Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Быстрее, выше… дороже и ближе
Быстрее, выше… дороже и ближе
Быстрее, выше… дороже и ближе
История авиации – это, по сути, череда бесконечных взлетов и падений. А специфика данного вида деятельности такова, что даже сейчас, когда чего только в небе не летает, ни один мало мальски интересный взлет и тем более ни одно падение не остаются без внимания. В итоге «Книга Гинесса об авиации», выдержавшая уже 7 переизданий, насчитывает почти 300 страниц одних перечислений.

От серьезного до курьезного

Казалось бы, в наше время – век стремительного совершенствования нано- и прочих высоких технологий – рекорды скорости, дальности, высоты должны биться буквально один за одним. То что, сегодня кажется техническим прорывом – завтра уже каменный век. Путь от первой попытки подняться в небо (если не считать подвиг мифического Икара) до дня, когда первый летательный аппарат преодолел звуковой барьер, человечество прошло два с половиной века. Всего через 57 лет самолет превысил скорость звука почти в 10 раз. Но жизнь любит баловать нас капризами. На первый взгляд прыжок Феликса Баумгартнера из стратосферы в этом году должен был побить все мыслимые и немыслимые рекорды. Но нет: рекорд самого затяжного парашютного прыжка по-прежнему принадлежит полковнику корпуса морской пехоты США Уильяму Г.Ранкину, и вряд ли кто-нибудь когда-нибудь его побьет, хотя с тех пор минуло уже полвека. 26 июля 1959 г. во время тренировочного полета он катапультировался из кабины своего палубного реактивного истребителя на высоте 14 326 м, но попал в сильнейшую грозу. В результате этого его спуск на землю растянулся на 40 минут, поскольку мощные восходящие потоки постоянно поднимали пилота вверх. А есть среди авиационных рекордов и такие, которых лучше бы не было, и такие, которым в свете современных реалий давно пора поменять номинацию. А еще есть просто интересные и курьезные. Впрочем, судите сами. *** В 1969 г. Советский Союз предоставил в ФАИ данные для регистрации целого ряда рекордов грузоподъемности. А в годы «холодной войны» любая информация о технологических разработках противников, особенно в сфере военной авиации, имевшей стратегическое значение, держалась в строжайшей тайне. Но не заявить всему миру о новом рекорде моральный кодекс строителя коммунизма тоже не позволял. Так на Запад просочилась информация о существовании в СССР гигантского вертолета. Им оказался Ми-12 КБ Миля: размах лопастей 67 м, длина фюзеляжа – 34 м, оснащен четырьмя двигателями по 6500 л.с. каждый. Это был (и есть) самый большой вертолет в мире. Сам он весит свыше 69 тонн, максимальная взлетная масса – 105 тонн. Вертолет способен взять на борт 169 пассажиров. Правда, в серийное производство Ми-12 не пошел, поэтому часто пальму первенства отдают еще одному детищю Миля – Ми-26 «Гало», выпущенному на 10 лет позже. Он чуть меньше, зато до сих пор летает и производится Ростовским вертолетным заводом, то есть это самый большой в мире серийный вертолет.


На картинке: Советская марка с изображением самого большого в мире самолета Ми-12 (официально он назывался B-12, в классификации НАТО – Homer, «Почтовый голубь») *** С самым большим в мире самолетом тоже часто возникает путаница. Чаще всего это достижение приписывают знаменитому «Руслану» - Ан-124 с грузоподъемностью 150 тонн, длиной 69,1 м и размахом крыла 73,3 м. На самом деле «Руслан» - самый большой военно-транспортный самолет, а абсолютное первенство вот уже 20 с лишним лет держит его старшая сестричка «Мрия» - Ан-225 с размахом крыла 88,4 м и длиной 84 м. Спустя всего 15 месяцев после первого полета Ан-255 установил не менее 106 новых мировых рекордов высоты, дальности полета, грузоподъемности и скорости. Вот только существует эта украинская «мечта» (так дословно переводится Мрiя) в одном единственном экземпляре. Эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines, второй экземпляр строится и готов примерно на 70%.


Фото:Самолет Ан-225 Мрия во время транспортировки космического комплекса «Буран» *** Зато точно известно, когда состоялась самая крупная в истории авиации вертолетная операция. 24 февраля 1991 г. в начале наземной фазы войны в Персидском заливе силы антииракской коалиции с мощной поддержкой авиации и артиллерии вторглись вглубь территории Кувейта и Южного Ирака. 2000 солдат 101-ой воздушно-десантной дивизии США были переброшены по воздуху в стратегически важные точки. Для реализации этой задачи использовался целый флот вертолетов Boeing CH-47 «Chinook» и Sikorsky UH-60 «Black Hawk», которых прикрывали «Уорриор», «Хью Кобра» и «Апач». Всего в операции было задействовано 550 боевых вертолетов.


Фото: UN-60 Black Hawk – «Черные ястребы» Сикорского *** 10 июля 1987 г. в Дурбане (ЮАР) стартовал фестиваль «Military Tattoo». Сам фестиваль ничем особо примечательным тогда не отличился, зато часть развлекательной программы навсегда вошла в историю мировой авиации: именно здесь состоялся первый в мире синхронный (да еще и ночной!) полет пары вертолетов, проходивший при свете прожекторов в пределах футбольного стадиона. В воздушном шоу участвовали французские вертолеты Aerospatiale «Alouette III» из 15-ой эскадрильи ВВС Южно-Африканской Республики. Ведущим пары был майор Крис Милбэнк, а его ведомым во время первого шоу — капитан Терри Пайк. Пилоты в течение шести минут демонстрировали захватывающий воздушный «балет» из синхронных вертикальных и горизонтальных маневров. Примечательно, что в русском издании «Книги Гинеса об авиации» написано, что дело было «на фестивале военной татуировки», и это чудовищная ошибка. На самом деле никаких фестивалей военной татуировки, конечно же, никогда и нигде не было. Слово «tattoo» происходит от голландского «Doe den tap toe», что можно перевести на русский как команду «Закрыть кран!» Так в 17-18 вв. в голландской армии давалась команда к отбою. Урезанное до «tattoo» слово перекочевало в британскую армию с тем же значением. А так как команда к отбою давалась обычно горном, то с течением времени это слово приобрело и второе значение — исполнение военной музыки. Так что именно о фестивале военной музыки и идет, вероятнее всего, речь. *** Первый случай использования самолета не по назначению произошел 12 ноября 1926 г. На ферму в штате Иллиноис, где устроила свою штаб-квартиру гангстерская банда некоего Биргера, с самолета были сброшены три бомбы. Налет осуществила конкурирующая банда Шелтона. Обе группировки промышляли контрабандой алкоголя в годы «сухого закона» и вели непримиримую войну. Можно было ба назвать этот случай первым в мировой истории террористическим актом с применением самолета, вот только самодельные бомбы почему-то не взорвались. *** Самый печальный в истории авиации рекорд принадлежит нашей стране: самое большое число летательных аппаратов, потерянных одной страной в течение одного дня. Произошло это 22 июня 1941 г. – в первый день войны. Долгое время во всех энциклопедиях, учебниках и пр. писали, что советские ВВС недосчитались в тот день 1200 самолетов. Но, как это часто бывает в нашей стране, цифра оказалась занижена. Уже в эпоху жесткой коммунистической цензуры в «Истории Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945» (М., 1961, второй том, стр. 16) было установлено, что СССР действительно потерял 1200 самолетов, но только к 12 часам дня 22 июня 1941 года. К концу же дня советские войска лишились 1811 самолетов, из которых 1489 были сожжены на земле. Сами же немцы считали, что уничтожили в первый день войны 850 советских самолетов. Потери Люфтваффе, включая небоевые, составили в этот день 57 самолетов (по советским официальным данным, около 200).


Фото: Аэродром Минска. Разбитые истребители «Чайка» И-153. Начало июля 1941 г.

Очевидное – невероятное

Про самых больших, самых быстрых, самых высоких и прочих самых-самых обычно знают если не все, то многие. А вот самых маленьких общественность и СМИ особым вниманием не жалуют, и зря. Вот, например, самый маленький в мире самолет Bumble Bee II: в свое время борьба за обладание этого титула кипела такая нешуточная, что конструкторам самолетов-гигантов и не снилась. Два увлеченных конструктора Роберт Старр и Рэй Ститс почти два десятка лет соревновались друг с другом, пытаясь сделать каждый последующий свой самолет все меньше и меньше. Закончилось дело 8 мая 1988 г., когда очередной самолетик Старра буквально рухнул на землю с высоты 120 м. Сам 64-летний конструктор получил тяжелейшие ранения, зато его «Толстый шмель» (дословный перевод) навсегда вошел в историю. При размахе крыльев 1,68 м, полной длине 2,64 м и массе 179,62 кг малыш развивал скорость до 305 км/ч. Построить нечто меньшее в обозримом будущем вряд ли кому-то удастся.


Фото: Bumble Bee II – самый маленький самолет в мире. Все, что от него осталось – три потертые фотографии. За штурвалом – дизайнер, конструктор, испытатель и единственный пилот «шмеля». *** Про самые долгие трансатлантические полеты много чего понаписано. На заре авиаконструкторского бума как только землю не облетали: с посадками и без, дозаправками и без, вдоль экватора, через полюсы… А как насчет самого короткого в мире полета? Он тоже существует, причем долгое время выполнялся на регулярной основе. Это рейс авиакомпании Loganair между двумя шотландскими островами Оркни Вестрей и Папа Вестрей. Обслуживают линию самолеты Бриттен-Норман BN-2A Islander. Время в пути – 2 минуты. Известен по меньшей мере один случай, когда из-за попутного ветра полет продолжался меньше минуты. В наше время этот же самолет обслуживает рейс компании Chathams Pacific Airlines между островами Эуа и Тонгатапу в королевстве Тонга. Время полета составляет от 7 до 8 минут. *** Рекорд на самое большое число пассажиров гражданского авиалайнера тоже получился из серии «жизнь заставила». Специально его никто не планировал. Просто в 1974 г. из разрушенного циклоном австралийского города Дарвин пришлось срочно эвакуировать 306 взрослых, 328 детей и 40 новорожденных. А самолет был всего один. И кто бы мог подумать, что этот чрезвычайный, вынужденный рекорд вскоре будет побит по всем статьям? В 1991 г. в Эфиопии бушевала гражданская война, и израильтяне разработали операцию «Соломон», предполагающую ускоренную эвакуацию фалашей (эфиопских евреев) на Святую Землю. Одним из 33 задействованных в операции самолетов был грузопассажирский Боинг-747 авиакомпании «Эл Ал», в котором предварительно демонтировали все служебные отсеки и туалеты за исключением четырех. За счет освободившегося пространства удалось увеличить количество кресел до 760. При поднятых подлокотниках на четырех сиденьях умещались по шесть человек, в итоге общее число пассажиров составило 1084 человека. К концу полета цифра увеличилась до 1087 благодаря трем родившимся на борту младенцам. *** Принято считать, что реактивная авиация впервые появилась в 40-х гг. прошлого века. Именно тогда в СССР активно строились МиГи, в Америке – F-80, в Великобритании – Глостеры и т.д. Но на самом деле первый в мире полет летательного аппарата с реактивным двигателем можно смело датировать 1910 годом. Совершил его 10 декабря румын Анри Коанда на обычном аэроплане с 50-сильным поршневым мотором, который приводил в действие центробежный воздушный компрессов, создающий необходимую тягу. *** В том же 1910 г. состоялась первая в мире транспортировка груза по воздуху. Компания «Мохауз-Мартенс» из Колумбуса (штат Огайо), владевшая крупным торговым центром, заключила контракт с компанией «Райт» на доставку из Дейтона в Колумбус двух рулонов шелка посредством аэроплана. На самом деле это можно считать самой дорогой сделкой в истории транспортной авиации, потому что 542 ярда ткани обошлись «Мохауз-Мартенс» в 5000 долларов. Впрочем, в накладе никто не остался. Напротив, компании удалось «наварить» еще 1000 долларов сверху. Столь необычный способ доставки шелка наделал много шумихи, а шумиха, как известно – лучшая реклама. Поэтому часть ткани была порезана на кусочки, которые приклеивали на открытки и продавали в качестве сувениров.


Фото: Для первой в мире транспортировки груза по воздуху использовался вот такой аэроплан братьев Райт модели The Wright Model B *** В ответ на запрос «самый дорогой самолет в мире» Яндекс предлагает полюбоваться на Airbus A380 – личный авиалайнер саудовского шейха Аль-Валида бин Талалу. На борту имеется несколько спален, тренажерный и концертный зал, турецкая баня, джакузи, SPA-салон, бар, танцплощадка, 20 комфортабельных гостевых комнат и специальное место для любимого Роллс-ройса принца. Общая стоимость проекта — $520 млн. Но если копнуть поглубже, выясняется, что этому чуду дизайнерской мысли до звания самого дорогого - ой, как далеко. Проект тяжёлого бомбардировщика B-2 «Spirit», разработанного компанией Northrop Grumman, обошелся американским налогоплательщикам в $44 млрд. Всего на вооружении ВСС США стоит 20 таких самолетов, еще 1 разбился в феврале 2008г., соответственно, стоимость каждого экземпляра составляет $2,1 млрд. Самолет предназначен для прорыва плотной ПВО и может быть оснащен как обычным, так и ядерным оружием. В его конструкции использованы стелс-технологии: машина покрыта радиопоглащающими материалами, благодаря чему практически неуловима для радаров. Впервые «Спирит» применялся во время операции НАТО в Югославии в 1999г., затем активно использовался в «миротворческих миссиях» США в Ираке, Афганистане и Ливии.


Фото: Northrop B-2 Spirit – «летающее крыло». Самый дорогой самолет в истории мировой авиации *** Самым быстрым в мире самолетом является X-43А – беспилотный экспериментальный гиперзвуковой летательный аппарат, построенный по программе NASA «Hyper-X». Для разгона, вывода на требуемую скорость и высоту используется разгонный блок ракеты Пегас. Самолет разрабатывался как система одноразового использования в качестве гиперзвуковой альтернативы современным турбореактивным двигателям. Всего построено три модели. 16 ноября 2004 г. самолет установил рекорд скорости 11 200 км/ч, превысив скорость звука в 9,6 раз. Стратегическому сверхзвуковому разведчику ВВС США SR-71 «Blackbird» за самым быстрым самолетом в мире никогда не угнаться, его максимальная скорость – 3715 км/ч. Однако именно он является на сегодняшний день самым быстрым и самым высоколетящим серийным самолетом в мире, причем титул этот держит уже 25 лет. Кроме того «Черный дрозд» - самый быстрый в мире пилотируемый самолет. Но поскольку он уже давно не эксплуатируется, действующим рекордсменом является наш МиГ-31, способный развивать скорость 2500 км/ч.


Фото: SR-71 Blackbird – самый быстрый в мире самолет, управляемый человеком

История делается сегодня

В крайнем официальном издании Книги рекордов Гинесса The Guinness Book of Records-2012 самым выдающимся достижением из области авиации является кругосветное путешествие 23-летнего Баррингтона Ирвинга – студента аэрокосмического факультета университета во Флориде. Мало того, что юноша совершил полет один и на одномоторном самолете Columbia 400, так еще и стал самым молодым человеком и самым первым чернокожим пилотом, в одиночку облетевшим земной шар. Сам полет состоялся еще в 2007 г. и, по словам пилота, стал «большим вызовом моим физическим и умственным силам». Путешествие заняло около трех месяцев, хотя изначально планировалось завершить его за месяц.


Фото: Самый молодой человек, совершивший одиночное кругосветное путешествие на самолете. Фото: Ryan Schude/Guinness World Records Предыдущий 2011 год на авиаподвиги оказался совсем бедным. Наиболее интересным здесь можно считать самую большую модель самолета из воздушных шариков, построенную Джоном Кэссиди.


Фото: Richard Bradbury / Guinness World Records Между тем, история самолетостроения знает самоделки и поинтереснее. Так, в 1976 г. Дон Тэйлор совершил первый кругосветный полет на самодельном летательном аппарате Torp Т-18 Tiger. Путешествие заняло два месяца и 171,5 час чистого полетного времени, за которые Тэйлор покрыл 39 633 километра. А в 1970 г. в мире появился первый пилотируемый самолет, целиком изготовленный из бумаги. Летательный аппарат представлял собой практическое учебное пособие по аэронавтике в университете штата Огайо. В течение августа 1970 г. бумажный планер, буксируемый легковым автомобилем, трижды поднимался в воздух, достигнув максимальной скорости 96 км/ч. Не имея шасси, он просто скользил по травяному покрову на нижней поверхности фюзеляжа, склеенного из вощеной бумаги. А вот лорд Ротермер – владелец газеты Daily Mail и человек, буквально бредящий авиацией, к своей мечте о собственном самолете подошел с другой стороны. Он попросту заказал его фирме «Бристоль», став тем самым первым в истории частным инвестором в авиастроении. А сам самолет – шестиместный скоростной транспортный «Бристоль-142» стал первым в мире гражданским самолетом, построенным на средства частного лица. Заказ обошелся господину Ротермеру в 18,5 тыс. фунтов стерлингов. Оснащенный двумя 650-сильными двигателями, Бристоль-142 развил максимальную скорость 494 км/ч, что на 128 км/ч превышало скорость самого современного на то время истребителя британских ВВС Глостер «Гонтлит». Видя то глубокое впечатление, которое самолет произвел на руководство Минавиации Великобритании, лорд Ротермер подарил свой самолет государству, назвав его Britain First («Британия прежде всего»). Так что господин Ротермер являлся еще и самым первым и, пожалуй, самым щедрым меценатом от авиации. *** Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что в Книгу рекордов Гинесса войдет величайшее достижение этого года – прыжок австрийца Феликса Баумгартнера 14 октября этого года. Причем рекордов будет сразу несколько: во-первых, самый высокий в мире парашютный прыжок – 39 045 м (предыдущий рекорд принадлежал Джозефу Киттингеру – 31 333 м, держался он аж с 1960 г.). Во-вторых, самая большая скорость свободного падения – 1342,8 км/ч (Киттингер падал со скоростью «всего» 988 км/ч). В-третьих, Баумгартнер стал первым человком, преодолевшим в свободном падении скорость звука. А вот рекорд на самое затяжное свободное падения так и остался непобитым и принадлежит нашему соотечественнику Евгению Андрееву, в 1962 г. прыгнувшему с 25 500 м – 4 мин. 30 сек. Кроме того, во время прыжка побит рекорд на самый высокий полет пилотируемого аэростата. Официально он принадлежал коммандеру Малькольму Д.Россу и лейтенанту-коммандеру В.А. Пратеру из резерва ВМС США. 4 мая 1961 г. на аэростате Уинзеновского исследовательского центра имени Ли Льюиса они поднялись над Мексиканским заливом на высоту 34 668 м. Правда, пять лет спустя он был побит американцем Николасом Пиантинидом, поднявшимся на 37 735 м, но второй рекорд не был зарегистрирован официально. Кроме того, он стоил пилоту жизни. Ну и напоследок: проект Red Bull Stratos наверняка войдет в Книгу рекордов Гинесса как самый дорогой в мире прыжок с парашютом. Его подготовка и воплощение в жизнь обошлась компании Red Bull в 50 млн. долларов.


Фото: Red Bull Stratos - самый высокий, самый быстрый и самый дорогой в истории прыжок с парашютом, который обошелся компании Red Bull в $50 млн. *** Портал бизнес-авиации Jets.ru предлагает услугу заказ личного самолета

Поделиться: Елена Леликова

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;