Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Давно пора: познакомьтесь - роботы-пилоты
Давно пора: познакомьтесь - роботы-пилоты
Давно пора: познакомьтесь - роботы-пилоты
В марте прошлого года, после катастрофы Germanwings, нормы подготовки и проверки пилотов лайнеров в очередной раз подверглись жёсткой критике со стороны общественности. Может, во избежание трагических последствий человеческого фактора, стоит доверить управление самолетом роботу-пилоту? Вы можете удивиться, но роботы на самом-то деле уже давно управляют самолетами. На сегодняшний день коммерческая авиация уже сильно автоматизирована, и современные авиалайнеры способны в значительной степени летать сами. Это подтверждает недавнее исследование, которое провела Мисси Каммингс, профессор аэронавтики и астронавтики из Массачусетского технологического института. В нем приняли участие 11 коммерческих пилотов, летающих на популярных самолетах Airbus и Boeing. Пилоты, которые летают на самолетах Boeing 777, сообщили, что они проводят всего 7 минут за ручным управлением штурвала лайнера. Пилоты, работающие на самолетах Airbus, управляют самолетом вручную и того меньше – чуть более 3 минут. Более того, уже есть несколько проектов, которые, опираясь на опыт беспилотников, используют новые технологии в коммерческой авиации. К примеру, агентство передовых оборонных исследовательских проектов США DARPA, разрабатывает проект «суперавтопилота» ALIAS. По словам руководителя программы Даниэля Патта (Daniel Patt), система Alias в одиночку способна выполнять работу экипажа военного судна из пяти человек. При инвестициях в $57,5 млн, технология обещает быть достаточно перспективной и найти применение в секторе коммерческих самолетов в течение следующего десятилетия. Создатели из DARPA считают, что такой автопилот может не допустить повтора трагедии Germanwings, когда пилот намеренно направил авиалайнер в землю. Или, например, авиакатастрофу 1999 года, согласно результатам расследования, когда самолет EgyptAir разбился в Северной Атлантике с 217 пассажирами на борту из-за действий суицидального пилота. Или инцидент 2012 года, когда капитан судна JetBlue покинул кабину и в приступе паники кричал о террористах, вследствие чего второй пилот принял решение не впустить его обратно. Возможную пользу от автономных самолетов подтвердил и еще один случай, который произошел буквально недавно, когда 5 марта 2015 года пилот American Airlines s внезапно умер во время полета. Штурвал управления перенял второй пилот, совершив аварийную посадку со 152 людьми на борту. Такие случаи, конечно, редки, но все же случаются – по данным Федерального управления гражданской авиации США, с 1994 года было зарегистрировано 7 подобных происшествий. Гарри Клэйтон, председатель правления Ассоциации беспилотных авиационных систем (некоммерческая ассоциация, представляющая индустрию БПЛА), вполне уверен, что в один прекрасный день авиационная индустрия придет к использованию роботизированных пилотов. «По мере развития технологий для больших беспилотных систем, становятся понятно, что пилоты будущего будут проводить все меньше времени в кабине лайнера. Это не обязательно означает, что самолетом будет управлять меньше пилотов, однако резервный пилот сможет находиться и на земле», - говорит Гарри. Один из коммерческих производителей уже задумывался об этом. Компания Boeing запатентовала «систему бесперебойного автопилота», которая может самостоятельно управлять самолетом, начиная с взлета. «Беспилотному авиалайнеру быть – это всего лишь вопрос времени», - комментирует Джеймс Албау, президент и главный исполнительный директор Boeing Commercial Airlines. Некоторые пошли еще дальше - несколько авиастроительных компаний во главе с BAE Systems провели ряд испытаний со специально оборудованным самолётом Jetstream 31, в ходе которых лайнер совершил полётов в общей сложности на расстояние 1290 километров без какого-либо вмешательства человека в управление самолётом. Такая точка зрения становится все более распространенной, из-за чего в авиационных кругах многие обеспокоены тем, что слишком высокая степень автоматизации может сказаться на качестве способностей пилотов. Но переживать не стоит, ведь зачастую цель подобных программ - совершенствование, а не замена пилотов. Как объяснила Джессика Дуда, одна из разработчиков агентства DARPA, цель проекта – использовать пилотов в тех целях, для которых они действительно хороши, и использовать роботов для того, в чем они действительно могут оказывать неоценимую помощь. Проблема заключается в том, что пассажиры, как и пилоты, все еще морально не готовы к роботизированным самолетам. Но такие, вполне понятные, сомнения, могут развеяться со временем – как в случае с переходом к автоматизированной спутниковой навигации. «Сложности существуют, но они больше относятся к общественному восприятию. Использование электронно-оптических датчиков уже доказало, что подобные технологии обладают более широким углом обозрения и с более высоким разрешением, по сравнению с живыми пилотами. Добавьте к этому систему обнаружения облаков, сверхточную оценку расстояния до препятствия, и станет ясно, что новые технологии сделают всю авиацию безопаснее», - поясняет Гарри Клэйтон, председатель правления Ассоциации беспилотных авиационных систем. С другой стороны, несмотря на все положительные стороны новых технологий, многие эксперты считают, что автоматизированные системы управления самолетами могут стать целями для кибератак. Однако, военные уже давно используют беспилотники в автономном режиме, а хорошо защищенная система передачи данных сводит возможность успешного проведения таких атак к минимуму. «Должна быть разработана полностью безопасная и надежная система коммуникации и управления для обеспечения связи между пилотом и роботом без внешних помех. Беспилотные технологии имеют огромный потенциал во всех областях, однако, важно, что бы эта технология была особенно надежной для коммерческих перевозок», - комментирует Ричард Тейлор из Управления гражданской авиации Великобритании. На данный момент исследователи полагают, что мы все еще далеки от перехода на полностью автоматические самолеты или даже самолеты только с одним пилотом на борту. Такие «самостоятельные» самолеты, как беспилотные машины, должны будут вписаться в существующую инфраструктуру и пройти серьезную проверку на соответствие регламентам безопасности, прежде чем станут обыденностью. Тем не менее, похоже, что со временем системы автономного управления будут улучшаться и в конечном итоге заслужат доверие коммерческих сегментов рынка.

Поделиться: http://www.aerotime.aero/ru/личности/people-news/мнение/19816-давно-пора-познакомьтесь-роботы-пилоты
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;