки бразильский производитель увеличил портфель на 152 самолета (если все опционы будут переведены в твердые контракты). Самым значительным заказчиком стала американская компания TransStates Holdings, которая управляет сразу тремя перевозчиками: TransStates Airlines, Compass Airlines и GoJet Airlines. Компания заказала 50 E175-E2, а также разместила опцион еще на 50 таких машин. Поставка первого самолета ожидается в 2020 г. Бразильская авиакомпания Azul подписала соглашение о намерениях на поставку 30 E195-E2 и приобрела права на покупку еще 20 ВС. Предполагается, что твердый контракт будет подписан в IV квартале этого года. Поставки начнутся в 2019 г. и продлятся в течение четырех-пяти лет. Азербайджанская AZAL разместила твердый заказ на два Е190. Также производитель раскрыл двух клиентов, которые заключили соглашения ранее, но покупатели не указывались в официальных данных о портфеле компании. Японская FujiDream Airlines заказала три E175 и разместила опцион еще на три таких ВС. Кроме того, компания Royal Air Maroc станет оператором Embraer, заключив лизинговое соглашение с компанией Aldus Aviation на поставку четырех Е190, которые передадут авиакомпании во второй половине этого года. Еще о двух дополнительных заказах было объявлено в четверг, 17 июля, когда официальная часть программы Фарнборо уже подходила к концу. Правда, новые соглашения были подписаны не в Англии, а в Бразилии, во время визита в страну председателя Китайской Народной Республики Си Цзиньпина. Базирующаяся в Тяньцзине Tianjin Airlines подписала контракт на поставку 40 самолетов Embraer. Перевозчик получит 20 ВС семейства E-Jets плюс 20 машин семейства E2. Начало поставок существующего поколения самолетов запланировано на 2015 г., первый Е2 будет передан компании в 2018 г. Помимо этого Embraer подписал соглашение о поставке до 20 самолетов E190-E2 с китайской лизинговой компанией ICBC. Договор включает твердый заказ на 10 ВС плюс права на покупку такого же количества машин. Российский производитель самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) — компания "Гражданские самолеты Сухого" — в начале этого года уже говорил о том, что считает для себя рынок Китая одним из главных, однако в течение авиационной выставки так и не объявил о каких-либо соглашениях с китайскими партнерами. Это позволяет говорить о том, что бразильские конкуренты пока более успешны на китайском рынке. Еще один заметный проигрыш SSJ 100 — уже упомянутый выше контракт на поставку Embraer в Royal Air Maroc. Зимой прошлого года этот перевозчик взял в аренду SSJ 100 для оценки его работы, тогда появились предположения, что авиакомпания в будущем закажет самолеты этого типа. Однако на Фарнборо стало понятно, что авиакомпания сделала выбор в пользу другого производителя. Единственный перевозчик, с которым ГСС подписали контракт на Фарнборо, — казахстанская авиакомпания Bek­Air, заказавшая семь SSJ 100LR. Три самолета будут переданы ей в 2015 г., еще четыре — в 2016 г. В отличие от общепринятой практики выставок устраивать публичное подписание документов с последующими ответами на вопросы из зала, ГСС и казахстанский перевозчик провели закрытое подписание, а позднее распространили информацию. Еще одно соглашение было подписано с российским лизингодателем "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) — твердый заказ на восемь ВС. ИФК год назад уже заключила с ГСС контракт на поставку 20 ВС, но до сих пор на них так и не было найдено покупателей. По словам генерального директора ИФК Александра Рубцова, новое соглашение подписано на принципиально новых условиях; главное отличие — оно включает гарантию остаточной стоимости самолета. А это позволит предлагать SSJ 100 в операционный лизинг по конкурентоспособной ставке — в том числе и на европейские рынки. Среди российских лзингодателей у ИФК на сегодняшний день самый богатый опыт в продвижении российской и российско-украинской техники за рубежом. Однако успех как компании в частности, так и SSJ 100 в целом на европейском рынке будет зависеть от координации позиции между "Гражданскими самолетами Сухого", SuperJet International и ИФК. Помимо Embraer дополнительные заказы на Фарнборо получил японский самолет Mitsubishi Regional Jet, который также принято считать если не конкурентом SSJ 100, то хотя бы весьма близким по ряду параметров самолетом. Американская Eastern подписала соглашение о намерениях на поставку 20 ВС (твердый заказ) плюс получила права на поставку еще 20 самолетов. Авиакомпания Air Mandalay из Мьянмы разместила твердый заказ на шесть самолетов MRJ плюс опцион еще на четыре ВС. Если американского перевозчика вряд ли можно было считать потенциальным покупателем SSJ 100, то регион Юго-Восточной Азии, где расположена Мьянма, — один из наиболее привлекательных для российских производителей. Хотя конкретно в Мьянме имидж отечественной техники был значительно ухудшен после катастрофы в 2011 г. Ан-148, предназначенного для заказчиков из этой страны. Можно предположить, что падение SSJ 100 в Индонезии еще более негативно повлияло на отношение эксплуатантов этого государства к российской технике. До сих пор его авиакомпании практически не были заметны на мировом рынке, но, судя по всему, Мьянма постепенно открывается для туристов, а это значит, что перевозчикам потребуется новый флот. Air Mandalay была не единственным заказчиком из Мьянмы на Фарнборо. Myanma Airways подписала твердое соглашение с компанией ATR на поставку шести ATR 72-600 (это ВС нового поколения), а также опцион еще на такое же количество машин. В целом (твердые заказы плюс опционы) вместе с контрактом из Мьянмы ATR увеличила свой портфель на 104 машины. В прошлом году производитель назвал Ле-Бурже самой удачной выставкой за время своего участия, поскольку в общей сложности было заказано 173 ВС. Канадский авиастроитель Bombardier, который конкурирует с ATR на рынке турбовинтовых ВС со своим Q400, увеличил портфель данного типа всего на пять ВС, подписав соглашение о намерениях с базирующейся в Абу-Даби Falcon Aviation. Еще один покупатель из Объединенных Арабских Эмиратов — Abu Dhabi Aviation был раскрыт на выставке (компания ранее сделала твердый заказ на два ВС этого типа). Пока по количеству заказов ATR значительно опережает конкурента в турбовинтовом сегменте. Что касается еще одного ВС Bombardier — нового самолета CSeries, — то, несмотря на инцидент с двигателем, который произошел этой весной во время испытаний самолета, производитель подписал дополнительные соглашения с заказчиками. Базирующаяся в китайской провинции Чжэцзян Loong Airlines подписала соглашение о намерениях на 20 CS100. Иорданская Petra Airlines подписала соглашение о намерениях на четыре CS100 и CS300. Два аналогичных соглашения заключила лизинговая компания Falko Regional Aircraft, в общей сложности она заказала 24 ВС. По данным компании Bombardier, портфель заказов (включает как твердые заказы, так и опционы) на все типы CSeries превысил 500 машин. Одновременно ИФК, которая выступает одним из заказчиков этих судов, объявила о согласовании новых сроков поставки самолетов — они перенесены с ноября 2015 г. на апрель 2016 г. Задержка была вызвана уже упомянутыми сложностями во время испытательной программы самолета. Генеральный директор лизингодателя Александр Рубцов также упомянул, что помимо сроков были улучшены условия поставки, но подробности раскрыты не были. Авиационный салон в Фарнборо в очередной раз доказал, что важно не только уметь производить самолеты, но также уметь их продавать. Вместе с растущей конкуренцией на рынке, разговорах о раздутом портфеле это лишь в очередной раз демонстрирует, что российским компаниям необходимо сосредоточиться на продажах, которые в существующей ситуации становятся не менее сложными, чем производство.

Поделиться: http://www.ato.ru/content/farnboro-2014-iskusstvo-prodavat Полина Зверева
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;