Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
«Ансат». Обогнавший время
«Ансат». Обогнавший время
«Ансат». Обогнавший время
В этом году холдинг «Вертолеты России» на международной выставке авиационно-космической и военно-морской техники LIMA 2015 в очередной раз представил вертолетной общественности свои разработки - гражданские многоцелевые вертолеты. Среди них была и новинка - легкий вертолет «Ансат», который теперь становится полноправным членом клуба мировой гражданской авиации. Этот вертолет имеет самую просторную грузопассажирскую кабину в своем классе, она может конфигурироваться для пассажирских (в том числе VIP) и грузовых перевозок, а также для выполнения поисково-спасательных и медико-эвакуационных работ.

Когда шаг назад – шаг в будущее

Разработка вертолета «Ансат» (по-татарски - несложный, простой) под руководством заместителя генерального директора В. Б. Карташова началась в инициативном порядке в 1993 году., когда было организовано общественное конструкторское бюро. В 1994-м было оформлено техническое задание на разработку легкого многоцелевого двухдвигательного вертолета грузоподъемностью 1300 кг, соответствующего отечественным и международным нормам летной годности FAR-29. В разработке нового вертолета принял участие Казанский авиационный институт, НПП «Авикон» и АО «Аэромеханика». Уже в 1997 году КВЗ (Казанский вертолетный завод) был получен сертификат на разработку и производство летного образца и на свет в этом же году появился макет вертолета, который продемонстрировали широкой публике на «МАКС-97». Вначале КВЗ разработал вариант «Ансата» с новейшей электродистанционной системой управления полетом (КСУ-А) – самой передовой технологией того времени. Аналогов машины такого класса в мире до сих пор не существует. Однако, для получения сертификата типа и использования вертолета в гражданской авиации для перевозки пассажиров летательный аппарат должен был пройти определенную программу сертификационных испытаний. Но, как оказалось, ранее вертолеты подобного класса и конструкции никогда не сертифицировались. И в Межгосударственной Авиационном Комитете просто нет процедур, по которым должны были проходить испытания подобных машин. Чтобы как-то выйти из подобной ситуации, разработчики были вынуждены вернуться к более устаревшей схеме на гидромеханическом принципе. Это чуть ли не единственный прецедент в истории России, когда разработчик выпустил модификацию, имеющую более устаревшие конструкторские решения по сравнению с базовой моделью. Подобная проблема с невозможностью сертификации вертолета не является сугубо российской. В мире еще не было подобных прецедентов и ни один сертификационный орган не смог бы справиться с подобной задачей. Впрочем, установка гидромеханической системы не привела к увеличению взлетной массы вертолета и изменению его технических характеристик. По оценкам экспертов, модернизированный "Ансат" имеет ряд серьезных конкурентных преимуществ перед аналогами в своем классе: надежен и прост в эксплуатации, может использоваться в разном климате при большой разнице положительных и отрицательных температур, не нуждается в ангарном хранении. А потенциальные заказчики, которых достаточно не только в России, но и в ряде стран Азии и Латинской Америки, готовы брать вертолет и с гидромеханикой. Что же касается вертолета с электродистанционной системой управления, то сегодня на нем прекрасно летают военные. Им сертификация типа не нужна. Министерство обороны активно закупает «Ансат» для различных летных училищ и центров подготовки ВВС и не нахвалится моделью. Тем более, Казанский завод работает еще над одной модификацией, которая также будет с КСУ-А, но уже с улучшенными летно-техническими характеристиками.

Простота не хуже воровства

Вообще, этот «простой» вертолет далеко не так прост. Так, впервые в истории мирового вертолетостроения в вертолете такой весовой категории удалось разместить десять пассажиров. Один из них располагается рядом с пилотом, слева, и еще девять мест находятся в грузопассажирской кабине. Загрузка производится через четыре двери: две в кабине пилота и еще две в грузопассажирском салоне. В задней части фюзеляжа предусмотрен также люк для загрузки багажа или носилок. Втулка несущего винта «Ансата» - бесшарнирная и «безуходная». Шарниры заменены упругим элементом - стеклопластиковой балкой-торсионом. Четырехлопастная втулка представляет собой две такие перекрещивающиеся балки, к каждой из которых крепится по две лопасти. Бесшарнирная система подвески лопастей не только увеличила управляемость и маневренность вертолета, уменьшила стоимость и массу конструкции, но и значительно снижает эксплуатационные расходы. Замена частей втулки может производиться вне баз обслуживания и выполняться «по состоянию» и по показаниям системы сбора объективной информации. Бесшарнирная торсионная конструкция втулки впервые разработана в нашей стране и имеет огромные перспективы дальнейшего развития. Также впервые в России на «Ансате» была внедрена и КСУ. Надежность работы систем управления обеспечивается четырехкратным резервированным цифрового и аналогового вычислителей и двухкратно резервированным независимым электрическим питанием. В качестве исполнительных механизмов используются двухкамерные гидравлические бустера, которые крепятся к картеру главного редуктора и непосредственно изменяют положение тарелки автомата перекоса. Помимо всего прочего, на «Ансате» установлен новейший пилотажно-навигационный комплекс, обеспечивающий пилотирование в автоматическом и ручном режимах управления в простых и сложных метеоусловиях, а также полную автономность при подготовке к полетам и при обслуживании вертолета. «Ансат» оснащается двумя турбовальными двигателями PW 207K мощностью 630 л.с. компании Pratt & Whitney c электронно-цифровой системой управления двигателем (FADEC), обеспечивающими продолжение взлета при одном отказавшем двигателе. При максимальной взлетной массе 3300 кг он способен перевозить в транспортном варианте 1300 кг полезной нагрузки на расстояние до 520км со скоростью 240км/ч, затратив на это всего 3 часа 20 минут. Дальность и продолжительность полета зависят от высоты, климатических условий, скорости вертолета и массы перевозимого груза. Вертолет имеет практический потолок 5500 – 6000 м в зависимости от взлетного веса и потолок висения 1800 – 2700 м. Радиус действия при аварийно -спасательном варианте, когда полет должен проходить на максимально возможной скорости, достигает 190 – 210 км. Перегоночная дальность пустого вертолета составляет 620 км. Вертолет может доставить на расстояние до 100 км груз весом 1650 кг. Применение дополнительных топливных баков позволит значительно увеличить дальность и продолжительность полета вертолета.

Готов и востребован

Усилия разработчиков по созданию гражданской версии «Ансата» не заставили себя ждать. В конце 2014 года Казанский вертолетный завод получил сертификат на пассажирскую модель «Ансата». Выданное в декабре 2014 г. новое дополнение к сертификату типа удостоверяет соответствие типовой конструкции вертолета нормам авиационных правил и сертифицирует изменения, внесенные в типовую конструкцию летательного аппарата. В частности, в пассажирской версии модернизирована система улучшения устойчивости (СУУ), до 3600 кг увеличена взлетная масса, установлено оборудование для перевозки пассажиров. Эти изменения позволили улучшить летно-технические характеристики вертолета и сделать его привлекательным и конкурентоспособным на международном рынке. Как итог: на сегодняшний день в России имеются два проекта в классе легких многоцелевых вертолетов – «Ансат» и Ка-226, которые фактически конкурируют друг с другом. Между тем эти машины без ущерба друг для друга могут закрыть в стране всю нишу легких многоцелевых вертолетов. У камовцев - хорошая высотность - в горах они просто незаменимы. Если сказать просто, все преимущества соосной схемы на лицо. «Ансат» в силу большого объема грузопассажирской кабины и особенностей классической одновинтовой схемы лучше решает транспортные задачи. Если говорить о западных машинах, то «Ансату» придется напрямую конкурировать с Bell-429, EC-135, EC-145 и AW-109. И здесь в основном надо брать ценой и тем, что наши машины лучше приспособлены к нашим условиям и особенностям эксплуатации. Ведь, что ни говори, но хотя западные вертолеты и хороши, они требуют безупречного и грамотного обслуживания. «Ансат» надо позиционировать как дешевый летающий аппарат – неприхотливый, простой и недорогой в обслуживании. В заключение остается лишь добавить, что его серийное производство и начало коммерческих поставок запланировано на этот год. Уже сейчас ведутся переговоры с потенциальными покупателями гражданской версии вертолета. И думается, что у «Ансата» весьма неплохие перспективы как на нашем рынке, так и в воздушном пространстве всего мира.

Поделиться: http://www.helicopter.su/pressa/articles/2015/04/13/%C2%ABansat%C2%BB._obognavshij_vremya/ Дмитрий Гнатенко

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;