Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Бизнес-джет: made in China
Бизнес-джет: made in China
Kак известно, Китай бизнес-джеты не производил никогда. Более того, еще пять лет назад они здесь даже не эксплуатировались. Но всего через год два самолета корпоративного класса местной сборки поднимутся в небо. Первый из них, Cessna Citation Sovereign, будет собран к концу следующего года на совместном предприятии Cessna и AVIC в Ченду. Сейчас американский производитель продолжает переговоры об условиях широкомасштабного партнерства с военным подразделением китайской авиастроительной корпорации. Между тем их бразильские коллеги-конкуренты договорились с другим подразделением той же корпорации и обещают — также к концу следующего года — выкатить первый Legacy 600 (или 650) с завода в Харбине. В обоих случаях продукция предназначена для внутреннего рынка, хотя ходят слухи, что Embraer не прочь расширить географию поставок. Также в обоих случаях речь идет о сборочном производстве, наподобие того, что организовал Airbus в Тяньцзине для сборки машин семейства A320 из готовых модулей, поставляемых из-за рубежа. Совместное предприятие Embraer и AVIC в Харбине аналогичным образом выпускало региональные самолеты ERJ145 в период с 2003 по 2011 г. Сейчас производство конвертируется под Legacy 600 и 650, которые являются корпоративными версиями ERJ135 (укороченного ERJ145). Бизнес-джет, полностью (или по большей части) произведенный в Китае, — пока дело будущего. Скорее всего, это будущее станет результатом долгосрочного сотрудничества, переговоры о котором ведет AVIC Aviation Techniques (AAT) с Cessna. "Переговоры проходят успешно, мы рассчитываем заключить договор об учреждении совместного предприятия до конца текущего года", — говорит Майкл Ши, вице-президент по стратегии Cessna в Китае. Непосредственным результатом этого договора будет подготовка сборочной линии для Citation Sovereign. "Мы надеемся, что первый из этих самолетов будет собран к концу следующего года". Embraer и AVIC планируют выйти на производство шести Legacy 600 и 650 в год к 2015 г. "При таких темпах производство будет прибыльным, хотя проектная мощность завода в Харбине изначально закладывалась на 20 региональных ERJ145 в год", — говорит Гуань Дунъюань, президент Embraer по Китаю. Конвертируя харбинскую линию под производство бизнес-джетов, партнеры планируют вернуть инвестиции в строительство завода, который не стал рентабельным в своем первоначальном виде. Компания Harbin Embraer Aircraft Industry поставила всего 41 самолет, поскольку ERJ145 не востребован в Китае. В то же время он и на других рынках начал терять спрос. "Само производство очень экономное, и дополнительных инвестиций не потребуется, поскольку вся инфраструктура уже существует", — говорит Гуань, объясняя, как при выпуске шести самолетов в год производство может быть прибыльным. Legacy 650 — удлиненная версия 600-го. Хотя рабочие завода знакомы с технологией сборки ERJ145, между региональным самолетом и бизнес-джетами достаточно различий, особенно на этапе инсталляции интерьера. Это одна из причин невысоких темпов производства. Сам производственный процесс в Харбине аналогичен линии Embraer в Сан-Жозе. Отдельного центра отделки салонов не предполагается. Завод будет поставлять самолет клиенту в готовом виде. По словам руководства Embraer, оно не рассчитывает, что связи AVIC в Пекине обеспечат компании заказы на Legacy от государственных предприятий. "Мы не зависим от влияния китайского правительства, — заявляет Гуань. — У нас конкурентоспособный продукт". В прошлом году Embraer получил 14 заказов на Legacy 600/650 от китайских клиентов. В этом году — еще шесть, пять из которых для лизингового подразделения государственного банка ICBC, часто, но не всегда координирующего свои действия с государственной политикой. Этих заказов достаточно, чтобы загрузить харбинский завод на ближайшие годы. Продукция завода будет предназначена для китайского рынка. "Изначально", — добавляет Гуань, оставляя открытой возможность выхода на другие рынки в будущем. Производство и продажи ERJ145 в Китае оставили в наследство Legacy не только производственную базу и оборудование. Вся инфраструктура для обеспечения эксплуатации этих типов также готова. Бразильская компания владеет 51% акций СП, AVIC — 49%, хотя, по словам Гуаня, эти доли пересматриваются. Сборочная линия ERJ145 была организована до того, как AVIC стал применять практику привлечения инвестиций со стороны муниципального правительства. Поэтому власти Харбина не имеют доли в предприятии. В то же время правительство Ченду инвестирует в СП Cessna и AAT. Аналогичным образом в сборочной линии Airbus A320 помимо AVIC участвует городская администрация Тяньцзиня. Непосредственным партнером Embraer в корпорации AVIC выступает компания Harbin Aircraft — структурное подразделение Avicopter. Последний, входящий в группу AVIC, специализируется на вертолетной технике. Распространение деятельности Avicopter на сегмент бизнес-джетов, который штаб-квартира AVIC закрепила за другими своими подразделениями — Caiga (специализируется на технике АОН) и AAT (истребители) — в очередной раз демонстрирует, что китайская авиапромышленность пока испытывает трудности в рационализации своей деятельности. Десятилетия плохо координируемого развития оставили разбросанные без всякой системы по многочисленным предприятиям AVIC программы и оборудование. Здравый смысл призывает использовать существующие мощности по назначению, независимо от их территориального расположения или административной принадлежности, как иллюстрирует пример с конвертацией сборочной линии ERJ145. Однако китайским менеджерам придется потратить много времени, чтобы упорядочить свои активы. Кроме того, Legacy 650 с весом 24,3 т соответствует по своей размерности самому крупному из линейки бизнес-джетов, которые, как предполагается, со временем создаст AAT. Поэтому 13,7-тонный Citation Sovereign, вероятно, является разочарованием для амбициозных управляющих AAT. Принципиальное отличие договоренностей Cessna от предприятий Embraer и Airbus в том, что сборка Citation Sovereign, как предполагается, станет лишь первым этапом более глубокой кооперации в будущем, которая потенциально включает совместную разработку нового самолета большей размерности. Еще одно отличие состоит в том, что когда Airbus принял решение об организации сборки, спрос на местном рынке был более чем достаточен, чтобы загрузить завод в Тяньцзине. А Embraer всего лишь конвертирует существующий завод. Напротив, совершенно не очевидно, могут ли Cessna и AAT ожидать достаточного потока заказов от китайских клиентов, чтобы заработала экономика масштаба, оправдывая строительство завода. Правительственные заказы — одна из опций, хотя многочисленные государственные корпорации, даже гигантские, до сих пор не проявили себя как рьяные покупатели бизнес-джетов. Кроме того, широко распространено мнение, что начальники из государственных контор, летающие на бизнес-джетах, конфликтуют с образом "гармоничного общества" (как звучит сейчас новый национальный слоган), что отчасти означает такое общество, в котором бедные слои чувствуют себя достаточно удовлетворенными, чтобы поддерживать режим. По словам Ши, темпы производства в Ченду пока не определены. Он отказался раскрыть подробности до окончания переговоров. Известно, что новая модель Citation Latitude, сертификация которой ожидается не ранее 2015 г., также предназначена для сборки в Ченду. Cessna — один из как минимум семи производителей бизнес-джетов, которым компания AAT предлагала сотрудничество с целью открыть китайскому авиапрому доступ на этот рынок. Штаб AVIC распорядился, чтобы ATT переняла бизнес-структуру Dassault, успешно разделяющую конструкторский талант, технологии и производственные мощности между военным и гражданским направлениями. Перед тем как соглашение с Cessna было анонсировано, внутренние источники сообщали, что AAT и администрация Ченду предложили основать новую компанию специально под этот проект. С одной стороны, это только усугубит чрезвычайную запутанность структуры AVIC. С другой — возможно, это позволило бы построить более эффективное и управляемое предприятие, чем знаменитый своей бюрократичностью государственный авиастроитель.

Поделиться: http://www.ato.ru/content/biznes-dzhet-made-china Брэдли ПЕРЕТТ
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;