Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Экономика жмется к земле
Экономика жмется к земле
Рынок наземного обслуживания бизнес-авиации последние два года последовательно проходит те же стадии стагнации, что и вся экономика России: за 2013-2014 годы сокращение спроса на нем составило около 40%. Причины: снижение числа как внутренних, так и международных перелетов. Сейчас в России действует 20 терминалов, специализирующихся на обслуживании пассажиров бизнес-джетов. Они сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге, главных центрах деловой активности страны, но также были построены и в Казани, Сочи, Екатеринбурге. Самый крупный центр обслуживания бизнес-авиации расположен на территории аэропорта Внуково. Там действуют три специализированных терминала: "Космос", терминал международных перевозок, которые позволяют обслужить около 40 человек в час, а также терминал внутренних перевозок, обслуживающий около 15 человек в час. Перронные и ангарный комплексы аэропорта позволяют разместить и обслужить 250 самолетов одновременно. Крупным считается и терминал бизнес-авиации в Шереметьево: 2,7 тыс. кв. м, два ангара под бизнес-джеты на 22 самолета, вертолетная площадка, собственные тягачи. Еще один московский терминал расположен в Домодедово, но из-за своей удаленности от центра города он так и не смог потеснить на рынке двух основных московских игроков. Первый бизнес-терминал в Санкт-Петербурге был создан компанией "А-групп" в 2013 году - под новый терминал была передана часть "Пулково-2" площадью 3,3 тыс. кв. м, прежним собственником которой было ОАО "Аэропорт Пулково", принадлежащее городу. Проект стоимостью 1,3 млрд руб. был рассчитан на 75 тыс. пассажиров в год. Второй бизнес-терминал в Пулково - центр бизнес-авиации "Пулково-3" - был открыт в Санкт-Петербурге 6 марта 2013 года. Проект, принадлежащий ООО "ДжетПорт СПб", был запущен при участии бизнесмена Николая Шамалова, общий объем инвестиций, по оценке участников рынка, в его строительство составил около 2 млрд руб. Строительство было начато в 2012 году: на первом этапе был запущен собственный перрон с возможностью установки до 28 самолетов. В конце 2013 - начале 2014 годов компания ввела в эксплуатацию собственные ангары для самолетов и спецтехники. Общая площадь центра бизнес-авиации составила 100 тыс. кв. м, пассажирского терминала - 4 тыс. кв. м. Пропускная способность нового терминала должна составить до 1,5 тыс. человек в сутки (более 500 тыс. пассажиров в год). "Оба терминала расположены очень близко к друг другу, так что конкуренция между ними, можно сказать, измеряется ими самими весьма наглядно",- говорит Азар Мулгимов, генеральный директор компании Air Charter Service. Еще один бизнес-терминал расположен в аэропорту Сочи - он был открыт совсем недавно, 10 декабря 2013 года, то есть за два месяца до начала Олимпиады. Для будущих посетителей мероприятия был построен терминал площадью 4 тыс. кв. м, пропускная способность которого составляла более 80 пассажиров в час. За год здесь было принято и отправлено 4,55 тыс. рейсов. Однако в остальное время, когда крупные мероприятия в регионе не проводятся, он по большей части пустует: как говорит Игорь Мудрик, генеральный директор ВИППОРТ, в обычные дни терминал в лучшем случае принимает один рейс. "Все объемы пассажиров, которые он может принять, сейчас, когда все крупные мероприятия на территории Сочи уже прошли, полностью зависят от приезда первых лиц государства. Пока рассчитывать на какие-то существенные объемы деловой активности на этом направлении не приходится, и финансовое положение терминала выглядит достаточно неопределенным",- признает он. С финансовыми сложностями сегодня так или иначе столкнулись все компании, работающие на рынке деловой авиации. Если раньше спрос на услуги бизнес-авиации стабильно рос, за исключением кризисного периода 2008 года, на 5-10% в год, то сейчас на фоне экономического кризиса он начал сокращаться. "Спрос на услуги бизнес-терминалов больше всего упал в Москве, поскольку это наиболее важный центр деловой активности. Однако различия между снижением спроса для разных аэропортов существенны. Для лидера московского рынка Внуково спад клиентов, например, составил около 20%. Домодедово и Шереметьево, напротив, оказались в худшей ситуации: для каждого аэропорта снижение объема спроса составило от 35% до 45%",- рассказывает Игорь Мудрик. При этом, по его словам, в Санкт-Петербурге сокращение спроса составило только около 11-13%. В этих условиях у бизнес-терминалов остается не так много места для маневра и повышения прибыльности своего бизнеса. "Спрос на услуги бизнес-терминалов обусловлен не ценой, а объемами деловой активности, а она сейчас падает,- говорит Дмитрий Хартунян, генеральный директор "Балтик Граунд Сервисес Ру".--В ближайшее время она может сократиться еще, если в крупных центрах деловой активности - в нефтегазовых, промышленных регионах - начнут сворачивать масштабные проекты". Ценовой демпинг в такой ситуации ничего не даст. "Все, что в данном случае могут сделать терминалы,- это повышать качество своих услуг и бороться между собой за имеющихся клиентов",- поясняет он. В некоторых случаях можно пытаться сократить расходы терминала: уменьшить число смен сотрудников или перевести их на неполный рабочий день. "При этом цены ни в одном из бизнес-терминалов существенно не изменились: они выросли ненамного",- добавляет он. Еще одним вариантом может стать строительство каким-то из дорогих аэропортов более дешевых дополнительных площадей для стоянки самолетов, также поясняет Дмитрий. "Стоимость стоянки самолета в Москве очень дорога, а зимой, когда из-за погоды транспорт нужно еще и перевести в ангар, она достигает немыслимых высот,- говорит он.- Цена на стоянку может доходить до €1,2 тыс. в сутки". Поэтому для каких-то клиентов может быть удобнее не держать самолет все время на основном аэропорте, а переводить его после прилета на более дешевый терминал где-то в Подмосковье. "Сейчас, например, в Раменском будет открыт один такой комплекс - прилетать туда будет не очень удобно, но вот цены на стоянку самолетов явно будут существенно ниже, чем в Шереметьево и Домодедово, и уж тем более ниже, чем во Внуково-3",- объясняет он. Что ждет отрасль в будущем, предсказать трудно, говорят эксперты. "C одной стороны, после падения спрос стабилизировался и сохраняется на одном уровне уже на протяжении полугода. С другой, неизвестно, как будет меняться экономическая ситуация: это зависит от слишком большого числа факторов, включая возможность введения против России странами Запада новых санкций",- заключает господин Мудрик.

Поделиться: http://www.kommersant.ru/doc/2802581 Анастасия Мануйлова
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;