Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО: как самые дешевые вертолеты принесли своему создателю самую большую прибыль
АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО: как самые дешевые вертолеты принесли своему создателю самую большую прибыль
АМЕРИКАНСКОЕ ЧУДО: как самые дешевые вертолеты принесли своему создателю самую большую прибыль
Фото: Завод Robinson Helicopter в Калифорнии. Пожалуй, главным итогом завершившейся в Москве выставки HeliRussia-2014 стало наглядное доказательство того, о чем раньше многие только подозревали: вертолетная отрасль в России взяла столь стремительный разбег, что помешать взлету уже не способны никакие санкции.

Санкции ЕС? Нет, не слыхали

Несмотря на тот факт, что имя Сергея Чемезова – генерального директора госкорпорации «Ростех», частью которого являются холдинг «Вертолеты России» и Объединенная двигателестроительная корпорация, – находится в том самом санкционном списке ЕС, HeliRussia собрала 212 участников из 20 стран. Тем самым побив и свой собственный прошлогодний рекорд, и масштабы дубайского HeliShow. Самые представительные стенды заняли флагманы мирового вертолетостроения, базирующиеся – бывают же совпадения! – как раз в выдвигающих санкции странах: Airbus Helicopters (бывший Eurocopter) –Франция, AgustaWestland – Италия, Bell Helicopter – США, Sikorsky Aircraft – опять США, Boeing – еще раз США и, наконец, Robinson Helicopters – тоже США.

В родном Отечестве

Феномен элементарно объясним: политика – политикам, а бизнесу – бизнес. Согласно официальной статистике, опубликованной как раза накануне выставки, вертолетная отрасль в России сегодня развивается динамичнее, чем нефтегазовая. Только за прошлый год предприятия холдинга «Вертолеты России» передали заказчикам 275 новых машин. А всего в период с 2009 по 2013 годы – в аккурат после кризиса – производство отечественных вертолетов выросло на 66%. В общепринятом эквиваленте это 31 млн. рублей выручки в 2008 году против 138 млн. в прошлом. Такими темпами у нас даже добыча черного золота не растет. Да и география поставок намного шире: российские вертолеты летают в более чем ста странах мира. Словом, кухонные причитания о внезапно усопшем российском авиапроме стоило бы делать с поправкой «за исключением вертолетостроения». Зарубежных гостей, правда, в Россию влечет статистика несколько иного рода. За тот же 2013 год отечественные эксплуатанты приобрели 145 вертолетов иностранного производства. Это почти в два раза больше, чем годом раньше. Всего же в России сейчас эксплуатируется почти 600 иномарок – очевидно, это весомый аргумент, чтобы забыть про санкции.


Фото: Основатель Robinson Helicopter Фрэнк Робинсон

Исключение из всех правил

Впрочем, кое-где в кулуарах выставки настроения царили отнюдь не такие восторженные, как на страницах официального дайджеста. Не осталось незамеченным, что большинство лидеров от участия, конечно, не отказались, но каких-то глобальных новинок не привезли и топ-менеджмент командировками решили не утруждать, ограничившись в лучшем случае региональными представителями. Единственное исключение – глава Robinson Helicopter Курт Робинсон, посетивший недружественную Брюсселю и Вашингтону Россию лично. Впервые, кстати, за всю жизнь. Гадать о причинах долго не пришлось: «Российский рынок вертолетов в последние годы бурно развивается, поэтому я здесь» - заявил он. В первый же день выставки состоялись два знаковых события, подтверждающих тезис «никакой политики, чистый бизнес»: г-н Робинсон лично подписал контракт на поставку в Россию очередных 20 вертолетов R44 и лично же передал российскому заказчику символические ключи от пятисотого R66. Так что гадать сейчас самое время о другом. Как получилось, что обладающий мощнейшей господдержкой и унаследовавший ВСЕ вертолетные заводы страны, занимающей шестую части суши и всего полвека назад считавшейся непревзойденной авиастроительной державой, холдинг «Вертолеты России» не смог удовлетворить потребности собственного рынка, а крохотная частная компания смогла? Как вообще такое возможно, что ничем не примечательный инженер сумел не просто обскакать производителей, начинавших еще в позапрошлом веке с опытов Леонардо да Винчи, а за какие-то 30 лет полностью изменить мир? Робинзонада Для сравнения: основатель Sikorsky Aircraft Игорь Сикорский свою первую модель геликоптера построил в 1908 году. Михаил Миль – в 1922. Компания Robinson Helicopter появилась на свет лишь в 1973. На самом деле все просто. Пока матерые ОКБ по всему миру работали на повышение оборонного потенциала собственных стран, Фрэнк Робинсон (отец нынешнего президента компании) уже понимал, что будущее – за вертолетами гражданской авиации. И не просто гражданской, а ее узкого и еще пару десятков лет казавшегося никому не нужным сегмента – авиации частной. Поэтому с самого начала сконцентрировался на одной-единственной идее – построить вертолет, который впишется в концепцию «свой вертолет – это так же просто, как своя машина». А главное так же доступно. Принцип «делать как у всех или лучше, но за меньшие деньги» до сих пор остается ключевым в философии компании. С этой идеей он носился два десятка лет. Успев за это время поработать в шести крупных авиастроительных корпорациях, от Cessna до Bell. Везде ее предлагал и везде получал отказ. О каком легком вертолете может идти речь, если вокруг Корея, Вьетнам и вообще холодная война? Нет, построить-то его теоретически можно, но любой вертолет – это дорого, и чтобы окупить затраты он должен быть пассажировместимым или грузоподъемным. Иначе его просто никто не купит. А дальше все было в лучших традициях голливудских фильмов. Уволившись от своего последнего работодателя Hughes Helicopters (там как раз работали над легендарным боевым McDonnel Douglas AH-64 «Апач»), Робинсон заложил дом, где, на минуточку, помимо него жили жена и трое детей, и оборудовал под мастерскую гараж. Денег катастрофически не хватало, поэтому свой первый полет вертолет с незамысловатым названием R22 сумел доделать только через шесть лет. Зато он получился точно таким, как мечтал мистер Фрэнк. Двухместный, легкий, до банального простой, и стоил 40 000 долларов – действительно как автомобиль. Да что там говорить, если он даже заводился с ключа, как обычное авто. Едва ли не первыми достоинства R22 оценили австралийские пастухи. Оказалось, на маленьком и относительно нешумном вертолете очень удобно пасти стада. А дальше пошло-поехало: полицейские, медики, спасатели, рыбаки, разведчики – малыш срочно понадобился в каждом гараже. Уже к середине 80-х продажи достигли такого уровня, что Робинсон не только расплатился с кредиторами, но и обеспечил себе стабильную прибыль. Сегодня на заводе Робинсон в Торренсе (Калифорния) трудятся свыше 1300 человек, ежегодно делая в среднем 600 машин. В 2011 году компания передала заказчику 10-тысячный вертолет, став абсолютным лидером по числу производимых и продаваемых легких вертолетов в мире.


Фото: Первая модель в семействе Robinson R22.

Летающая табуретка, покорившая мир

Свой абсолютный хит Фрэнк Робинсон впервые поднял в небо в 1990 году. С тех пор в мире продано около 6000 экземпляров R44. Можно безо всяких оговорок говорить, что на сегодня это самый популярный частный вертолет в мире. На нем летают чиновники и олигархи, звезды и топ-менеджеры, начинающие пилоты и выдающиеся спортсмены. Самое парадоксальное, что R44 одинаково любят и те, кто привык к роскоши – вертолет все-таки уже не машина; и те, кто привык экономить время и деньги – унаследовавший компанию отца Курт Робинсон сохранил его философию, что и хорошие вещи можно делать недорогими. Рассчитанный на четырех человек (три плюс пилот), знаменитый «Робинзон» способен летать на высоте до 4 тыс. метров при скорости свыше 200 км/ч. Работает на авиатопливе 100LL, расход всего 57 литров в час. А для посадки ему нужно всего 9 квадратных метров твердого грунта. В качестве дополнительной опции можно приобрести специальную платформу Robinson Helipad, позволяющую оборудовать посадочную площадку вообще где угодно. СЕКРЕТЫ УСПЕХА ROBINSON Секрет №1: ПРОСТОТА ПИЛОТИРОВАНИЯ. С самого начала Фрэнк Робинсон ориентировался на то, что за штурвалами его вертолетов будут сидеть не профессиональные летчики, а любители. Соответственно управление максимально простое. Не зря R44 на сегодня является самым популярным типом вертолета для первоначального обучения. Секрет №2: ПРОСТОТА ОБСЛУЖИВАНИЯ. Большинство производителей авиационной техники для планового ТО и тем более серьезного ремонта требуют привезти машину на завод-изготовитель. Но только не Robinson. Техобслуживание может проводить любой сертифицированный техник в любой точке мира. Секрет №3: БЕЗОПАСНОСТЬ. См. пункт 1. Все подчинено идее, что в качестве пилота может оказаться совсем, мягко говоря, не ас. Особая «фишка» - двухлопастный винт, вынесенный на необычную для других вертолетов высоту. Благодаря этому пассажиры могут выходить из салона и садиться в него при работающем двигателе Секрет №4: ЦЕНА. Это один из ключевых пунктов – вертолет должен быть доступным. Поэтому цены максимально прозрачны. Многие производители в каталогах пишут обтекаемое «цена по запросу», как бы намекая, что все зависит от того, с какой ноги сегодня встал менеджер, то у Robinson все цены лежат в открытом доступе. Секрет №5: НЕ СВОРАЧИВАТЬ НА ПУТИ К ЦЕЛИ. Еще один бич большинства производителей, причем не только авиационных: постоянные метания в попытке «попасть в струю», угадать завтрашние запросы рынка, а еще лучше втиснуться в гособоронзаказ. Робинсон же никогда не распалялся. Добиться абсолютного лидерства ему удалось, имея в производстве всего 3 (три!) модели. Просто каждый раз предыдущая модель эволюционировала в последующую. После R44 в 2010 году в серию пошел R66 с двигателем Rolls-Royce. В ставшей традиционной практике сравнения вертолетов Robinson с автомобилями это – «летающий джип». В отличие от предшественника 66-й способен вмещать пять человек (четыре плюс пилот) и оборудован очень вместимым багажником. По документам он рассчитан на 136 кг, но по сети активно гуляют слухи, как сотрудники завода ради групповой фотографии залезли в него то ли вчетвером, то ли впятером. В марте прошлого года R66 получил сертификацию для России.


Фото: Самая популярная и продаваемая модель R44

Поделиться: Леликова Елена

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;