Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Ангелы небесные
Ангелы небесные
80 с лишним лет прошло с тех пор, как в мире возникла профессия стюардессы. За это время симпатичные девушки модельной внешности (позднее к ним присоединились и юноши) научились не только красиво разливать шампанское и разносить свежую прессу, но и спасать людские жизни. А порой и целые самолеты. 15 мая 1930 г. – самолет американской авиакомпании «Boeing Air Transit» (сейчас United Airlines) впервые вылетел в рейс с бортпроводницей на борту. Девушка помогала пассажирам справиться со страхом, следила, чтобы они не кидали в иллюминаторы окурки (из-за этого на земле возникали пожары) и вообще отвечала за порядок в салоне. Новшество быстро прижилось, правда в стюардессы тогда брали девушек хоть и миловидных, но отнюдь не модельных. Самым жестким было ограничение по росту – максимум 152 см. Большего не позволяли габариты существовавших самолетов. С тех пор самолеты сильно прибавили в размерах, да и стереотипы женской красоты ушли далеко вперед. Сегодня в стюардессы берут девушек довольно высокого роста (чтобы могли дотянуться до багажных полок), стройных , длинноногих, с обворожительной улыбкой на симпатичном лице. И мало кто подозревает, что за этой невозмутимой улыбкой скрываются стальные нервы, а вот это юное создание, что раздает конфетки и разносит обед, в любой момент готово к возникновению экстремальной ситуации, в которой будет спасать не себя, а других. По крайней мере, именно этому, а отнюдь не искусству разносить стаканы, бортпроводников учат на курсах. И именно поэтому они гордо именуются не обслугой, а частью экипажа – Cabin Crew – чьей первостепенной задачей является безопасность пассажиров. Любой ценой. В том числе и ценой жизни.


Задача номер один – противостоять террористам Первой в истории отечественной гражданской авиации стюардессой, погибшей на рабочем месте, стала Надежда Курченко. Увы, спасти тем самым пассажиров ей так и не удалось. А произошло все 15 октября 1970 г. на рейсе Батуми – Сухуми – Краснодар. Литовец Пранас Бразинскас, ранее не раз судимый за финансовые махинации и спекуляцию, со своим несовершеннолетним сыном Альгирдасом совершили первый в советской истории успешный угон пассажирского самолёта с 46 пассажирами на борту. Надежда пыталась препятствовать террористам и защитить людей, за что и поплатилась жизнью. Девушке было 19 лет, через месяц должна была состояться ее свадьба. Надежда Курченко награждена орденом Красного знамени (посмертно). Еще раз увы, но в будущем сама жизнь заставила бортпроводников противостоять террористам куда эффективнее. 22 декабря 2001г. на рейсе Париж – Майами компании American Airlines после раздачи еды пассажиры начали жаловаться на запах дыма. Стюардесса Хермис Мутардир шла вдоль проходов, пытаясь установить его источник. В этот момент она заметила, как один из пассажиров, сидящий у окна, пытается зажечь спичку. Девушка предупредила его, что курение на борту запрещено, и мужчина пообещал этого не делать. Однако, спустя какое-то время стюардесса вновь застала его за странным занятием: он сидел, согнувшись и отвернувшись к окну. На замечание Хермис мужчина никак не отреагировал, тогда она наклонилась, чтобы рассмотреть, что тот делает. В этот момент мужчина схватил ее за запястье и показал на стоящий у него на коленях ботинок. В подошву ботинка был вмонтирован предохранитель, а в другой руке у мужчины была зажженная спичка. Позднее выяснилось, что террориста звали Ричард Кольвин Рид, он входил в число исламских фундаменталистов и самолично провозгласил себя членом Аль-Каиды. Накануне ему не удалось пройти регистрацию на рейс, но в тот день Рид все же обманул спецслужбы и прошел на борт в ботинках, подошвы которых были заполнены двумя типами взрывчатки. На крики девушки прибежала вторая стюардесса – Кристина Джонс. Завязалась драка, в ходе которой террорист даже укусил ее за большой палец. Но крики сделали свое дело. Несмотря на физические данные – почти два метра ростом, крепкий и тренированный, Рид все же не смог справиться с остальными пассажирами. На него надели игрушечные пластмассовые наручники и скрутили шнурами от наушников и привязными ремнями. В таком виде несостоявшегося смертника передали американским силовикам.


Фото: Нирья Бганот (Neerja Bhanot) 5 сентября 1986 г. Боинг-747 компании Pan American с 360 пассажирами на борту совершил транзитную посадку в аэропорту Карачи (Пакистан) на пути из Индии в США. Он уже готов был лететь дальше, когда четверо террористов палестинской организации Абу Нидаль, переодетые охранниками аэропорта, поднялись в салон и объявили, что самолет захвачен. Стюардессам приказали собрать паспорта пассажиров: террористов интересовали исключительно граждане США. Прекрасно понимая, чем рискует, 23-летняя Нирья Бганот (Neerja Bhanot) спрятала под сиденьями и в мусорных бачках паспорта 19 американцев и на протяжении еще 17 часов откровенно морочила террористам голову, из-за чего они так и не смогли дифферинцировать американцев от неамериканцев. В конце концов девушка сумела открыть аварийную дверь и выбросить трап, благодаря чему очень много заложников сумели сбежать из захваченного самолета. Сама же она получила смертельное ранение, закрыв от пуль террористов трех маленьких детей

… принимать роды…

Они знают, как общаться с террористами. Как выжить в пустыне и как разогнать акул. Как эвакуировать всех пассажиров за 90 секунд или как сервировать стол на уровне ресторанного бизнес-класса. Но первое, чему учат на курсах будущих проводников – это как принимать роды. Абсолютное большинство авиакомпаний сегодня не слишком лояльно относятся к женщинам на поздних сроках беременности – как минимум, требуют справку от врача, разрешающую перелет. Но младенцы читать не умеют, да и справки им не указ, поэтому порой спешат родиться на свет раньше положенного срока. То есть стюардессам приходится принимать не просто роды, а изначально осложненные роды. Так произошло 8 октября 2012 г. на рейсе Симферополь – Москва авиакомпании «Аэрофлот» москвичка родила недоношенную девочку. Малышка с мамой почти два месяца провели в больнице Харькова, где самолет совершил вынужденную посадку, но в итоге с девочкой все хорошо. Аналогичная история случилась пятью годами ранее на рейсе British Airways из Манчестера на Крит. У женщины на 25 неделе беременности неожиданно начались схватки, врача на борту не оказалось. Роды приняла старшая стюардесса Кэрол Миллер. Малыш весом 480 грамм практически не дышал. Стюардесса очистила дыхательные пути с помощью соломинки для коктейлей и в течение получаса до посадки в ближайшем аэропорту делала ему искусственное дыхание. Известен случай, когда на рейсе Москва – Вашингтон стюардесса спасла жизнь 11-летнего ребенка. Мальчик сидел на коленях у бабушки, она не видела его лица, и решила, что внук заснул. Но одна из бортпроводниц заметила, что у ребенка в районе носа появился небольшой горбик – первый признак острой сердечной недостаточности. Мальчику тут же начали делать искусственное дыхание, благодаря чему он остался жив. Впрочем, о таких случаях в прессе обычно не пишут – слишком уж они «рядовые».

… спасать пилотов и сажать самолеты…

10 июня 1990 г. Самолет BAC One-Eleven, рейс из Бирмингема в Испанию British Airways. На борту 81 пассажир, 4 бортпроводника и 2 члена экипажа. Спустя 13 минут после взлета самолет набрал высоту, бортпроводники предложили пассажирам чай, а оба пилота тем временем расслабились и расстегнули плечевые ремни безопасности. КВС Тим Ланкастер еще и ослабил коленные. Внезапно на высоте более 5000 метров раздался громкий удар. Произошла разгерметизация кабины – выбило лобовое стекло со стороны капитана. Тима Ланкастера буквально выдуло из кабины, лишь чудом он сумел зацепиться ногами за штурвал. Кроме того, съехавшее стекло заблокировало ряд приборов на панели управления, из-за чего второй пилот никак не мог начать снижение. На полной скорости Ланкастера буквально колотило о корпус самолета, он практически потерял сознание от ледяного и разреженного воздуха. Держаться самостоятельно он уже не мог, а второй пилот был занят экстренной посадкой. На помощь капитану пришел бортпроводник Найджел Огден. Почти 20 минут он держала Ланкастера за лодыжки, сопротивляясь воздушному потоку со скоростью около 500 мил в час, хотя и был почти на все сто уверена, что летчик уже мертв. В 7:55 самолет совершил аварийную посадку в Саутгемптоне. У Огдена к этому моменту было вывихнуто плечо, обморожено лицо и левый глаз. У летчика травмы были серьезнее, однако всего через 5 месяцев он снова вернулся на работу. Уже в новом веке стюардессе American Airlines Патти де Луна пришлось сесть за штурвал «Боинга» с 225 пассажирами на борту. Во время полета второму пилоту стало плохо, тут-то Луна и вспомнила, что у нее есть лицензия пилота. Правда летала она крайний раз 20 лет назад, а на момент совершения подвига женщине исполнился 61 год – американские авиакомпании крайне лояльны к возрасту бортпроводников. В 2008 г. коллега Луны из канадской Air Canada повторила ее историю. На сей раз второй пилот пассажирского Boeing-767, летевшего из Торонто в Хитроу, начал проявлять признаки психического расстройства.

… погибать тогда, когда у других есть шанс выжить…



На фото: Барбара Джейн Харрисон 8 апреля 1968 г. рейс 712 BOAC вылетел из аэропорта Хитроу, направляясь в Сидней. Но добраться до Австралии ему было не суждено: всего через полторы минуты после взлета у лайнера отвалился от пилона двигатель №2, самолет потерял управляемость, начался пожар. Еще через две минуты командиру Чарльзу Тейлору удалось посадить самолет, но при касании ВПП у него отвалилась левая плоскость крыла, огонь стал быстро распространяться по фюзеляжу. 22-летняя стюардесса Барбара Джейн Харрисон и ее коллега начали немедленную эвакуацию пассажиров через аварийные выходы с правой стороны. Надувной трап запутался и кому-то из бортпроводников нужно было спуститься вниз поправить его . Это был прямой путь к спасению – никто бы потом не упрекнул, что член экипажа покинул борт первым. Миссис Харрисон предпочла остаться. Она помогала пассажирам убегать, подгоняя, а порой и просто выталкивая их из горящего самолета. Огонь распространялся, и вскоре выход из задней части самолета стал невозможен. В кромешном дыму девушка повела оставшихся пассажиров к другому аварийному люку. Сама она до последнего отказывалась покинуть борт. Ее тело было найдено около пенсионера в инвалидной коляске, сидевшего на одном из последних рядов. Барбара Джейс Харрисон – одна из четырех женщин, награжденных Георгиевским крестом за героизм и единственная, кто заслужил свою награду в мирное время. Остальные получили их во время Второй мировой войны.


28 апреля 1988 г. Боинг-737 гавайский авиалиний Aloha Airlines выполнял полёт между островами Хило и Гонолулу. На высоте 7,3 километра в верхней части фюзеляжа образовалась небольшая трещина, что привело к взрывной декомпрессии самолёта. Почти половина фюзеляжа оторвалась и улетела. Там, где должна была находиться крыша кабины первого класса, зияло синее небо. Пассажиры находились под открытым небом при скорости ветра более чем в три раза сильнее ураганного и температуре до минус 45 градусов. После уменьшения высоты, скорость снизили до 380 км/ч. Стюардесса Кларабелл Лансинг в этот момент собирала у пассажиров пустые стаканчики. По свидетельствам очевидцев, её буквально вытащило из самолёта через дыру в левом борту. Ни тело 37-летней женщин, ни улетевшие куски фюзеляжа так и не было найдено. Остальные пассажиры здорово обморозились, многие получили травмы, но все выжили, потому что в момент случившегося были пристегнуты в креслах. Через 15 минут самолет совершил аварийную посадку в аэропорту Кахулуи. Позднее комиссия, расследовавшая инцидент, назвала в качестве главной его причины наличие в фюзеляже трещин, вызванных усталостью металла. При сроке службы Боинга-737 примерно 20 лет или 75 000 рейсов, этот проработал уже 19 лет и налетал 89 000 полетов. К слову, подобная, относительно успешная посадка самолёта подобного класса при столь серьёзных повреждениях до сих пор считается беспрецедентным случаем в истории коммерческой авиации.

ГЕРОИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ



На фото:Виктория Зильберштейн Это произошло в воскресенье, в разгар лета. 9 июля 2006 г. самолет А-310-324 авиакомапнии «Сибирь» (S7) прилетел из Москвы в Иркутск. На борту было 203 человека, включая 10 членов экипажа и 3 человек, попавших на борт без регистрации. Полет прошел штатно, самолет уже сел на полосу… но остановиться не смог. Из-за ошибки экипажа (официальная версия) самолет не сумел вовремя остановиться, выкатился за пределы ВПП и врезался в расположенный неподалеку гаражный комплекс. Фюзеляж аэробуса разрушился, в салоне возник пожар. Двое бортпроводников, в том числе и Андрей Дьяконов, в тот момент находились в хвосте. С правой стороны произошел взрыв, коллега Андрея погибла моментально. В салон повалил дым, началась паника. В этой ситуации Андрей действовал строго по инструкции: силой выбил заклинившую дверь и организовал выход пассажиров. Когда самолет стал буквально разваливаться на части, он начал буквально выталкивать людей. Всего Андрей Дьяконов спас около 30 человек. За этот подвиг позднее он был награжден Орденом Мужества. К сожалению, посмертно – выпрыгнуть сам он просто не успел. В это же самое время 22-летняя Виктория Зильберштейн сумела выбраться из-под завала кресел и багажа, образовавшегося после удара, и добралась до аварийного люка над крылом. Через него покинуть горящий самолет смогли 20 человек, последней была сама Виктория. Позднее была награждена медалью «За отвагу» и премией «Человек Года» в номинации «Мужество».

НОВАЯ УГРОЗА

В наше время, когда правила контроля в аэропортах ужесточились до предела, отловом террористов занимаются спецслужбы, а угонять самолеты с целью вырваться из-за «железного занавеса» и вовсе не обязательно, перед стюардессами встала новая проблема: дебоширы на борту. С начала этого года был зафиксирован целый ряд сообщений о пьяных выходках наших соотечественников, особенно на рейсах курортного направления. В США для предотвращения подобных инцидентов существует даже отдельная профессия – воздушные маршалы. Люди в гражданской одежде, но с оружием, сопровождают почти каждый рейс под видом обычных пассажиров. В ряде европейских стран экипаж имеет право обезвредить хулигана с помощью наручников и электрошокера. У нас подобное пока запрещено, поэтому унимать особо разгулявшихся стюардессам приходится подручными средствами – проводами, привязными ремнями, а порой и скотчем. Есть, конечно, надежда на помощь остальных пассажиров, но в большинстве случаев главным орудием миловидных, стройных девушке как и в старые добрые времена остается доброе слово и обворожительная улыбка.

Поделиться: Леликова Елена

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;