Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
BIRDSTRIKE
BIRDSTRIKE
У профессиональных авиаторов есть такой термин: birdstrike. Он означает «столкновение с птицей»: ситуация, когда о взлетающий или уже набравший высоту самолет ударяется летящая птица, разбиваясь о стекло или обшивку самолета, или попадая внутрь двигателя. Птица при этом в большинстве случаев погибает. Для самолета же и находящихся в нем людей такие ситуации, как правило, завершаются относительно благополучно: крайне редки случаи, когда «встреча» с птицей приводит серьезным или трагическим последствиям. Однако экономический ущерб от таких происшествий очень велик: каждый год в мире тратится около полутора миллиардов долларов на ремонт обшивки, двигателей и других частей самолетов гражданской авиации, поврежденных птицами.

Birdstrikes и одномоторные турбовинтовые самолеты

Одномоторными обычно бывают небольшие, частные самолеты. Казалось бы, для них более, чем для любых других воздушных судов, опасны столкновения с птицами – ведь они могут нарушить работу их единственного двигателя. Тем не менее, практика показывает, что пассажиры таких самолетов достаточно хорошо защищены от подобных случайностей. Винт, расположенный в передней части самолета, способен разрубить птицу на куски, прежде чем она заденет фюзеляж. Конечно, в некоторых случаях сам винт тоже будет от этого поврежден: обычно в таких случаях самолет стараются как можно быстрее посадить, чтобы провести полную проверку, но повреждения, как правило, не настолько велики, чтобы самолет не смог лететь дальше и успешно приземлиться.

Birdstrikes и самолеты с двумя винтовыми двигателями

У таких самолетов последствия столкновения с птицами бывают очень разными, в зависимости от типа воздушного судна, формы его фюзеляжа, расположения двигателей и т.п. Если схема расположения двигателей продольная (тянущий двигатель в головной части и толкающий – в хвостовой), то встреча с птицей будет иметь такой же результат, как и в случае с одномоторными винтовыми самолетами. Если же двигатели расположены на поперечной линии относительно самолета – на левом и правом крыле – здесь удару, скорее всего, подвергнется лобовое стекло. Оно оказывается ничем не защищенным от удара, и потому еще при строительстве самолета противоударной прочности материала, из которого изготавливается лобовое стекло, всегда уделяется особое значение. Выдержит ли стекло столкновение с птицей, во многом зависит от того угла, под которым оно расположено относительно линии движения. Прямое столкновение на большой скорости практически не способен выдержать никакой материал: это одна из причин, по которым носовую часть судна конструируют максимально обтекаемой, с плавными непрямыми линиями, чтобы любой удар пришелся по касательной. Здесь еще следует отметить, что сила, с которой птица может ударить в поверхность самолета, летящего со скоростью, к примеру, 200 км/ч, огромна, несмотря на то, что ее собственный вес незначителен. Тушки погибших птиц нередко способны пропороть тонкие слои металлической обшивки самолета или застрять в консоли авионики.

Birdstrikes и реактивные самолеты

Джеты – самые уязвимые для птиц самолеты. Попадание птицы в реактивный двигатель может быть действительно опасным – часто двигатели при этом полностью прекращают функционировать; после приземления они требуют замены. Даже если окажется поврежденной только одна из лопастей компрессора, это может повлечь быстрое разрушение всего двигателя. Все двигатели, которыми оснащаются любые современные самолеты, от огромных лайнеров до легких бизнес-джетов, проходят обязательное тестирование на защиту от попадания внутрь птиц. Но и эта мера не дает полной гарантии от таких происшествий, и опасность сохраняется. Опасной бывает и такая ситуация, когда птица ударяет самолет в крыло. Сама птица при этом неминуемо гибнет, а самолеты разных типов получают разные повреждения. Большие самолеты при этом, скорее всего, получат повреждение антиледяного покрытия и небольшие вмятины на поверхности обшивки крыльев и фюзеляжа. У малых же самолетов могут наблюдаться значительные деформации краев крыла, что резко увеличивает сопротивление самолета встречному воздуху, лишая его обтекаемости; пробитые емкости с топливом и другими техническими жидкостями, повреждения обшивки. Самое худшее – когда птица сносит какой-нибудь из элементов внешнего управления: элерон, стабилизатор, руль направления. Это может привести к потере контроля над самолетом, заблокировать его способность к маневрированию.

***

Хотя Birdstrikes наносит авиакомпаниям и владельцам частных самолетов серьезный экономический ущерб, к человеческим жертвам такие воздушные инциденты приводят крайне редко. Известен случай, когда в 2009 году самолет Airbus A320, принадлежащий одной из американских авиакомпаний, столкнувшись с целой стаей птиц, повредил одновременно оба своих двигателя. Только мастерство экипажа позволило спасти самолет, и избежать жертв среди пассажиров. Согласно статистике, на 1 миллиард летных часов приходится лишь 1 случай авиакатастроф, причиной которых является птица. Для борьбы с этим явлением предпринимаются самые различные меры. Давно стало правилом – не располагать аэропорты в непосредственной близости от городских свалок и сельхозугодий, где скопления птиц являются наиболее массовыми. Многие аэропорты устанавливают на своей территории специальные «звуковые пушки», призванные отпугивать птиц ультразвуковыми колебаниями. Еще один метод – «принять на службу» естественных врагов большинства мелких птиц – прирученных хищников, соколов и ястребов. Некоторые же владельцы частных самолетов считают, что от «птичьих атак» их машину защитит боевая раскраска, например, с изображением разъяренной кошачьей морды на носу судна.

Поделиться: JETS.RU

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;