Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Авиационный лизинг: как не промахнуться
Авиационный лизинг: как не промахнуться
Авиационный лизинг: как не промахнуться
Мировые цены на топливо свыше $120 за баррель вынуждают авиакомпании прилагать все больше усилий в поиске наиболее эффективных с этой точки зрения воздушных судов, вызывая очередную волну обновления воздушного флота по всему миру. При этом, авиаперевозчики, как никогда ранее, пытаются сохранить максимальную гибкость при формировании и оптимизации своих парков, так как спрос на воздушные перевозки постоянно изменяется. Лизинг воздушных судов - спасение для операторов с ограниченными финансовыми возможностями, но какой из вариантов лизинга является наиболее эффективным для современных авиакомпаний? "В последние несколько лет мы наблюдаем очередную волну обновления воздушных парков. На этот раз авиакомпании в большей степени обращают внимание на более новые модели самолетов, производители которых обещают более низкий расход топлива. Самый дешевый вариант - платить сразу, как говорится, "живыми" деньгами, но это могут себе позволить лишь немногие авиакомпании. Именно поэтому большинство перевозчиков прибегают к финансовому или операционному лизингу в периоды обновления и реструктуризации своих парков. Однако сегодня авиакомпаниям как никогда трудно прогнозировать спрос на свои услуги в конкретном регионе на долгосрочную перспективу. По этой причине выбор подходящего варианта лизинга в любом случае связан с рисками, как для арендаторов, так и для арендодателей", - говорит Тадас Гоберис, генеральный директор AviaAM Leasing. В случае финансового лизинга, арендатор получает судно в собственность после окончания контракта. Такие договоры, как правило, заключается на 10 или более лет. Но учитывая волатильность рынка авиаперевозок, такие долгосрочные обязательства могут лишить авиакомпанию возможностей для маневра при адаптации к изменяющимся рыночным условиям. Кроме того, авиационная отрасль по-прежнему страдает от периодов крайне низкой прибыльности, которые негативно влияют на кредитоспособность перевозчиков, тем самым снижая их шансы на получение долгосрочной поддержки со стороны финансовых организаций. Между тем, контракты на операционный лизинг заключаются на кратко- и среднесрочный период (менее 10 лет). Учитывая, что после окончания срока судно возвращается лизингодателю, операционный лизинг не становится существенным финансовым бременем для компании - в этом случае как правило вносится только начальный депозит в размере 3-5 месячных платежей, который затем возвращается. В случае же финансового лизинга перевозчик должен заплатить 20-30% от цены самолета в качестве первоначального взноса. Рынок авиаперевозок очень изменчив и чувствителен к любым внутренним и внешним колебаниям, таким как экономические кризисы, военные конфликты, террористические акты, эпидемии, и другие форс-мажорные ситуации. Это означает, что вне зависимости от типа воздушного судна, в течение 5 или 10 лет спрос на авиаперевозки может измениться, и сделать данный тип неэффективным для использования данной авиакомпанией. Эта проблема в большей степени затрагивает малые и средние авиакомпании, которые обслуживают менее разветвленные маршрутные сети, и, следовательно, имеют меньше возможностей для перегруппировки флота между направлениями. "Операционный лизинг обеспечивает перевозчика значительно большей гибкостью по сравнению с финансовым. При изменении спроса перевозчик имеет возможность прекратить работу нерентабельного самолета, вывести его из парка и заменить на другой тип воздушного судна, который больше соответствует новым условиям рынка. С другой стороны, в соответствии с соглашением по операционному лизингу перевозчик, как правило, обязан вернуть самолет в том же состоянии, в каком оно было первоначально ему доставлено", - комментирует глава AviaAM Leasing. Возврат воздушных судов связан с определенными рисками для авиакомпаний, так как они обязаны вернуть самолет в том же техническом состоянии, в котором оно было получено, в целях ускорения оборота судов. Кроме того, судно остается в собственности оператора лизинга, а это значит, что он имеет законные основания для ограничения определенных аспектов эксплуатации воздушных судов (например, география полетов). Однако, по мнению исследования Forbes/CIT, несмотря на риски, связанные с повторной эксплуатацией, почти 70% авиакомпаний указывают, что операционный лизинг будет оставаться оптимальной или предпочтительной формой приобретения судов в ближайшие несколько лет. Кроме того, эксперты считают, что операционный лизинг будет обеспечивать около 40% всего мирового флота в 2020 году. Арендодатели также несут определенные риски. В случае финансового лизинга, для оператора главным вопросом является кредитоспособность компании. Длительный период низкой производительности некоторых европейских авиакомпаний доказал, что даже крупные перевозчики могут сталкиваться с серьезными финансовыми проблемами. Если авиакомпания утрачивает возможность платить по своим обязательствам (по финансовому лизингу), банк (как наиболее распространенный источник финансового лизинга) остается с самолетом, не имея ни средств, ни опыта управления специфическим активом, чтобы грамотно сдать его обратно в лизинг. "Что касается операционного лизинга, основной риск для лизингодателя связан с техническим состоянием актива. За время эксплуатации, самолет может поменять 4-5 владельцев и больше, в случае кратковременной аренды. Каждый возврат чреват амортизационными рисками. Плохое техническое обслуживание самолетов в период эксплуатации и необходимоть ремонта судна перед поставкой следующему эксплуатанту оборачиваются прямыми убытками арендодателю - он может столкнуться с непредвиденными расходами на восстановление актива, а также несколькими неделями или месяцами дополнительных простоев самолета. Вот почему поставщики операционного лизинга должны обладать широкими техническими возможностями для обеспечения контроля за самолетами на протяжении всего периода лизинга с целью минимизации остаточных рисков", - заключает Тадас Гоберис.

Поделиться: http://www.aviaam.com/
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;