Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Eurocopter EC 135: универсальный солдат
Eurocopter EC 135: универсальный солдат

В преддверии выхода в свет нового, третьего издания каталога самолетов и вертолетов бизнес-авиации «Planet Jet Guide», представляем серию статей, впервые увидевших свет в прошлогоднем выпуске этого уникального издания.

«Авиация для дела»

Понимание термина бизнес-авиация, или деловая авиация, содержит некоторую двойственность – с одной стороны, это, безусловно, комфорт и даже роскошь, а с другой, деловая авиация есть «авиация для дела». И здесь невозможно пройти мимо известных «тружеников авиации», выполняющих множество задач в различных областях, а именно – вертолетов. Тем более что в 2007 году отмечается 100-летие полета первой винтокрылой машины – в сентябре 1907 г. французы братья Бреге впервые подняли в воздух свой Gyroplane.

Вертикальный взлет практически с любой площадки, способность летать на низких высотах, зависать на месте и даже двигаться в обратном направлении - вот некоторые уникальные характеристики вертолетов, которые сделали их незаменимыми для решения ряда задач, в том числе, использования как корпоративного или личного средства транспорта.

При такой изначальной универсальности винтокрылых машин, среди них тоже есть «профессиональное разделение», и, в то же время, иногда встречается редкое удачное сочетание качеств, которое позволяет применять один и тот же вертолет в различных областях. Один из ярких примеров таких «универсальных солдат» – вертолет EC 135 корпорации Eurocopter, к тому же и самый популярный и продаваемый из моделей европейского производителя.

История и истоки

Вертолет, или геликоптер, совершил свой первый полет именно в Европе, поэтому не приходиться удивляться успехам европейского вертолетостроения, хотя конкуренция со стороны американских производителей и СССР никогда не ослабевала. Корпорация Eurocopter была создана не так уж давно, в 1992 г., однако основой создания стало объединение двух компаний, имеющих давний и богатейший опыт в конструировании и производстве вертолетов – французской компании Aerospatiale и немецкой Deutche Aerospace. Таким образом, произошло объединение нескольких европейских производителей, что должно было укрепить и, несомненно, укрепило позиции вертолетостроения Старого Света в конкурентной борьбе с американскими и российскими компаниями.

Объединение потенциалов и привело к созданию EC 135. Собственно, «немецкой крови» в модели немногим больше, однако и французский вклад весьма значителен. Корпорация Deutche Aerospace, а вернее, ранее вошедшее в нее объединение MBB (Messerschmitt-Boelkow-Blohm), имела в багаже очень удачную модель Bo105, над продолжением и развитием которой и работали немецкие специалисты во второй половине 80-х. Во105 – легкий двухдвигательный многоцелевой вертолет – выпускался с начала 1960-х годов и был достаточно популярен как в качестве легкого транспорта, так и машины для специальных миссий – использовался в полиции, армии и т. п. Однако со временем возникла необходимость в замене этой модели. В 1980-х началась разработка демонстрационного вертолета Во108, который был предназначен для отработки новых технологий и явился уже непосредственным предшественником EC 135. Основной задачей, которая ставилась при разработке новой модели, стало снижение эксплуатационных расходов при улучшении технических характеристик.

«Рождение звезды»

Во108 совершил свой первый полет в 1988 г, в 1991 г был испытан второй экземпляр, оснащенный двумя газотурбинными двигателями Turbomeca "Arrius" 2B. В то время он еще представлял собой полностью немецкую разработку и был оборудован несущим винтом с жестким креплением лопастей и открытым рулевым винтом. Однако в это же время происходит объединение с Aerospatiale и образование новой корпорации Eurocopter. Теперь в конструкцию модели вливается «французская кровь», главным отличиями которой было использование усовершенствованной втулки несущего винта и фенестрона – «закрытого» рулевого винта, установленного в тоннеле киля вертолета. Эти-то характерные черты и приобрел новый вертолет, который был переименован в EC135 и представил новое поколение машин своего класса.

В 1996 г. вертолет получил сертификат типа в Европе и чуть позже в том же году - в США. Новый EC135 имел полное право претендовать на лидерство в своем классе, и с успехом это право исполнил. Салон EC135 может быть оборудован в различных вариантах, в зависимости от назначения. Основное преимущество – просторные двери, как боковые, так и расположенные в хвостовой части фюзеляжа – не имеют аналогов среди вертолетов этого класса. Салон, в компоновке «люкс» вмещающий 4-5 пассажиров, в обычной компоновке может разместить до 7-ми человек. Крейсерская скорость составляет 256 км/ч, а максимальная дальность полета при стандартных запасах топлива - 620 км. Технические данные, сочетание летных качеств и формы вывели EC135 в лидеры рынка в классе легких двухдвигательных вертолетов вместимостью до 7-ми пассажиров. Уже через три года с начала поставок, к 1999 г, было продано 100 машин, и удачная модель вскоре стала самой продаваемой в своем классе, что, несомненно, способствовало укреплению позиций Eurocopter как лидера отрасли, занявшего к нашему времени около 52-х процентов мирового рынка вертолетов.

Область применения EC135 оказалась весьма широкой, что, в принципе, и соответствовало изначальной цели создания легкого многофункционального вертолета. ЕС 135 прекрасно справляется с ролью корпоративного или частного средства транспорта; высокая крейсерская скорость, надежность, низкий уровень шума в салоне, экономичность двигателей и возможность управления одним пилотом, в результате - низкие эксплуатационные расходы - все это было по заслугам оценено. Вертолет оказался универсальным инструментом в буквальном смысле этого слова, и полностью оправдывает денежные вложения. То, что ЕС-135 не просто «дорогая игрушка», доказывает его популярность в различных спецслужбах – полиции, скорой помощи и службе спасения, где он стал просто незаменимым инструментом. В 2003 г не было зафиксировано ни одной аварии ЕС-135. К концу прошлого, 2006-го, года количество поставленных вертолетов этой модели перевалило за полтысячи – и все они успешно трудятся и справляются с разнообразными задачами.

Прорыв на восток

В нашем отечестве корпорация Eurocopter активно наращивает свое присутствие, однако продажи EC 135 только лишь стартуют – в этом году ожидаются первые поставки уже заказанных нашими соотечественниками вертолетов, разумеется, в VIP-исполнении. Интерес рынка к импортной авиатехнике растет, несмотря на ряд сдерживающих факторов, акцент смещается от легких однодвигательных машин к двухдвигательным вертолетам. Если принимать во внимание характеристики ЕС 135, позволившие ему стать одной из самых популярных и продаваемых моделей в мире, возникает определенная уверенность в его «приходе» на российский рынок, тем более, что многофункциональность и универсальность может оказаться востребованной не только в рамках корпоративных и частных перевозок.

Фото: Eurocopter

Все права на данную публикацию принадлежат порталу JETS.ru. Любое использование, цитирование или перепечатка возможны только с письменного разрешения редакции


Поделиться: http://jets.ru/ Алексей Королев

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;