Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Дело о неуловимом воздушном пирате
Дело о неуловимом воздушном пирате
Дело о неуловимом воздушном пирате
$1 млн попал в руки воздушного пирата Джорджа Райта и его подельников в 1972 году, хотя и ненадолго. Райт был арестован 26 сентября 2011 года в Португалии, после почти 40 лет розыска. Ему повезло больше других угонщиков самолетов, пытавшихся повторить опыт самого дерзкого из воздушных пиратов — человека, известного под именем Д. Б. Купер. Все прочие подражатели Купера оказывались за решеткой гораздо быстрее. Китайский летчик 68-летний Джордж Райт, должно быть, немало удивился, когда агенты ФБР надели на него наручники спустя почти сорок лет с того дня, когда он вместе с подельниками угнал самолет компании Delta. Сейчас мало кто помнит о событиях лета 1972 года, так что у Райта были все основания думать, что о его преступлении забыли даже в ФБР. Между тем в свое время он был одним из самых разыскиваемых преступников в мире. То была эпоха расцвета воздушного пиратства, когда бандит, захвативший самолет ради выкупа, становился если не героем в глазах миллионов, то как минимум антигероем. Райт был одним из многих попытавших счастья на большой воздушной дороге и одним из немногих, кому удалось не только получить деньги, но и надолго скрыться от правосудия. Самолеты начали захватывать еще на заре гражданской авиации. Первый случай такого рода произошел в Перу 21 февраля 1931 года, причем мотивы угонщиков были по-революционному бескорыстными. Группа повстанцев захватила американского летчика Байрона Ричардса и приказала ему поднять в воздух свой "Форд Тримотор" и взять курс на Лиму. Революционеры собирались сбросить на перуанскую столицу листовки. Пилот категорически отказался лететь и на десять дней оказался под арестом. Затем революция победила, нужда в листовках отпала, и упрямого летчика на радостях отпустили. Настоящее воздушное пиратство возникло позже, когда преступники сообразили, что самолеты часто транспортируют весьма ценные грузы. В конце 1940-х годов португальская колония Макао на южном побережье Китая неожиданно превратилась в международный центр торговли золотом. Все дело было в том, что Португалия упорно не вступала в Международный валютный фонд и не подчинялась его правилам торговли драгоценными металлами. МВФ, в частности, требовал, чтобы имена торговцев золотом становились достоянием гласности, а вот португальские власти Макао позволяли им оставаться анонимными. Все криминальное золото мира устремилось в Макао. Здесь делались огромные состояния, и число миллионеров увеличивалось с каждым годом. В 1948 году португальский Макао и британский Гонконг оставались островками стабильности и процветания посреди разоренного бесконечными войнами и стихийными бедствиями Китая. Между этими городами курсировали гидросамолеты компании Cathay Pacific, которые нередко перевозили золото и тех, кому оно принадлежало. А там, где возят золото, рано или поздно появляются пираты. Впрочем, в южном Китае пиратство и так было чем-то вроде старинной традиции. Разоренные крестьяне и рыбаки нередко вооружались, садились в джонки и плыли грабить торговые суда и захватывать заложников. Нечто подобное произошло и в июле 1948 года, с той разницей, что объектом нападения был выбран гидроплан Cathay Pacific. Преступную группу возглавил Чиу Ток, китаец, родившийся в Мексике и выучившийся на пилота на Филиппинах. Его сообщниками стали его родственники, крестьяне из области Макао, Чиу Чуй, Чиу Чен и Вон Юмань. Летчик подговорил крестьян продать свои рисовые поля с тем, чтобы на вырученные деньги купить билеты на самолет. Участки были проданы за $3 тыс., и новоиспеченные пираты пошли на дело. 16 июля 1948 года четверка поднялась на борт гидроплана "Мисс Макао", вылетающего в Гонконг. Поскольку пассажиров тогда никто не досматривал, пронести с собой пистолеты не составило труда. План был предельно прост. Пираты собирались взять экипаж и пассажиров на мушку, чтобы Чиу Ток смог посадить самолет в каком-нибудь безлюдном месте. Там преступники забрали бы все золото из багажного отделения, ограбили бы пассажиров и, возможно, взяли бы самых богатых в заложники, чтобы получить выкуп. План вполне мог сработать, поскольку на борту самолета находился богатый торговец из Макао по имени Вон Чунпин, провозивший около 93 кг золота. Пираты не учли лишь одного. Экипаж самолета состоял из американских пилотов, прошедших Вторую мировую войну и не привыкших сдаваться. Когда Чиу Ток с товарищами попытался захватить управление, летчики набросились на них с кулаками, а второй пилот схватил железный флагшток и начал бить захватчиков. Пираты застрелили пилотов, причем палили, пока в пистолетах не кончились патроны. Когда они попытались перехватить управление, "Мисс Макао" уже была в глубоком штопоре. Самолет рухнул в море и затонул, а подоспевшие рыбаки смогли спасти лишь одного выжившего из 26 человек, находившихся на борту. По иронии судьбы, им оказался один из пиратов — Вон Юмань. Преступник во всем сознался и рассказал, что происходило на борту в момент крушения, однако, как выяснилось, судить его было некому и не за что. На тот момент в мире просто не было закона, по которому можно было бы осудить воздушного пирата, а доказать, что Вон Ю стрелял и убил кого-нибудь из экипажа, было невозможно. Было даже непонятно, какой суд должен его судить, ведь самолет летел из Макао, большинство погибших были жителями Гонконга, а преступление было совершено над территорией Китая. В итоге англичане и португальцы решили не связываться с пиратом и депортировали его в Китай, где следы Вон Ю затерялись. Человек в шляпе С 1948 по 1957 год в мире произошло всего 15 случаев захвата самолетов, но затем пираты резко активизировались, и с 1958 по 1967 год было захвачено уже 48 самолетов. Некоторые преступники имели вполне корыстные мотивы. Пожалуй, самое чудовищное преступление в воздухе было совершено 1 ноября 1955 года, когда самолет United Airlines, следовавший из Денвера в Сиэтл, взорвался на 11-й минуте полета. Погибли все 39 пассажиров и пять членов экипажа. Как оказалось, бомба, завернутая в подарочную обертку, находилась в багаже некой Дейзи Кинг. Вскоре выяснилось, что бомбу подложил сын погибшей пассажирки — владелец ресторана Джек Грэм. Преступник убил свою мать и еще 43 человека, чтобы получить наследство и страховку в размере $50 тыс. Грэм был казнен. Большинство воздушных пиратов хотели лишь одного — покинуть одну страну и перебраться в другую. Восточные немцы стремились в ФРГ, кубинцы, которых не устраивал режим Кастро, бежали в США, а американцы, которых на родине не ждало ничего хорошего, бежали на Кубу. Так, 21 февраля 1968 года американец Лоренс Родс поднялся на борт самолета компании Delta, достал пистолет и потребовал отвезти его в Гавану. Кубинские власти раздали пассажирам кофе, сигареты и портреты Че Гевары, а самому Родсу позволили уехать в Испанию. Мотивы этого вооруженного путешественника остаются неясными, как и его психическое состояние на момент угона (два года спустя он угодил в испанскую психбольницу). Но Родс был не одинок в своем желании улететь из США туда, откуда не выдают назад. Только в январе 1969 года на Кубу улетело восемь угнанных самолетов. В начале 1970-х годов угоны самолетов уже никого не удивляли, и все же одному человеку удалось произвести на современников сильнейшее впечатление. Этот легендарный преступник вошел в историю как Дэн Купер, а настоящее его имя, скорее всего, навсегда останется тайной. 24 ноября 1971 года, когда вся Америка готовилась отметить День благодарения, в международном аэропорту Портленда появился высокий, смуглый, атлетически сложенный человек лет 40-45. На нем был черный плащ, темный костюм, галстук с жемчужной заколкой и шляпа. В руке он держал портфель. На него никто не обратил внимания, поскольку большинство путешествующих бизнесменов средней руки выглядели примерно так же. В кассе он за $20 купил билет на рейс N305 авиакомпании Northwest Orient, вылетавший в Сиэтл. У стойки регистрации человек назвался Дэном Купером. Оказавшись на борту "Боинга-727-100", он занял свое место в хвосте самолета, закурил сигарету, что в те годы не запрещалось, и заказал бокал бурбона с содовой. В тот день на борту находилось пять членов экипажа и 37 пассажиров, хотя самолет был рассчитан на 94 посадочных места. Сразу после взлета Купер передал записку стюардессе Флоренс Шаффнер. Девушка давно привыкла к подобным проявлениям внимания: в те годы мужчины часто давали стюардессам записки с номерами своих телефонов или адресами отелей, рассчитывая на приятное знакомство. Флоренс поступила с запиской так же, как и всегда,— положила в карман и тут же забыла о ней. Купер жестом попросил ее приблизиться и прошептал на ухо: "Мисс, лучше прочтите это. У меня бомба". С этими словами он показал на свой портфель, давая понять, что взрывное устройство находится именно там. В записке было сказано: "У меня бомба в портфеле. Я использую ее при необходимости. Садитесь напротив меня. Ваш самолет захвачен". Недоверчивая Флоренс попросила показать бомбу, и Купер приоткрыл портфель. Внутри были восемь красных предметов, похожих на динамитные шашки, а также множество каких-то проводов. Выглядело это весьма убедительно. Пират требовал $200 тыс. в двадцатидолларовых банкнотах, два парашюта и автозаправщик с авиационным топливом в аэропорту Сиэтла. Закончив перечислять требования, Купер произнес: "И никаких шуток, или я сделаю то, что сделаю". Командир экипажа Уильям Скотт связался с землей и получил обещание, что все требования преступника будут выполнены. Президент Northwest Orient Дональд Нироп разрешил выплатить выкуп из средств авиакомпании и приказал всем сотрудникам сотрудничать с пиратом. Купер запретил сажать самолет, пока все его требования не будут выполнены. "Боинг" два часа кружил над аэропортом Сиэтл-Такома, пока в Northwest Orient собирали деньги и добывали парашюты. Тем временем Купер потягивал свой любимый бурбон и мило общался с Флоренс. Впоследствии девушка вспоминала, что угонщик был явно знаком с местностью, поскольку он периодически комментировал то, что видел в иллюминатор: "Кажется, это Такома там внизу" — и так далее. Вторая стюардесса Тина Маклоу рассказывала о Купере: "Он совсем не нервничал и выглядел приветливо. Он не был груб или жесток. Скорее он был все время спокоен и задумчив". За весь выпитый виски Купер честно расплатился, а сдачу оставил Флоренс на чай. Когда самолет приземлился, Купер потребовал выключить свет в салоне, чтобы снайперы не смогли взять его на прицел. Служащий аэропорта передал пирату парашюты и сумку с деньгами через дверь в задней части самолета. Рабочие начали дозаправку. Получив что хотел, Купер отпустил всех пассажиров и Шаффнер. Таким образом, в заложниках остались первый и второй пилот, бортинженер и стюардесса Тина Маклоу, которой теперь предстояло осуществлять связь между летчиками и преступником. Наконец самолет взлетел и взял курс на аэропорт Рено (штат Невада). Власти были весьма озадачены тем, что Куперу потребовались парашюты, поскольку до сих пор ни одному угонщику не приходило в голову прыгать из захваченного самолета. На всякий случай для сопровождения "Боинга" в небо были подняты два истребителя F-106. Погода в тот вечер стояла ненастная, и видимость была плохая, так что военные пилоты вряд ли увидели бы выпрыгивающего Купера, с другой стороны, шансы на то, что пират решится прыгать в грозу и ураган, были невелики. На такое мог бы отважиться только супер-профессионал или, напротив, человек, ничего не смыслящий в парашютах и не осознающий степень риска. Вскоре после взлета Купер попросил Тину Маклоу отправиться в кабину пилотов, закрыть за собой дверь и не подглядывать. Через 20 минут после начала полета индикатор на приборной доске показал, что задняя дверь самолета открыта. Через 2,5 часа после взлета капитан Скотт благополучно посадил "Боинг" в аэропорту Рено. Задняя дверь действительно была открыта, а Купера в салоне не было. Больше его никто и никогда не видел. Летающий цирк Дело Купера взволновало всю Америку. Выпрыгнуть в грозу в неизвестном месте, да еще и с грузом денег, мог только очень смелый человек, а американцы привыкли уважать отважные поступки. Между тем агенты ФБР взялись за дело. Они обшарили весь самолет и нашли около 60 отпечатков пальцев, которые могли принадлежать Куперу, но по картотекам эти отпечатки не проходили. Со слов пассажиров и членов экипажа был составлен портрет пирата, но и от фоторобота было мало пользы. Полиция предположила, что преступник мог быть достаточно глупым и самонадеянным, чтобы назвать свою настоящую фамилию, и взялась проверять всех Д. Куперов с криминальным прошлым. В газеты попала информация о том, что подозрение пало на некоего Д. Б. Купера, которого вскоре отпустили. Однако небольшой газетной заметки хватило для появления нового мифа. Теперь дерзкого угонщика все знали как Ди Би Купера, хотя сам он себя так никогда не называл. ФБР провело следственный эксперимент, повторив полет "Боинга" и сбросив из задней двери груз. Было установлено, что Купер мог приземлиться где-то в районе водохранилища Лейк-Мервин (штат Вашингтон). Район предполагаемой высадки преступника был тщательно осмотрен, а все местные жители были опрошены. ФБР обыскало даже дно водохранилища, поскольку существовали сильные подозрения, что Купер утонул. Все было тщетно. Спустя три недели после преступления в редакцию Los Angeles Times пришло письмо, якобы отправленное Купером. В письме говорилось: "Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни... И не подумайте, что я психопат: за всю жизнь я ни разу даже не был оштрафован за неправильную парковку". Мало кто поверил в подлинность послания. Скорее всего, его написал кто-то из многочисленных фанатов Купера, желавший помочь кумиру уйти от возмездия. У Купера появились не только поклонники, но и подражатели. Через два месяца после его отчаянного прыжка грабитель банков Гаррет Трепнел захватил самолет, летевший из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, и потребовал выдать ему $306,8 тыс., освободить чернокожую активистку Анджелу Дэвис и предоставить ему президентское помилование за все прошлые грехи. В аэропорту Кеннеди он получил сначала деньги, а потом и снайперскую пулю. Трепнел был осужден и умер в тюрьме. Но это было только начало. 7 апреля 1972 года в аэропорту Денвера на борт "Боинга-727" компании United Airlines поднялся плечистый мужчина лет тридцати, назвавшийся Джеймсом Джонсоном. Его настоящее имя было Ричард Маккой, и Америка была ему многим обязана. Маккой отслужил два срока во Вьетнаме в составе "зеленых беретов" и получил несколько наград, в частности, медаль "Пурпурное сердце". Он был образцовым мужем и отцом двоих детей, служил в национальной гвардии и изучал право, надеясь однажды стать агентом ЦРУ или ФБР. Но успех Купера вскружил голову герою. Маккой захватил самолет, потребовал $500 тыс. и парашют. Он в точности повторил все то, что сделал Купер. Будучи профессиональным парашютистом, он благополучно приземлился, но вскоре был опознан и арестован. Герой и за решеткой остался героем. В 1974 году Маккой слепил макет пистолета из зубной пасты и выкрасил его в черный цвет. Вооружившись этой игрушкой, он вырвался на свободу, но через два месяца его поймали агенты ФБР. Маккой оказал сопротивление и был застрелен. В мае 1972 года уроженец Гондураса Фредерик Ханеман пронес пистолет на борт "Боинга-727", получил парашют и $303 тыс. выкупа и заставил пилотов лететь в свою родную страну. Ханеман десантировался в Гондурасе, но быстро обнаружил, что затеряться в джунглях не получится. ФБР назначило $25 тыс. за его голову, и гондурасцы были полны желания отыскать пирата и сдать куда следует. Не дожидаясь такой развязки, Ханеман сам пришел в посольство США и сдался. В июне того же года счастья попытал еще один бывший десантник с вьетнамским синдромом. Роб Долин Хеди захватил очередной "Боинг-727", потребовал парашют и $200 тыс. и ночью спрыгнул в 40 км к югу от Рено. Хеди собирался добраться до своей машины, припаркованной возле озера Вашое, но полиция нашла ее раньше. Дело было в том, что ветеран забыл снять со своего автомобиля стикер Американской ассоциации парашютистов, и копы решили на всякий случай подождать того, кто явится за машиной. Были и другие прыгуны, пытавшиеся повторить подвиг Купера, причем некоторые вовсе не имели опыта обращения с парашютом, как, например, бывший работник автосервиса Мартин Макнелли, прыгавший из излюбленного угонщиками "Боинга-727" в обнимку с $500 тыс. Деньги Макнелли потерял во время прыжка, но сам благополучно приземлился и вскоре был арестован. В общем, в 1972 году самолеты угоняли почти ежемесячно, но никто из подражателей Купера не смог уйти от наказания. Ускользнуть удалось лишь одному воздушному пирату, который действовал по старинке, без всяких эффектных прыжков в грозу. Черное дело За десять лет до всеобщего помешательства на истории Дэна Купера простой чернокожий парень по имени Джордж Райт грабил бензоколонки вместе со своими друзьями из негритянского гетто. 23 ноября 1962 года 19-летний Райт во время очередного ограбления застрелил владельца бензоколонки Уолтера Паттерсона и получил 30 лет тюрьмы без права на помилование в течение первых 15 лет. Сидя в тюрьме штата Нью-Джерси, Райт приобщился к идеям "Черных пантер" — радикального негритянского движения, в учении которого сочетались принципы марксизма, маоизма и черного национализма. 19 августа 1970 года Райт и двое его товарищей совершили побег из тюрьмы Бейсайд. Беглец подался в Детройт, где вскоре сошелся с негритянскими националистами из Черной освободительной армии. Эта группировка была еще радикальнее, чем "Черные пантеры". Своим идейным вдохновителем "армия" считала писателя Элдриджа Кливера, эмигрировавшего в Алжир. Последователи Кливера были убеждены, что "Черные пантеры" недостаточно революционны и избегают вооруженной борьбы. Черноармейцы, напротив, всячески приветствовали насилие и потому время от времени грабили банки, закладывали бомбы и вообще не стеснялись в средствах. В Детройте члены группировки жили на нелегальном положении. У них было нечто вроде подпольной коммуны, в которую входили и женщины, и дети. Одна из боевых подруг вскоре родила Райту ребенка. Однако мечтать о тихой семейной жизни не приходилось. В 1972 году коммунары почувствовали, что полиция наступает им на пятки. Вместе с тем вся Америка, казалось, только и занималась тем, что угоняла самолеты. Новости о последователях Купера не сходили с экранов и газетных передовиц, так что черноармейцы всерьез задумались о бегстве из страны на угнанном самолете. Учитывая, что авиакомпании послушно выплачивали выкуп всем воздушным пиратам, было решено не просто угнать самолет, но и потребовать деньги, благо экспроприация экспроприаторов не противоречила моральным принципам подпольщиков. 31 июля 1972 года бойцы Черной освободительной армии сели в самолет "Дуглас" DC-8 компании Delta, который должен был отправиться в Детройт. Группа захвата состояла из четверых мужчин и двух женщин. С собой они везли трех маленьких детей, включая дочь Райта, которой не было и двух лет. Сам Райт выглядел весьма эффектно. Он был облачен в одеяние священника, а в руках держал Библию. Страницы Библии были изрезаны таким образом, чтобы внутри книги можно было пронести пистолет. При посадке Райт назвался преподобным Берджесом. В воздухе боевики захватили самолет и потребовали $1 млн. Сумма выкупа была рекордной по тем временам, но на борту находилось 86 заложников, и власти не посмели отказать. Сумку с деньгами, собранными Delta, доставил агент ФБР, одетый, по требованию террористов, в одни плавки. Получив деньги, пираты по примеру Купера отпустили заложников. Оказалось, что лететь в Алжир из Майами не получится, поскольку в аэропорту нет ни одного штурмана, способного пересечь Атлантику. Самолет улетел в Бостон, где на борт поднялся опытный навигатор, а затем взял курс на Северную Африку. Только теперь пираты позволили себе расслабиться. По словам полиции, всю дорогу через океан они курили марихуану. Тем временем Элдридж Кливер, проживавший на вилле, предоставленной ему правительством Алжира, решил поучаствовать в дележе добычи. Революционный писатель жил в этой стране с 1969 года и получал от местных властей ежемесячную пенсию в размере $500. В тогдашнем Алжире на такие деньги можно было жить припеваючи, что он и делал. По словам журнала Time Magazine, "Кливер оказался очень неудобным гостем". Его соседи постоянно жаловались на шумные вечеринки, длящиеся ночи напролет, и на звуки тяжелого рока, несущиеся из динамиков. Поговаривали, что некоторые из домочадцев Кливера курят гашиш. Но особенно беспокоила общественность его связь с арабской девушкой. При таком образе жизни борцу за права угнетенных были нужны деньги, причем много денег. Когда Райт и его товарищи прибыли в Алжир, Кливер потребовал передать выкуп ему. Однако алжирские власти, задержавшие угонщиков, не спешили отдавать деньги. Тогда Кливер обратился с открытым письмом к президенту страны Хуари Бумедьену, составленным в не самых дипломатичных выражениях. "Мы должны получить деньги, и никаких "но" и "если" тут быть не может". Однако Бумедьен и не подумал слушаться пламенного трибуна негритянской свободы. Деньги и самолет были возвращены США, а самим пиратам было предложено покинуть Алжир. Райт и компания перебрались во Францию. Они были пока свободны, но уже без денег. В 1976 году французская полиция арестовала всех членов банды, кроме Райта. С тех пор Джордж Райт прятался и делал это весьма искусно. Долгое время он скрывался в Гвинее-Бисау, где дружил с сотрудниками американского посольства, не скрывая своего настоящего имени. После ареста Райта бывший посол США в этой стране Джон Блэкен оправдывался: "Для нас это все большой сюрприз — убийство и все остальное... Никто и подумать не мог, что он убийца, хотя, конечно, мы его не очень хорошо знали. Он казался совершенно обычным человеком и уж совсем не радикалом". Впоследствии Райт осел в Португалии, где торговал сувенирами на пляже и работал вышибалой в баре. Это было куда хуже, чем жизнь, о которой он мечтал, держа в руках миллион долларов, но куда лучше, чем тюрьма. Теперь его звали Жозе Луиш Жорже душ Сантуш, и никому не могло прийти в голову, что этот человек мог быть беглым заключенным и воздушным пиратом. С годами его материальное положение улучшилось, и он даже завел ресторанчик, где угощал посетителей жареными цыплятами. Райт женился и стал отцом двоих детей. Со временем он, похоже, стал забывать о том, что когда-то был преступником. Но в ФБР о нем прекрасно помнили и время от времени обновляли его портрет, подрисовывая морщины и седину. Райт погорел из-за новой моды на биометрические паспорта. Отпечатки его пальцев на идентификационной карте были опознаны, а дальнейшее стало лишь делом техники. Теперь старый пират ждет решения своей судьбы в португальской тюрьме. Если его экстрадируют в США, у него есть все шансы умереть за решеткой, ведь он не досидел до конца даже свой срок за убийство. Так закончилась криминальная карьера, пожалуй, самого удачливого преступника эпохи расцвета воздушного пиратства. Самым везучим можно было бы считать, разумеется, Дэна Купера, если бы имелись доказательства того, что он остался жив. Однако имеются косвенные улики, указывающие на то, что Ди Би Купер не пережил своего прыжка. В 1980 году отец и сын Гарольд и Брайан Ингремы нашли на берегу реки Колумбия пачку старых двадцатидолларовых банкнот. Ингремы выловили $6 тыс. и сдали их властям. Номера банкнот совпали с теми, что были отданы Дэну Куперу. Впрочем, многочисленные поклонники воздушного авантюриста до сих пор верят, что Купер сам выбросил деньги в озеро или в реку, чтобы все подумали, что он утонул.

Поделиться: http://www.kommersant.ru/doc-y/1789848 Кирилл Новиков

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;