Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
AW139: рабочая лошадка с амбициями чемпиона
AW139: рабочая лошадка с амбициями чемпиона
AW139: рабочая лошадка с амбициями чемпиона
Компания AgustaWestland заслуженно считается одним из ведущих мировых производителей, чьи вертолеты активно применяются для корпоративных и VIP-перевозок, медицинской эвакуации, проведения операций по поиску и спасению, охраны правопорядка и транспортировки персонала на нефтяные морские платформы. Несмотря на все еще слышимые отголоски мирового финансового кризиса, по итогам 2010 года доход компании увеличился на €164 млн (+4,7%), в общей сложности достигнув €3,64 млрд. По оценкам представителей AgustaWestland, такая ситуация стала возможной во многом благодаря стремительному росту заказов на двухдвигательный вертолет AW139, который всего за несколько лет стал фаворитом правительственных и коммерческих перевозчиков. Необходимо отметить, что само образование компании AgustaWestland непосредственно связано с историей создания вертолета AW139. В сентябре 1998 года на авиасалоне в Фарнборо итальянская Agusta заявила начале разработки нового вертолета со взлетным весом 6 тонн, и уже в июне 1999-го на Парижском авиасалоне впервые был показан полноразмерный макет этого вертолета. Англичане и сотрудничавшие с ними американцы из Bell Helicopter выразили желание принять участие в реализации упомянутой программы, получившей название АВ139. В июне 2000 года Finmeccanica (Италия) и GKN (Великобритания) подписали соглашение о слиянии своих двух подразделений Agusta и GKN-Westland Helicopters, сформировав новую компанию - AgustaWestland, которая в настоящее время полностью принадлежит итальянскому концерну.

Чистый европеец: АВ139 превращается в AW139

В 2005 году после выхода американцев из проекта (им было необходимо сконцентрировать все усилия на создании винтокрыла BA609), вертолет АВ139 был переименован в AW139. Его первый прототип впервые поднялся в воздух 3 февраля 2001 года, а уже в ноябре AgustaWestland приступила к организации производства серийных моделей на своем заводе в городе Верджиате (Италия). Первый серийный образец AW139 поднялся в воздух в июне 2002 года, а на протяжении следующих двух лет модель получила сертификаты Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) и Федерального управления гражданской авиации США (FAA). Многоцелевой вертолет AW139 является дальнейшим развитием более ранней модели А129 и был разработан с использованием классической одновинтовой схемы. Силовая установка машины состоит из двух газотурбинных двигателей PT6C-67C (мощностью 1679 л.с. каждый) производства Pratt & Whitney Canada, оборудованных системой автоматического управления и контроля FADEC. Устойчивую работу силовой установки обеспечивают пылезащитные устройства воздухозаборников. Вертолет имеет 5-лопастный несущий винт, 4-лопастный рулевой винт и колесное шасси. Изготовленные из композитных материалов лопасти несущего и рулевого винтов крепятся к втулке при помощи эластомерных подшипников, а несущая система имеет повышенную динамическую устойчивость. Сама же втулка изготовлена из титановых сплавов. В задней части фюзеляжа расположены защищенные топливные баки объемом 1562 л. Кроме того, на машине может быть установлен дополнительный бак вместимостью 500 л. На сегодня это единственный вертолёт в своей весовой категории, который может оснащаться комплексной противообледенительной системой. Еще одно важное достоинство - способность развивать скорость до 309 км/ч. Крейсерская скорость вертолета - 291 км/ч, практическая дальность достигает 740 км, а максимальная продолжительность полёта - 3 часа 54 минут. Практический потолок составляет 2296 м (с одним работающим двигателем), а статический - 3660 м (без использования эффекта земли). Полезный объём кабины составляет 8 куб. м., что позволяет разместить в ней 12 пассажирских кресел в модификации с большой дальностью полета (например, для работы на морских платформах), или 15 кресел в стандартной компоновке. Сертифицированный по правилам FAR/JAR 29, вертолет спроектирован с использованием ударопоглощающих технологий. Фюзеляж оборудован сдвижными дверями шириной 1,65 метра. Полностью интегрированная авионика Honeywell Primus Epic с цветными LCD-дисплеями, всепогодный радар, 4-х осевой автопилот и инфракрасная видеокамера FLIR позволяют достаточно эффективно применять вертолет в любых метеорологических условиях, днем и ночью. При этом эксплуатационные расходы машины составляют около $800 в час.

Главное - вовремя занять свою нишу

На современном авиационном рынке очень мало предложений вертолетов с максимальным взлетным весом в диапазоне 6-7 тонн. AW139 с максимальной взлетной массой 6,4 тонны (вес полезной нагрузки составляет 2,5 тонны) идеально вписался в нишу, ранее не подпадавшую ни под одну весовую категорию. Свидетельством правильности выбора веса стало получение более 100 заказов на вертолет, в то время, когда он еще только проходил сертификационные испытания. Причем заказы поступали из различных сегментов рынка. Машина оказалась интересна как операторам более тяжелых вертолетов (таких как Sikorsky S92 или AS332 Super Puma), так и операторам машин более легкого класса (таких как Sikorsky S76, Bell 412 или Eurocopter ЕС155), которым требуется машина с большими возможностями, при меньших расходах на эксплуатацию. Реальные потребности в 6-тонном вертолете превзошли самые оптимистические прогнозы, и у АW139 практически не оказалось конкурентов. Французам не удалось "вытянуть" на шесть тонн 5-тонный ЕС155, и поэтому Eurocopter начал разработку полностью нового вертолета ЕС175. В свою очередь американцы приступили к глубокой модернизации S-76C++, что привело к необходимости создания компанией Sikorsky Aircraft практически нового вертолета S-76D. Первым заказчиком AW139 в 2000 году стал крупнейший в мире вертолетный оператор Bristow Helicopters (Великобритания), который сразу оценил все преимущества новой модели. Затем на протяжении восьми лет Agusta Westland подписала контракты на изготовление более 450 таких вертолетов для заказчиков из Австралии, Алжира, Великобритании, Индии, Ирландии, Испании, Италии, Канады, Катара, КНР, Намибии, Нидерландов, Омана, ОАЭ, Пакистана, Португалии, Малайзии, Норвегии, Новой Зеландии, Республики Корея, США, Финляндии, ЮАР, Эстонии и Японии. На сегодняшний день уже построено около 580 единиц AW139, эксплуатируемых военными, правительственными и гражданскими операторами из 50 стран мира. Стоимость одного AW139 составляет $21 млн.


На постсоветском пространстве

Заполняя свободные ниши на европейском, американском и азиатском рынках AgustaWestland вплотную приблизилась к освоению постсоветского пространства. Конечно, наиболее привлекательным рынком здесь является Россия. Первым российским заказчиком AW139 стала компания "Авиасервис", работающая под торговой маркой Heli Club. Сегодня AgustaWestland предоставляет полный набор услуг по поддержке своих вертолетов в партнерстве с российской компанией "Аэросоюз". С июня 2008 года начал работать Официальный эксклюзивный дистрибьютор AgustaWestland в России и странах СНГ - Exclases Holdings Ltd. Проект осуществляется в рамках сотрудничества ОПК "Оборонпром", Loyd"s Investment Corp. и AgustaWestland. А в мае 2010 года на выставке HeliRussia было подписано техническое задание на постройку в Подмосковье завода по сборке AW139. В связи с этим ОАО "Вертолеты России" (входит в ОПК "Оборонпром") и AgustaWestland подписали соглашение об учреждении совместного предприятия HeliVert, которое будет управлять заводом по сборочному производству AW139 в Томилино (Московская область). Планируется, что поставки собранных в России вертолетов AW139 начнутся в первом квартале 2012 года. Ежегодно на заводе в Томилино будут собирать до 15 вертолетов. Сборочная линия рассчитана на удовлетворение потребностей рынка России и стран СНГ. По состоянию на середину прошлого года получены заказы на 40 вертолетов AW139 российской сборки. О возрастающей популярности этого вертолета на постсоветском пространстве также свидетельствует и тот факт, что в прошлом году администрация Президента Украины приобрела один AW139 в VIP-конфигурации для транспортировки главы украинского государства В.Януковича. Также в прошлом году компания Euro-Asia Air (Казахстан) заказала два вертолета AW139 в оффшорной конфигурации. Машины будут эксплуатироваться в районе нефтяного шельфа Каспийского моря. На сегодня казахский оператор уже эксплуатирует четыре вертолета этой марки.

Военные контракты

AgustaWestland также прикладывает активные усилия по продвижению своего AW139 на военные рынки. В 2004 году эта машина предлагалась Армии США по программе легкого многоцелевого вертолета, но конкурс выиграл вертолет UH-72A Lakota, разработанный на базе EC145 производства Eurocopter. Несмотря на это итало-британский производитель не теряет надежды покорить военный рынок США. Так, в начале прошлого года североамериканское подразделение AgustaWestland объявило о планах принять участие в тендере на поставку новых вертолетов для Военно-воздушных сил США (проводится в рамках программы по созданию единой платформы для военно-транспортных вертолетов, CVLSP). Одним из участников этого тендера будет выступать модель AW139M - военная версия вертолета AW139. По словам исполнительного директора AgustaWestland North America Скотта Реттига, AW139M полностью подготовлен для выполнения широкого спектра боевых задач в соответствии с условиями программы CVLSP. Производство AW139M может быть налажено на заводе AgustaWestland в Филадельфии. Вертолет создан с применением американских технологий, а все поставщики комплектующих находятся на территории США, что, по мнению Реттига, гарантирует, его невысокую стоимость. AW139M оснащен инфракрасной камерой переднего обзора с высоким разрешением, средствами противоракетной защиты, инфракрасными средствами обнаружения и радиоэлектронного подавления. Оборудование позволяет выполнять полеты в северных широтах в любых погодных условиях.


На службе у спасателей

AW139 быстро стал эталоном качества для служб пожарной безопасности, охраны правопорядка и скорой медицинской помощи в своей весовой категории. В первой половине 2011 года AugustaWestland получила заказы от японской полиции и Агентства по ликвидации пожаров и последствий стихийных бедствий Японии (японский аналог российского МЧС) на поставку шести AW139. Предусматривается, что под фюзеляжем AW139 будет установлена специальная емкость для противопожарной жидкости. Кроме того, машины будут оснащены целым набором дополнительного оборудования: локатором с функцией определения погодных условий; носовой телекамерой с инфракрасной подсветкой; системой Video Downlink с цифровым видеозаписывающим устройством, позволяющей передавать видеоизображение на землю в формате реального времени; поисковым прожектором; системой подвески и транспортировки грузов на крюке и системой громкоговорителей. По имеющимся данным, сегодня японские службы спасения уже оперируют 30 вертолетами этой модели. В то же время AW139 активно закупаются правоохранительными органами и противопожарными службами Китая и Республики Корея, которые используют эти машины для поддержания правопорядка, оказания помощи населению при ликвидации последствий стихийных бедствий, экстренной медицинской эвакуации и поисково-спасательных операций.

А что же дальше?

Несмотря на огромный успех модели AW139, компания-производитель не собирается останавливаться на достигнутом. Так в 2006 году во время авиасалона в Фарнборо AgustaWestland анонсировала новейший военный многоцелевой вертолет AW149, разработанные на базе AW139. За счет увеличения фюзеляжа и повышения мощности силовой установки пассажировместимость вертолета увеличилась до 18 человек. Летные испытания новой модели начались в ноябре 2009 года, а первые поставки намечены на 2013 год. В прошлом году эта машина стала главным претендентом на контракт Министерства обороны Турции в рамках программы создания военно-транспортного вертолета нового поколения для турецкой армии, но в конечном итоге заказчик сделал выбор в пользу американского Sikorsky S-70i Black Hawk. Параллельно идет развитие гражданской версии этого вертолета - AW189, который был представлен на Парижском авиасалоне в июне прошлого года. Первый прототип 8-тонной машины поднялся в воздух 21 декабря 2011 года. Второй опытный образец присоединится к программе летных испытаний в текущем году. В 2013 году производитель планирует получить гражданский сертификат типа AW189, а с 2014-го начать поставки. AW189 разрабатывался специально для использования в нефтегазовой отрасли, поэтому он может выполнять полеты на большие расстояния, имея при этом отличные показатели экономической эффективности. AW189 оснащен двумя турбовальными двигателями GE CT7-2E1 мощностью по 2000 л.с. каждый. Крейсерская скорость вертолета составит 268-278 км/ч, а дальность обеспечит возможность выполнения полета (туда и обратно с полной загрузкой) до платформы, расположенной на расстоянии до 260 км от берега. Уровень безопасности вертолета соответствует самым последним требованиям EASA / FAA Part 29, JAR OPS 3 / EU-OPS. На сегодня AgustaWestland уже получила заказы на эту модель от авиакомпаний Bristow Helicopters, Bel Air и Weststar Aviation Services. Как видим, менее чем за десять вертолет AW139 стал одним из лидеров в сегменте средних двухдвигательных вертолетов, обеспечив своему производителю - компании AgustaWestland - уверенные позиции, не только в родной Европе, но и на других континентах. Благодаря высоким техническим характеристикам эта машина пользуется авторитетом вертолета нового поколения, а ее платформа стала базой для создания новых военных и гражданских вертолетов.

Поделиться: http://www.aviaport.ru/news/2012/01/25/228599.html Александр Полищук

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;