Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Hawker 4000 : время композитов
Hawker 4000 : время композитов
Композитный планер обладает рядом несомненных преимуществ: меньшим лобовым сопротивлением, прочностью, легкостью конструкции. Все эти достоинства позволяют удешевить эксплуатацию и обслуживание воздушного судна, сократить количество технических осмотров, сэкономить на мощности двигателей и стоимости расходуемого керосина. Hawker 4000 – первый и единственный на сегодняшний день бизнес-джет среднего класса с полностью композитным фюзеляжем. Композиционные материалы применяются в авиакосмической промышленности со времен холодной войны. И если 30 лет назад из них создавали лишь простые цилиндрические отсеки баллистических ракет или носовые обтекатели, то в последние годы все чаще изготавливают лопасти или элероны. На протяжении десятилетий никто из производителей авиационной техники не решался подступиться к корпусам сложной формы. Ведь это потребовало бы разработки принципиально нового математического аппарата для прочностных расчетов и иной идеологии проектирования. Вдобавок компании обрекли бы себя на серьезные капиталовложения по совершенствованию производственной и испытательной базы. Увы, большинство топ-менеджеров, предлагавших сосредоточить усилия на освоении композиционных материалов, просто сдавались под натиском неумолимых бухгалтеров, продолжавших считать композиты затеей недешевой, а порой и нерентабельной. Казалось бы, замкнутый круг. Но, похоже, специалистам Hawker Beechcraft удалось отыскать оптимальный баланс между себестоимостью производства и техническими характеристиками. В результате был спроектирован прочный и надежный Hawker 4000, который может похвастаться не только просторным салоном, но и вполне адекватной ценой.

Не останавливаясь на достигнутом

Впервые о создании нового бизнес-джета было объявлено в 1996 году. Конструкторы Hawker Beechcraft не решились ставить перед собой заоблачных целей (работы по полностью композитному самолету могли неоправданно затянуться), а посему ограничились лишь композитным фюзеляжем. Правда, без революции в проектировании не обошлось. Вместо десяти тысяч деталей традиционной конструкции корпус «четырехтысячного» состоит всего лишь из трех частей. Он на 20% легче, в три раза прочнее и на 70% жестче, чем фюзеляжи бизнес-джетов из классических алюминиевых сплавов. На доводку воздушного судна потратили немало времени. Сертификация несколько раз откладывалась, ведь современные материалы были в новинку и для контролирующих органов. К сожалению, смена собственника авиастроителя отодвинула получение разрешительных документов в США на июнь, а первую поставку – на август 2008 года. А сертификация «четырехтысячного» в Европе официально оглашена лишь на последней выставке EBACE в Женеве. Однако лавинообразное увеличение продаж мгновенно подтвердило правильность выбранного курса и конкурентоспособность нового самолета. Уже к марту 2007 года в портфеле производителя было более 130 заказов на Hawker 4000. И хотя в пору кризиса некоторым клиентам пришлось отказаться от своих заявок, темпы производства росли. По данным GAMA, к концу третьего квартала 2010 года заказчикам было поставлено 35 бизнес-джетов этого типа. К чести первопроходцев стоит заметить, что технология создания «четырехтысячного» постоянно совершенствуется: выпускаются модификационные пакеты, дорабатываются топливная, водяная и вентиляционная системы, авионика. Поражает частота обновлений и быстрота реакции инженеров на отзывы клиентов, возникающие по мере эксплуатации бизнес-джета. Так, в ближайшее время появятся графическое отображение погоды на полетных дисплеях, электронные чек-листы, обновится GPS навигация, возрастет объем водяных баков. Будут доработаны и клапаны системы кондиционирования – улучшение, которому по силам подарить «четырехтысячному» звание самого тихого самолета mid-class. Если в 2008 году весь производственный цикл занимал около двух лет, то теперь – всего пять месяцев. Даже сроки, отведенные на воплощение интерьера, сократились со 100 дней до 55. А в планах компании – обеспечить несравненную быстроту поставки – передавать клиенту готовый самолет через два месяца с момента подписания контракта.


В ногу со временем

Популярность «четырехтысячного» вполне объяснима. Hawker 4000 – первый из самолетов среднего класса, оборудованный автоматом тяги, электродистанционными системами управления рулем направления и тормозами. Комплекс бортовой электроники Honeywell Primus Epic, включающий системы управления полетом, самодиагностики, индикации работоспособности двигателей и предупреждения экипажа о неисправности, вкупе с дублированной инерциальной навигационной системой и метеолокатором соответствуют требованиям времени. Салон Hawker Beechcraft с плоским полом рассчитан на 8–14 человек. Между тем увлекаться чрезмерным заселением пассажирского отсека не стоит. Для комфортного размещения оптимально остановиться на восьми креслах в конфигурации double club, которые при длительных перелетах могут быть трансформированы в четыре полноценных спальных места. Хотя если заказчика не устроит стандартная компоновка, дизайнеры компании с радостью подберут персональный интерьер. К примеру, пару кресел заменят элегантным диваном, рассмотрят любые варианты декорирования, предложат широчайшую палитру отделочных материалов: ценных пород дерева, лучших сортов кожи и тканей. Туалетная комната просторна, при умывании стены локтями не задеваются. Полнофункциональная гедонистическая кухня с подачей горячей и холодной воды оснащена кофеваркой, микроволновкой и многими другими мелочами. Если понадобится заглянуть в багаж, вход открыт в течение почти всего полета. Однако разработчики рекомендуют отказаться от визитов в багажное отделение при полете на высотах, превышающих 10 670 м. А после посадки вовсе необязательно выносить чемоданы через салон, травмируя окружающих и царапая мебель, – предусмотрена внешняя выгрузка. Багажник рассчитан на 449 кг.

Надежность и ТО

Благодаря применению революционных композитных материалов методика технического обслуживания изначально упрощена. Упразднены некоторые проверки, интервалы между формами ТО увеличены до 600 часов, что, безусловно, снижает эксплуатационные расходы. Hawker Beechcraft может похвастаться широкой сетью техобслуживания – более 100 авторизованных сервисных служб, 10 из которых принадлежат непосредственно компании. Ближайший собственный технический центр расположен в британском Честере (Chester). При желании ремонт и сопровождение можно пройти в Цюрихе, Сингапуре и под Йоханнесбургом, а также в многочисленных сервис-центрах на Американском континенте. Предусмотрена специализированная программа Support PLUS+, которая покрывает стоимость запчастей и трудозатрат на плановый и внеплановый ремонты в течение 60 месяцев эксплуатации и обеспечивает прогнозируемые отчисления на ТО на ежемесячной основе. Hawker Beechcraft предоставляет 10-летнюю (или на 10 тыс. летных часов) гарантию на планер «четырехтысячного», пятилетнюю на авионику, пятилетнюю (или на 5 тыс. летных часов) на оборудование сторонних производителей и даже двухгодичную (или на 1 тыс. летных часов) на интерьер и покраску.


Сопоставляя выбор

Ближайшими конкурентами «четырехтысячного» считаются Cessna Citation X и Bombardier Challenger 300. Самолеты характеризуются близкими летно-техническими параметрами, вместительностью, габаритами и стоимостью. Салоны Hawker 4000 и Challenger 300 наиболее похожи: плоский пол, сравнимые высота потолка и длина пассажирского отсека. Салон «десятки» на полтора метра короче, высота – на 10 см меньше. Немного портит впечатление и углубление по всей длине пола. Правда, этот желобок достаточно широк (33 см) и не слишком усложняет перемещение по самолету. «Трехсотый» серьезно обыгрывает одноклассников по ширине и объему. Производители декларируют разную максимальную вместимость, но во всех трех машинах стоит ограничиться восемью, максимум – девятью посадочными местами. При более плотном заполнении салона пассажиры могут чувствовать себя дискомфортно. Объемы багажных отделений сопоставимы. Во всех трех самолетах предусмотрены одежные шкафы, размещенные у входа, и герметичные обогреваемые багажные отделения в хвостовой части фюзеляжа. В «десятке» дополнительно нашлось место и под небольшой, но вытянутый (длина 2,11 м) внешний багажник – как раз для лыж, ведь они в полете точно не понадобятся. Если путешествовать ввосьмером, то места для багажа может все же не хватить. Каждый пассажир будет вынужден взять с собой лишь по одному огромному чемодану. Hawker 4000 обладает наиболее современной авионикой и самой совершенной системой вентиляции и кондиционирования среди сравниваемых воздушных судов. Вплоть до 7693 м в кабине «Хоккера» поддерживается нормальное атмосферное давление. При дальнейшем наборе высоты оно не упадет ниже давления, аналогичного 1829 м над уровнем моря. В Challenger 300 сохраняется привычное давление при подъеме до 7010 м, а на б?льших эшелонах – давление на уровне 2438 м. Схожие ощущения можно ожидать и от пребывания в кабине Citation X. Хотя не стоит забывать, что в отличие от конкурентов «Цессна» может подняться почти на 2 км выше. «Десятка» проигрывает по размеру салона, зато восхищает самой большой крейсерской скоростью среди серийно выпускаемых пассажирских самолетов (хотя недавно в испытательном полете Gulfstream G650 сумел-таки обогнать прославленного спринтера). Hawker 4000 тоже установил ряд рекордов: к примеру, в апреле пролетел 5285 км из массачусетского Бедфорда до Лондона со средней скоростью 873,4 км/ч. По скоростным характеристикам «Челленджер» немного отстает. Если сравнивать дальности описываемых машин на примере рейса Москва-Пекин, то Challenger 300 сможет совершить подобный перелет с восемью пассажирами, а Hawker 4000 - лишь с шестью. Citation X не «дотянет» до столицы Поднебесной пару сотен километров, а посему придется посадить бизнес-джет под Тайюанем. Длины потребных взлетно-посадочных полос одноклассников сопоставимы. Наименее чувствителен к длине ВПП Challenger 300. Но и «четырехтысячный» показывает неплохие результаты, особенно учитывая отсутствие механизации передней кромки крыла. В сравнении с одноклассниками Hawker 4000 выглядит немного убедительнее. «Десятка» награждает владельцев чемпионской скоростью, а «трехсотый» – самым просторным салоном. Зато «четырехтысячный» может порадовать пусть и сравнимой, но все же наибольшей грузоподъемностью при полных баках и практически не отстает по дальности полета. У этой машины наиболее современная электроника, да и вследствие применения композитов гарантированно больший срок службы. Однако с введением в эксплуатацию в 2012 году бизнес-джетов Gulfstream G250 и Embraer Legacy 500, которые являются прямыми конкурентами рассматриваемым моделям, соперничество на рынке самолетов деловой авиации в сегменте super mid-size значительно ужесточится.

Технические характеристики

Длина - 21,18 м Размах крыла - 18,82 м Высота - 6,02 м Длина пассажирского отсека - 8,99 м Высота пассажирского отсека - 1,83 м Максимальная ширина пассажирского отсека - 1,97 м Объем пассажирского отсека - 21,58 куб.м Общий объем багажных отделений - 3,1 куб.м Двигатели - два Pratt & Whitney Canada PW308A (6000 часов до капремонта) Авионика - Honeywell Primus Epic Максимальный взлетный вес - 17 917 кг Максимальный вес при посадке - 15 195 кг Максимальный вес топлива - 6 622 кг Полезная нагрузка - 1 043 кг Полезная нагрузка при полной заправке топливом - 725,7 кг Максимальная скорость - 896 км/ч Крейсерская скорость - 870 км/ч Максимальная дальность полета с 8 пассажирами - 5 691 км Максимальная высота полета - 13 716 м Скороподъемность - 701 м/мин Взлетная дистанция - 1 545 м Посадочная дистанция - 913 м Экипаж - 2 человека Количество пассажиров - 8–14 человек Гарантийные обязательства: 10 лет или 10 000 летных часов на планер, 5 лет на авионику, 5 лет или 5000 летных часов на оборудование сторонних производителей, 2 года или 1000 летных часов на интерьер и покраску

Поделиться: http://topflight.ru Дмитрий Федотов
  • 107 лет назад – 7 февраля 1906 года в Подмосковье родился человек-легенда – родоначальник многочисленного семейства «везделётов», «дельфинов пятого океана» Олег Константинович АНТОНОВ.
  • Российские авиакомпании начали проводить собеседования с иностранными пилотами, которых уже в конце года могут нанять на работу командирами воздушных судов. Об этом рассказал заместитель министра транспорта Валерий Окулов

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;