Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Год, который заставит задуматься
Год, который заставит задуматься
Год, который заставит задуматься
Декабрь – традиционное время подводить промежуточные итоги уходящего года. О 2014 годе нами будет написано еще много, но уже сейчас нам безумно интересно мнение ведущих игроков на отечественном рынке. Сегодня в гостях у читателей BizavWeek Андрей Калинин, управляющий директор Клуба «Бизнес Авиация», и Павел Захаров, управляющий директор компании Jet24, которые не понаслышке знают, какие изменения претерпел рынок в условиях экономической и политической нестабильности. Мы не стали задавать традиционные нудные вопросы – «что делать?» и «кто виноват?», а сфокусировались исключительно на цифрах, трендах и прогнозах. Начало 2014 года давало нам поводы для определенного оптимизма. Рост продаж провайдеров и производителей, увеличение трафика – эти и иные симптомы выздоровления рынка мы, как минимум, наблюдали в первом квартале. Сложная экономическая и политическая ситуация внесла свои существенные коррективы на рынке. С какими показателями, по вашему мнению, мы закончим этот год и начнем следующий? Павел Захаров (П.З): Я думаю, мы закончим год с небольшим снижением – в рамках 5-10 процентов. Но, естественно, общие экономическая и политическая ситуации будут оказывать давление на рынок и в следующем году. В этом плане в выигрыше окажутся те компании, которые максимально оптимизируют свои производственные процессы, сократят издержки, предложат наиболее интересный и конкурентоспособный для рынка продукт. Андрей Калинин (А.К.): Мы можем столкнуться с небольшим спадом по количеству перевозок. Во втором полугодии немного поменялась структура спроса – стали использоваться другие типы самолетов, изменились направления полета. С моей точки зрения, изменения несомненно будут, но в уходящем году они значительно не повлияли на итоговые показатели. Насколько просел отечественный рынок деловой авиации? Это нокаут или просто нокдаун? П.З.: Мне кажется, на данный момент не идет речи о существенном падении рынка. Во всяком случае, официальная статистика из аэропортов это подтверждает. То есть само по себе падение есть, но носит отчасти и сезонный характер. Стоит отметить, что сегодня очень хорошо чувствуется общая неуверенность на рынке. Скажем так, легкий нокдаун есть, но это лишь повод взглянуть на все немного под другим углом. А.К.: Падение есть, но я бы не сказал, что ситуация так критична. Стало действительно немного сложнее работать, но пока все это терпимо. Посмотрим – что принесет нам следующий год. В нынешних экономических реалиях кто оказался более чутким к колебаниям на рынке – оператор или брокер? П.З.: Брокеры, так сказать, более гибкие на рынке. Их бизнес носит этакий спонтанный характер. У операторов дела в основном строятся на долгосрочных перспективах. Поэтому невозможно взять и быстро сократить те или иные издержки, оперативно на них отреагировать. Ведь любой подобный процесс занимает большое количество времени. Даже, к примеру, увольнение экипажа – это и выплата зарплаты за два месяца, и преждевременное уведомление, и т.п. А.К.: Брокеру легче подстроиться под изменения рынка. Дело в том, что в случае колебаний ему стоит лишь сориентироваться на новые требования покупателя. Оператору, конечно, сложнее. При экономических сложностях ему придется менять либо флот, либо модель эксплуатации, либо цены. А также учитывать очень большое количество других условий и факторов при подобных колебаниях. Наметился ли тренд изменения пассажиропотока в сторону внутренних направлений? П.З.: Да, но это связано с тем, что персоны из санкционного списка стали меньше летать за рубеж и чуть больше по России. Но, вместе с тем, их география полета перераспределилась в сторону регионов, которые не находятся под санкциями. Это и Объединенные Арабские Эмираты, и Мальдивские острова. Так или иначе, а говорить о резком изменении пассажиропотока я бы не стал. Спрос на внутренние перелеты вырос, но незначительно. А.К.: Да, тренд такой действительно наметился, и наметился в том числе и по политическим причинам. Например, отели в Сочи на новогодние праздники уже распроданы. Есть ли перспективы, например, у Крыма стать «отечественной» Ниццей или Шамбери? Видите ли Вы увеличение интереса со стороны заказчиков на полеты по России? П.З.: На мой взгляд, таких перспектив у Крыма нет ни на данный момент, ни в среднесрочной перспективе. В рамках деловой авиации регион закрыт для 99 процентов всех воздушных судов – это непризнанная мировым сообществом территория с неопределенным статусом. Что касается полетов по России, то, как я уже говорил, наблюдается определенное увеличение спроса. Пользуются популярностью такие аэропорты, как Казань, Горно-Алтайск. В Казани, например, базируется достаточно большой парк самолетов деловой авиации – порядка 15-20 бортов, есть своя линейная станция техобслуживания. А.К.: Крым пользовался достаточно большой популярностью у наших чиновников и до санкций. Что касается проблем с полетами сюда, то естественно есть сложности в этом плане. В Крым летает достаточно малое количество бизнес-джетов, из-за чего цены значительно выросли. Так что они сейчас примерно такие, как на перелет в Ниццу. Насколько изменился портрет российского клиента? Чем заказчики «жертвуют» и от чего не откажутся никогда? П.З.: Он стал более разборчив, предпочитает оптимальное сочетание цены и качества. Заказчики стали чаще «жертвовать» годом выпуска самолета и размерностью. Но, как и прежде, летают и пользуются услугами деловой авиации. Аэропорт Внуково весьма востребован, несмотря на то, что он самый дорогой в Московском авиаузле. А.К.: Я бы не сказал, что портрет сильно изменился. Смены элиты у нас не произошло. Привычки в еде и в обслуживании те же. Просто появились люди, которые стали экономить. Например, могут пересесть с большого самолета на более маленький, или выбирать между бизнес-джетом и первым классом. То есть сегодня они стали более серьезно относиться к расходам. Ваш прогноз развития вторичного рынка в России. Ожидаете ли Вы бум продаж ВС или наоборот? П.З.: Рынок очень живой, но наиболее активны на нем продавцы. Существует достаточно большой спрос на продажу ВС. Это связано с ужесточившейся финансово-политической реальностью. Например, мы к концу года планируем закрыть две сделки по продаже самолетов наших клиентов. Но отмечу, что в целом продавцам приходится идти на существенные уступки. А.К.: Бума я не ожидаю, но предполагаю, что увеличится количество предложений. Дело в том, что в нынешней экономической ситуации большинство владельцев хотят избавиться от своих дорогостоящих активов, которые требуют немалых расходов. При этом, нельзя утверждать, что у этих людей плохо идут бизнес-дела. Просто они понимают, что впереди могут наступить непростые времена, и стремятся избавить себя от лишних финансовых обязательств. Сейчас количество предложений на рынке по российским продажам бизнес-джетов только растет. Однако, стоит заметить, что нынешняя ситуация отличается от 2008 года. Сегодня перспектива экономических проблем больше касается России, поэтому если в нашей стране не найдутся покупатели самолетов, то будет легче продать его зарубежному владельцу. Как Вы оцениваете политику крупнейших российских аэропортов «шагать вместе с курсом», т.е. увеличение стоимости основных услуг в условиях, когда операторы ведут свой бизнес в национальной валюте? П.З.: Достаточно сложно как-то оценивать эту политику. Безусловно, имеет место быть высокая стоимость инфраструктуры. Шагает она вместе с курсом или нет, но этот факт уже серьезно влияет на отрасль в целом. Говорить о том, что операторы ведут свой бизнес в национальной валюте, я бы не стал – по факту 90-95% бизнеса в нашей области приходится на иностранную валюту. Потому что значительная часть расходов фиксируется именно в ней. Но, несмотря на это, любое повышение цен на услуги, даже в рублях, негативно сказывается на отрасли в целом. А.К.: Соглашусь с Павлом. Возможна ли консолидация операторов для совместной работы в условиях резкого снижения спроса? Таких примеров в Европе предостаточно и некоторые проекты дают ощутимые результаты, например, AirClub. П.З.: В том формате, как в Европе, она сейчас у нас не очень востребована. Я имею в виду именно партнерство. Но в будущем, безусловно, будут какие-то слияния и поглощения. А.К.: Если честно, то не вижу смысла в подобных консолидациях. Конечно, в случае серьезных экономических проблем видимо кто-то объединится. Но дело в том, что у нас попросту нет такого количества крупных операторов, как в Европе. Так что подобные консолидации существенно на российский рынок не повлияют. В 2014 году был анонсирован революционный законопроект по, фактически, снятию запрета на «серый каботаж». Ваша оценка инициатив отечественных регуляторов и возможные сценарии развития рынка после принятия соответствующего закона. П.З.: На данный момент это позитивная инициатива. Она снимет ряд исторически сложившихся административных барьеров, нагрузку на отрасль. Ведь сейчас, например, приходится платить специальные взносы для разрешения на такого рода полет. Но есть еще и вторая сторона медали - таможенное законодательство. И если авиационное законодательство все же пытаются оптимизировать, то инициатив по изменению таможенного режима для ВС деловой авиации на данный момент нет. Поэтому для бизнес-авиации это нововведение будет однобоким, и говорить о том, что оно целиком уберет все проблемы – будет неправильным. А.К.: Насколько я знаю, в этой инициативе оговаривались только разрешения. Однако таможенный вопрос все равно остается открытым. В любом случае, стоит посмотреть, как эта инициатива будет развиваться дальше. Для рынка в целом она позитивна. Но главное, чтобы это решение было призвано упростить жизнь, а не усложнить. Каким этот год стал для Jet24? Наиболее яркие моменты уходящего года. П.З.: Это был год бурного развития и начала оптимизации производственных процессов. В третьем и четвертом квартале мы увеличили свой парк с 3 до 12 самолетов. Это при том, что общий парк российского рынка не вырос, а остался примерно на уровне прошлого года. Мы вышли для себя в новый сегмент среднеразмерных воздушных судов и успешно закрепились в нем. Также хотелось бы отметить, что Jet24 реализовал ряд ярких проектов на рынке и в различных медиа за прошедший год и зарекомендовал себя как эксперта в области управления и владения воздушными судами. В уходящем году мы учредили первую в России премию «Брокер года», которая была горячо принята российскими и зарубежными участниками рынка. Надеюсь, что таким образом мы положим начало ежегодной традиции премировать лучших профессионалов в бизнес-авиации. Каким этот год стал для Клуба «Бизнес Авиация»? Наиболее яркие моменты уходящего года. А.К.: Он стал достаточно плодотворным. По всем направлениям наши показатели выросли, мы успешно приняли участие в Jet Expo не просто в качестве рядового экспонента, но и со своей многоэтапной программой, которая выходила далеко за рамки выставки. Мы организовали ряд полезных для наших клиентов мероприятий, поддержав их регулярность наравне с прошлым годом. Это позволило нам закрепиться в определенной нише и создать своеобразную традицию клиентских встреч. Клубу удалось реализовать достаточно амбициозные планы по PR и медиа поддержке. Компания стала узнаваемой и на слуху. Также нам удалось запустить сопутствующие перелетам сервисы, такие как разработка трэвел продуктов и персональные консьерж-услуги. Можно сказать, что 2014 год стал для нас поворотным с точки зрения создания основ и высоких стандартов не только для нашей компании, но и для категории в целом. Надеемся, что своим примером Клуб «Бизнес Авиация» улучшает принципы работы в индустрии и задает новые стандарты работы. Какие проекты компании намерены развивать в 2015 году? П.З.: Прежде всего – это те услуги, которые нацелены на владельцев ВС: менеджмент, купля и продажа, коммерческая загрузка, оптимизация бюджетов. На данный момент мы не чувствуем достаточного спроса на развитие сегмента коммерческих чартеров, не намерены брать в лизинг дополнительные воздушные суда к уже имеющимся. Рынок местами даже перенасыщен предложениями в этом сегменте. Поэтому мы намерены сконцентрироваться на оптимизации качества нашей работы с владельцами. Ну и, конечно, в следующем году премия «Брокер года» вновь пройдет в рамках выставки JetExpo 2015 под нашим патронажем, равно как и, надеюсь, в последующие годы. А.К.: Наша основная задача - организовывать частные рейсы. Так что будем и дальше работать в этом направлении. Помимо этого, мы намерены развивать запущенные в уходящем году трэвел и консьерж услуги, чтобы усилить наши позиции в этом сегменте. Но самое главное – держать ту высокую планку работы на рынке, которую мы подняли в этом году. Поддержка высоких стандартов регулярных клиентских мероприятий, работы в медиа и новые интересные проекты для развития категории – вот наши приоритетные цели. Клуб «Бизнес Авиация» должен сохранить созданное и развиваться дальше несмотря ни на что.

Поделиться: http://www.bizavnews.com/231/14518

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;