Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Будущее деловой авиации

Хорошие времена для бизнес-авиации продолжаются. Ведущие аналитические агентства мира предсказывают рынку дальнейший рост на протяжении ближайших 10 лет.


Современная бизнес-авиация, история которой насчитывает около 50-ти лет, долгое время оставалась прибыльным, но довольно узким рынком. С середины 1990-х годов рынок сделал значительный скачок, поставки бизнес-джетов к 2001 году выросли более чем в 3 раза, сравнявшись по объему с рынком военных самолетов. Значительный упадок произошел в 2002-м году, однако уже с 2003-го отрасль вновь пошла вверх, к 2006-му году побив все прежние рекорды поставок новых деловых самолетов. Объемы 2007-го года, несомненно, станут новым достижением в истории бизнес-авиации.

С этим, несмотря на расхождение в конкретных цифрах, согласны все лидеры отрасли, выпустившие свои ежегодные обзоры и прогнозы рынка к настоящему времени. Традиционно наиболее достоверными в этой области считаются прогнозы компаний Honeywell Aerospace, Teal Group, Rolls-Royce и Bombardier Aircraft.

Масштабы

Аналитики компании Honeywell Aerospace, опубликовавшей свой ежегодный прогноз рынка накануне конгресса NBAA 2007, оценивают объем поставок на период 2007—2017 гг. в 14 тыс. новых бизнес-джетов, общей стоимостью в $ 233 млрд. Только до конца этого года будет поставлена 1 тыс. бизнес-джетов, а на 2008 прогнозируется поставка более 1,3 тыс. Спрос продолжит расти до 2009—10 гг., когда достигнет пика, после чего ожидается стабилизация и некоторое сокращение объема поставок до 2012—2013 гг., затем рост рынка возобновится.

Прогноз Teal Group более сдержан, однако разница в цифрах также обосновывается тем, что компания традиционно скептически относится к потенциальному рынку сверхлегких реактивных самолетов (VLJ). Тем не менее, Teal Group прогнозирует объем поставок на ближайшие 10 лет в 12 тыс. бизнес-джетов на общую сумму в $ 173 млрд, не включая класс бизнес-лайнеров и версий деловых самолетов, разработанных на основе выпускающихся моделей регулярной авиации (298 машин на сумму $ 12,3 млрд.). Что касается доли на рынке ведущих производителей, то Teal Group отдает первенство Gulfstream Aerospace (24,6%), за которым с минимальным отрывом последует Bombardier (24,5%), далее доли распределятся так: Cessna (19,1%), Dassault (16,3%) и Hawker Beechcraft (11%).

Компания Bombardier Aircraft, которая в отличие от предыдущих является одним из крупнейших производителей бизнес-джетов, оценивает рынок в 9,95 тыс. бизнес-джетов стоимостью $ 228 млрд. на 2007—2016 гг. При этом, оценивая нынешний мировой парк деловых самолетов в 12 тыс. машин, компания ожидает увеличения этого парка до 20,6 тыс. бизнес-джетов через 10 лет.

Что касается компании Rolls-Royce, то ожидания этого крупного производителя авиационных двигателей на период 2006—2016 гг. сводятся к цифре 13 868 бизнес-джетов, при этом на 2007 г. также прогнозируется поставка 1 тыс. деловых самолетов.

Основания для оптимизма

Во многом безоблачное будущее бизнес-авиации вытекает из того объемистого портфеля заказов, которым обеспечены производители. Сроки поставок некоторых популярных моделей доходят до 2011 года. Тем не менее, это еще не достаточное основание для составления среднесрочных прогнозов. Вполне естественно, что для получения полной картины развития рынка бизнес-авиации, необходимо провести дополнительные исследования и рассмотреть его в масштабе тенденций мировой экономики.

Специалисты Honeywell провели опрос более полутора тысяч авиакомпаний и операторов для составления подробной картины о планах по списанию, обновлению и расширению парка деловых самолетов. Кроме того, Honeywell основывается на том факте, что основные экономические факторы, обуславливающие спрос на деловые самолеты, сохранятся, и продолжат расти в ближайшие десять лет. ВВП США будет расти, хотя в ближайшие годы темпы роста замедлятся, но устойчивый рост вскоре восстановится. Экономика других регионов мира также будет радовать своими показателями, особенно в Центральной Европе, Азии и Ближнем Востоке.

Специалисты Bombardier, кроме анализа внутренней статистики компании, в своих расчетах также основываются на прогнозе развития мировой экономики компании Global Insight. Данное исследование прогнозирует устойчивое увеличение мирового ВВП в течение последующих 20-ти лет в среднем на 3,15% в год. Причем страны мира, кроме США, Канады и Европы, будут увеличивать и свою совокупную долю в мировом ВВП. Снижение корпоративных прибылей американских компаний, вызванное проблемами кредитного рынка США и ростом цен на сырье и энергоресурсы, по мнению Bombardier, приведет к тому, что спрос на корпоративные самолеты на этом крупнейшем рынке снизится в среднесрочной перспективе.

Доля поставок на американский рынок немного уменьшится по отношению к доле поставок в другие страны мира. Аналитики Honeywell также соглашаются с этим, констатируя, что уже в настоящее время доля заказов извне Соединенных Штатов составляет 50% от общего объема.

Rolls-Royce делает акцент на увеличении поставок за счет роста спроса на бизнес-джеты на развивающихся рынках вне США. Прежде всего, выделяются Россия, Южная Америка и Китай.

В дополнение картины следует привести основные факторы, влияющие на современное развитие деловой авиации в мире, которые приводит Teal Group. А именно: рост корпоративных прибылей, интеграция и глобализация бизнеса, экономическое развитие рынков развивающихся стран, прогресс программы долевого владения самолетом, делающей владение бизнес-джетом более доступным.

Сегменты и ниши

Если обратить внимание на детали, то тенденции рынка выглядят следующим образом. Большой популярностью будут пользоваться большие дальнемагистральные бизнес-джеты, такие как G450 и G550 корпорации Gulfstream, семейство Global канадской Bombardier и флагманы французской компании Dassault Falcon7X и Falcon 900. По оценке Honeywell, ежегодные поставки самолетов этого класса могут достигнуть максимума в 225 машин, средний показатель будет колебаться между 170—190 бизнес-джетов в год, на весь же прогнозируемый период цифра поставок составит 2 тыс. Ту же тенденцию в данном классе отмечает и Teal Group, оценивая его объем в 67% всего рынка бизнес-джетов. Teal Group также обращает внимание на то, что потенциальному объему этого сегмента рынка ранее давались заниженные оценки, в то время как сейчас новому участнику – Falcon7X – вполне по силам отвоевать значительную часть рынка.

Устойчивым останется и спрос в средних сегментах рынка, к которому относятся большие, малые и легкие бизнес-джеты. Традиционно, модели этих классов активно востребованы в корпоративной авиации. Наибольшим спросом здесь, по мнению Teal Group, будут по-прежнему пользоваться «рабочие лошадки» – средние бизнес-джеты, а именно семейства Hawker, Learjet, начальные модели линейки Gulfstream и верхние линейки Citation, а также Challenger 300, которые составят около 38% общего объема поставок. Близка к этому и оценка развития рынка бизнес-джетов среднего класса, сделанная компанией Rolls-Royce. Аналитики Honeywell также отмечают устойчивый спрос в этом сегменте, указывая на традиционно стабильный интерес со стороны компаний, работающих по программе долевого владения, как один из основных стимулирующих факторов.

Большие расхождения у аналитиков вызвал новый сегмент рынка – сверхлегкие реактивные самолеты (VLJ). Honeywell заявляет, что этот сегмент в данный момент следует оценивать по уровню спроса не только со стороны корпоративных эксплуатантов, но и со стороны частных владельцев и пилотов-любителей. Компания оценивает объем поставок VLJ почти в 50% (6—7 тыс. машин) от общего. Более сдержанный подход к этому сегменту демонстрирует Rolls-Royce, оценивая «сверхлегкий класс» немногим более 20%. Традиционно скептически к перспективам VLJ относятся специалисты Teal Group, оставляя этому классу лишь 4% в денежном выражении от общего объема поставок. Выделяя Embraer и HondaJet как будущих лидеров в данном сегменте с общим объемом поставок в 750 машин, на долю остальных участников рынка Teal Group прогнозирует производство только 1,6 тыс. самолетов, и, при этом, выносит эти цифры за общие рамки своего исследования.

Honeywell и Teal Group также немного расходятся в оценке верхнего сегмента рынка – бизнес-лайнеров (семейства ACJ, BBJ плюс переоборудованные коммерческие авиалайнеры). Honeywell оценивает объем этого сегмента в 250 машин, а Teal Group – в 300, отмечая, что тем не менее данный сегмент не будет иметь значительного влияния на рынок.

В ожидании нового

Благоприятные прогнозы сулят производителям безоблачное будущее, а всей отрасли в целом – несомненный прогресс. С другой стороны, обеспеченный объем заказов приводит к тому, что в последние годы в среднем и верхнем сегменте рынка появилось крайне мало абсолютно новых моделей, разработанных с «чистого листа». И это главное отличие современного этапа развития рынка от первой волны подъема отрасли, пришедшейся на вторую половину 90-х, когда производители наперегонки выводили на рынок свои новинки. За последние годы, если не рассматривать нижний сегмент – VLJ – появилось всего лишь одна—две новые модели. Четко о своей работе над новым проектом в классе средних бизнес-джетов заявила лишь компания Dassault. Будущее проекта большого бизнес-джета Cessna (LCC) и двух средних моделей Embraer пока остается не до конца ясным, производители проводят маркетинговые исследования, пытаясь снизить свои риски. Gulfstream также не делает однозначных заявлений по поводу работы над новыми моделями. Тем не менее, по мнению аналитиков, бурное развитие рынка подтолкнет производителей и они в течение нескольких следующих лет приступят-таки к работам по созданию новых бизнес-джетов. А это может означать, что к 2011—2012 году эти новинки смогут выйти на рынок. Появление же новых моделей, как это не раз случалось прежде, станет еще одним стимулом успешного развития рынка.


Поделиться: http://jets.ru Алексей Королев
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /
  • Идея создания сверхзвукового бизнес-джета витает в воздухе уже около двадцати лет, однако сроки и перспективы появления такой машины на рынке до сих пор не совсем ясны
  • Производители, покупатели и другие участники рынка со всего мира – в целом более 32 тысяч – собрались на конгрессе Национальной ассоциации бизнес-авиации США

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;