Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Бизнес-авиация 2009
2009 год во многом изменил отношение не только к деловой авиации, но и к самой структуре потребления. Термин «рецессия» постепенно стал выходить из оборота – теперь в моде разговоры о регрессе и коллапсе некоторых отраслей. Промышленно-экономический спад, который едва не пошатнул основы мировой экономики, одни аналитики окрестили самым серьезным со времен Великой депрессии, другие начали говорить о невиданном системном кризисе капитализма. Несмотря на беспрецедентное снижение поставок новых бизнес-джетов, фактическую стагнацию на вторичном рынке и обвал чартерных перевозок, деловая авиация сумела выстоять. Не смогла ничего изменить и лавина критики, которая обрушилась на бизнес-авиацию с конца 2008 года. Многим операторам пришлось урезать планы по модернизации парка самолетов, а некоторым производителям – отложить программы создания новых лайнеров. Ряд компаний были вынуждены сократить порядка 15% сотрудников. Не обошлось и без потерь – большинство авиационных неофитов ушли с рынка. Однако шестерка ведущих авиастроителей устойчиво стоит на ногах, не прекращая ободрять если уж не стабильными финансовыми показателями (снижения стоимости поставок не удалось избежать почти никому), то по крайней мере практически неизменными долями рынка частных и корпоративных самолетов. Прохладное ожидание Очередной период роста бизнес-авиации, начавшийся в 2004 году, неожиданно оборвался в третьем квартале 2008 года. На волне доступного кредитования производители авиационной техники получили сотни заявок на новые машины и, едва перестав справляться с постоянно растущим спросом, всё увеличивали сроки поставок. Вопреки слухам о грядущей рецессии большинство аналитиков предрекали безоблачное существование деловой авиации вплоть до 2010 года. Предсказать столь масштабное и скорое падение рынка не смог никто. В 2008-м маховик производства набрал максимальные обороты: было поставлено 1139 бизнес-джетов. Но теперь новых рекордов придется ждать еще очень долго. Кризис серьезно подточил финансовые возможности заказчиков бизнес-джетов, да и значительно скорректировал производственные планы авиастроителей. Под влиянием финансовой неопределенности и отсутствия радикально новых подходов по финансированию сделок ажиотажный спрос сменился прохладным ожиданием. Традиционно считалось, что многотысячные портфели заказов послужат своеобразной подушкой безопасности. Между тем текущие реалии фактически уничтожили значимость данного антикризисного инструмента. Аналитики Teal Group на примере непростой ситуации вокруг производителя Cessna показали, как происходит нивелирование ценности заказов. После кризиса портфель заказов авиастроителей из Уичиты похудел совсем немного: с 14,5 до 13 млрд долларов. В 2008 году компания выпустила 467 самолетов Citation, а в 2009-м планировала увеличить поставки до 525. В начале года Cessna не раз пересматривала производственные планы, и, несмотря на неизменный объем заказов, в апреле 2009 года производитель анонсировал строительство лишь 290–300 машин. Такое решение наводит на мысль, что заказчики сами не торопились получить свои бизнес-джеты. Виной тому стала, по всей видимости, невозможность скорого финансирования сделок. С той же проблемой столкнулись и другие производители авиационной техники. Поставки бизнес-джетов продолжили падение Поставки 2009 года во многом шли по инерции – по контрактам, подписанным несколько лет назад. Новые же сделки практически не заключались. Очевидно, что спрос на новые бизнес-джеты останется сдержанным вплоть до радикального изменения общеэкономической ситуации. И Honeywell Aerospace, и Teal Group в оценках кратковременных перспектив единодушны: в 2009-м поставки сократятся более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом. Пока подобные прогнозы вполне соотносятся со статисткой продаж: по данным последнего отчета Ассоциации производителей самолетов авиации общего назначения (GAMA), за три квартала 2009 года поставлено 615 машин – на 37,8% меньше, чем годом ранее, когда было зарегистрировано 988 поставок. Причем с момента публикации аналогичной информации за первое полугодие ситуация почти не изменилась – по результатам второго квартала отмечено падение на 37,9%. Полную версию статьи читайте в январском номере журнала "Top Flight", №1 (13)

Поделиться: http://www.topflight.ru Дмитрий Федотов

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;