Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Европейский опыт управления поддержанием летной годности воздушных судов
Европейский опыт управления поддержанием летной годности воздушных судов
Европейский опыт управления поддержанием летной годности воздушных судов
Pоссия все более и более интегрируется в европейский авиационный рынок перевозок, имеющий свой богатый положительный опыт и свои особенности поддержания летной годности (ПЛГ) воздушных судов западного производства. Такая интеграция предполагает, в частности, обмен опытом в этом очень важном аспекте обеспечения безопасности полетов. Западный подход имеет ту особенность, что строится на децентрализации управления поддержанием ЛГ ВС, перенесением всей ответственности за управление ПЛГ на эксплуатантов ВС, с сохранением при этом прав национальных администраций ГА и EASA на осуществление надзорных (через каждые два года) функций по соблюдению эксплуатантами базовых требований регламентирующей документации по поддержанию ЛГ. С учетом многотипности, большого количества ВС и территориальной разобщенности эксплуатантов такой опыт представляется особенно ценным для России. Он может быть использован для поддержания ЛГ как западных ВС, зарегистрированных в Реестре гражданских ВС России, так и производимых ОАК России современных перспективных ВС ГА.

База управления поддержанием летной годности (УПЛГ) ВС

Базой УПЛГ ВС является европейское авиационное законодательство, в частности Part М (часть М) "Поддержание летной годности". Эта часть европейских авиационных правил состоит из девяти подчастей (от Subpart A до Subpart I), регламентирующих различные аспекты поддержания ЛГ, а именно: •Subpart A – "Определение" •Subpart В – "Ответственность" •Subpart С – "Поддержание ЛГ ВС" •Subpart D – "Стандарты ТО" •Subpart Е – "Компоненты" •Subpart F – "Требования к организациям ТО" •Subpart G – "Требования к организациям управления поддержанием ЛГ ВС" •Subpart Н – "Сертификация ТО" •Subpart I – "Обзор летной годности ВС" Это базовые регламентирующие правила. На основании Subpart G каждый эксплуатант ВС страны — члена Евросоюза должен создать собственную организацию постоянного управления летной годностью (ОУПЛГ) эксплуатируемых ВС. Такая организация, как и организация ТО Part 145, должна быть утверждена национальной администрацией ГА (САА). Основой для утверждения ОУПЛГ является описание ­(САМЕ) этой организации, структура которого аналогична описанию организации ТО (МОЕ). САМЕ содержит, в частности, все необходимые процедуры по управлению поддержанием летной годности эксплуатируемых ВС, а также процедуры системы качества по контролю соответствия организации УПЛГ требованиям Part M, Subpart G и Subpart I. ОУПЛГ эксплуатанта включает ответственный персонал этой организации, состоящий, как правило, из руководителя (чаще всего технического директора ОТО), менеджера по качеству ОУПЛГ, руководителя планирования и руководителя инжиниринга. При этом каждый эксплуатант должен создать собственную организацию ТО, утвержденную по Part 145, или заключить контракт с такой организацией ТО. Соотношение компетенций этих двух организаций таково, что ОУПЛГ выступает как организация, планирующая и контролирующая от имени эксплуатанта выполнение всех требований по поддержанию летной годности эксплуатируемых ВС, а организация ТО Part 145 (ОТО) выполняет функцию по практическому выполнению на ВС работ по поддержанию их ЛГ. Образно говоря, ОУПЛГ — это голова, а ОТО — руки, выполняющие запланированные работы по ТО. При этом юридическая ответственность за поддержание ЛГ ВС лежит на его эксплуатанте. Ликвидация или приостановка действия сертификата утверждения ОУПЛГ эксплуатанта влечет за собой остановку или приостановку деятельности самого эксплуатанта.

Управление поддержанием ЛГ ВС

Управление поддержанием ЛГ ВС заключается в следующем: А. Все действия эксплуатанта должны быть выполнены согласно предписаниям М.А. Подчасти С ("Поддержание летной годности"). Б. Для управления поддержанием ЛГ каждого самолета, эксплуатант должен: 1.контролировать и совершенствовать программу ТО, включая любую применимую программу надежности; 2.представить программу ТО ВС и ее поправки компетентному органу на утверждение, если нет прямой процедуры утверждения в соответствии с Subpart C (М.A. 302(c)), и предоставить копию программы владельцу самолета, не вовлеченного в коммерческий воздушный транспорт; 3.управлять работами по принятию решений по модификациям и ремонтам; 4.гарантировать, что все обслуживание выполнено в соответствии с одобренной Программой ТО и с М.А. Subpart H; 5.гарантировать, что все применимые директивы летной годности (ДЛГ) и эксплуатационные директивы по поддержанию летной годности выполняются; 6.гарантировать, что все дефекты, обнаруженные при плановом ТО или записанные экипажем, устранены соответственно одобренной организацией; 7.гарантировать, что самолет обслуживается в необходимых случаях соответственно утвержденной организацией ТО; 8.координировать выполнение работ: по плановым ТО, применимым ДЛГ, замене компонентов с ограниченным ресурсом, инспекции работ для гарантии их выполнения надлежащим образом; 9.контролировать и архивировать все записи по ТО, поддержанию ЛГ, а также бортовые технические журналы; 10.гарантировать, что документация по весам и центровкам соответствует текущему статусу самолета. Обзор летной годности Практика выдачи полномочий организациям УПЛГ эксплуатантов на обзор ЛГ эксплуатируемых ВС находится в контексте политики децентрализации полномочий по контролю ЛГ ВС с целью оформления сертификата ЛГ экземпляров ВС. В отличие от поддержания летной годности, ее обзор имеет целью проверку соответствия фактического состояния самолета требованиям поддержания ЛГ на момент обзора ЛГ. Ответственность за контроль фактического соответствия экземпляров ВС требованиям ЛГ перекладывается на эксплуатантов этих ВС. Обзор ЛГ ВС производится специально уполномоченным и одобренным САА высококвалифицированным персоналом ОУПЛГ эксплуатанта при наличии расширения полномочий ОУПЛГ на право выполнения обзора ЛГ (утверждения по PART M, Subpart I). Деятельность по обзору ЛГ описывается в разделе IV ­САМЕ ОУПЛГ. При положительных результатах обзора ЛГ ВС уполномоченная на ТО организация УПЛГ может выписать сертификат обзора его ЛГ, являющийся для национальной администрации юридическим основанием для оформления (продления) сертификата ЛГ экземпляра ВС.

Объем обзора летной годности ВС

1. Чтобы удовлетворить требованию Subpart I (М.А.902 "Обзор ЛГ самолета"), эксплуатант должен обеспечить: •1.1. Учет налета в часах и циклах планера, двигателей, воздушных винтов. •1.2. Соответствие руководства по летной эксплуатации (РЛЭ) конфигурации самолета и текущему статусу. •1.3. Выполнение всех работ по ТО согласно программе ТО. •1.4. Устранение всех выявленных дефектов и контроль устранения отложенных неисправностей. •1.5. Регистрацию и выполнение всех применимых директив ЛГ. •1.6. Регистрацию и выполнение всех применимых на самолете модификаций и выполнение ремонтных работ в соответствии с рекомендациями организаций, утвержденных по Part 21. •1.7. Идентификацию, учет и своевременную замену компонентов с ограниченным ресурсом. •1.8. Выполнение ТО ВС в соответствии с этой частью (организацией ТО, утвержденной по Part 145). •1.9. Соответствие массы и центровки самолета текущей конфигурации самолета. •1.10. Соответствие самолета сертификату типа, одобренному CAA. 2. Одобренный персонал по поддержанию ЛГ эксплуатанта должен выполнять практический контроль (инспекторский осмотр) самолета. 3. Посредством практического (физического) контроля самолета персонал контроля ЛГ должен гарантировать, что: •3.1. На самолете выполнены все требуемые маркировки и надписи. •3.2. Самолет соответствует действующему (одобренному) РЛЭ. •3.3. Конфигурация самолета соответствует одобренной документации. •3.4. На самолете нет незарегистрированных и неустраненных дефектов. •3.5. На самолете выполнены все работы по поддержанию ЛГ в соответствии с параграфом (а) и задокументированы соответствующим образом. 4. Официальный отчет по обзору ЛГ ВС. Официальный отчет, подписанный штатом, проводившим обзор ЛГ, рекомендующий выдачу сертификата обзора ЛГ, должен подтверждать, что самолет в его текущей конфигурации соответствует следующему: •4.1. Директивам по летной годности (ДЛГ) до самой последней публикации. •4.2. Данным сертификата типа. •4.3. Программе технического обслуживания. •4.4. Ограничениям срока эксплуатации компонентов. •4.5. Действительному графику взвешивания и определения центровки, отражающему текущую конфигурацию самолета. •4.6. Требованиям Part 21 для всех модификаций и ремонтов. •4.7. Текущему руководству по летной эксплуатации, включая дополнения. •4.8. Эксплуатационным требованиям. Все вышеуказанное должно четко содержать точную ссылку на данные, примененные при установке соответствия; например, должны быть указаны номер и выходные данные сертификата типа. Официальный отчет также должен подтверждать, что все вышеуказанное внесено правильно и сертифицировано в системе записей и/или в техническом (бортовом) журнале эксплуатанта по поддержанию ЛГ самолета. По окончании обзора ЛГ организация УПЛГ оформляет сертификат обзора ЛГ EASA Form 15b. Если обзор ЛГ выполняет САА, то он оформляется по EASA Form 15а. Срок действия сертификата обзора ЛГ составляет один год, с возможным последующим его продлением еще на год согласно регламентации Subpart I.

Примечания

При управлении поддержанием летной годности ВС и при обзоре его ЛГ эксплуатанты ВС руководствуются не только требованиями авиационных законодательных актов в части поддержания ЛГ ВС ГА Евросоюза (Part M) и требованиями (процедурами) описания (САМЕ) ОУПЛГ, но также эксплуатационной документацией по типу ВС и базовой документацией разработчика типа ВС (листом данных сертификата типа ВС, инструкцией по поддержанию ЛГ ВС, мастер-листом). Каждый пункт требований по УПЛГ и обзору ЛГ ВС имеет необходимые (единые) регламентации по выполнению в документах, поименованных в пункте 1 настоящего примечания. Например: Контролировать и совершенствовать программу ТО, включая любую применимую программу надежности, означает: •1.1. Эксплуатант акцептирует имеющуюся программу ТО ВС как собственную программу и декларирует при этом свою ответственность за поддержание ее адекватности изменяющимся условиям эксплуатации ВС. •1.2. Представляет ее компетентной администрации для утверждения. •1.3. Производит в установленном порядке (с разрешения компетентной администрации) ревизию (внесение изменений и дополнений) программы ТО. •1.4. Производит сбор, обработку и анализ всех неисправностей ВС, обнаруженных при ТО и в полете с целью определения необходимости корректировки программы ТО. •1.5. Разрабатывает и практически использует применимую для данного типа ВС программу надежности как инструмент оценки необходимости внесения корректив в программу ТО. •1.6. Периодически оценивает эффективность программы ТО ВС. Правила выполнения этих действий по данному аспекту, равно как и по другим, содержатся в процедурах описания (САМЕ) организации постоянного управления летной годностью ВС.

Поделиться: http://www.ato.ru/content/evropeyskiy-opyt-upravleniya-podderzhaniem-letnoy-godnosti-vozdushnyh-sudov Владимир Петухов

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;