Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Иностранцы и каботаж
Российские и иностранные собственники и операторы бизнес-джетов, выполняющие полеты в Россию, все чаще задумываются над тем, могут ли они использовать для перевозок внутри России самолет с иностранной регистрацией. Обычным ответом будет бескомпромиссное «нет». Самолет с иностранной регистрацией не может выполнять внутренние перевозки по России с пассажирами, которые были приняты на борт в России, так как это считается каботажем, а каботажные перевозки запрещены во всех странах мира. Между тем найдутся и те, кто скажет: «При желании вы можете поступить так, если готовы принять на себя соответствующие риски» Однако, как правило, не упоминается о том, с какими конкретно правовыми рисками придется столкнуться. Все большее внимание к данной проблеме можно объяснить, опираясь на статистику. По данным, опубликованным в январе 2010 года в журнале Top Flight, в 2009 году около 1300 рейсов деловой авиации совершалось через «Внуково-3» – это примерно 68% от общего числа рейсов, выполняемых бизнес-авиацией в московском авиаузле. Существует две группы самолетов деловой авиации, регулярно выполняющих полеты в Москву. К первой относятся около 400 бизнес-самолетов, которые прямо или косвенно принадлежат российским юридическим и физическим лицам. Из этой группы около 20 самолетов зарегистрированы в России, остальные – за рубежом. Точных данных о количестве воздушных судов с иностранной регистрацией, находящихся в собственности российских компаний или физических лиц, в открытом доступе нет. Информация о фактическом собственнике большей части таких воздушных судов намеренно скрывается. Многие владельцы хотят сохранить в тайне сведения о том, что они обладают правом собственности на самолет. Получается, что примерно 95% воздушных судов, находящихся в собственности российских предприятий и физических лиц, в России не зарегистрированы. Но их владельцы, а также и пассажиры чартерных перелетов, регулярно совершают рейсы внутри России. Вторая группа включает бизнес-джеты, эксплуатирующиеся международными корпорациями, чартерными компаниями и участниками программы долевого владения. Применительно к этой группе ответ «нет» на поставленный в начале статьи вопрос обычно означает именно «нет», и подобные воздушные суда не совершают перевозок внутри России. Чтобы понять, каким образом можно легально совершать полеты внутри российского государства, многие отечественные и иностранные собственники самолетов, зарегистрированных за рубежом, активно изучают экономические, налоговые и правовые аспекты фактического базирования и использования самолета в России. О наиболее важных нюансах расскажем в данной статье. План A. Не все внутренние рейсы, выполняемые зарегистрированным за рубежом воздушным судном, являются запрещенными каботажными перевозками. Самолет со швейцарской регистрацией, который базируется в Швейцарии, эксплуатируется швейцарским оператором и зафрахтован швейцарской компанией, может совершить пассажирский рейс из Швейцарии в Москву, затем внутренний рейс из Москвы в Санкт-Петербург и вернуться обратно в Швейцарию с теми же пассажирами на борту. Швейцарская компания может заплатить швейцарскому оператору за полет по такому маршруту. И это не будет считаться запрещенной каботажной перевозкой – при условии, что в Москве самолет не принимает на борт дополнительных пассажиров. Перелет на бизнес-джете с иностранной регистрацией между российскими городами будет разрешен на основании того, что отрезок пути между Москвой и Санкт-Петербургом считается частью рейса из Швейцарии в Россию и обратно. В России же новые пассажиры на борт не принимались, и все пассажиры совершали международный рейс туда и обратно на одном и том же самолете. Согласно статье 7 Конвенции о международной гражданской авиации, в которой закреплены правила регистрации воздушных судов и осуществления полетов воздушными судами как между отдельными государствами, так и в пределах их территории, подобный полет не считается каботажным. При этом «каждое договаривающееся государство [в данном случае – Россия] имеет право отказать воздушным судам других договаривающихся государств в разрешении принять на борт на его территории пассажиров, почту и груз, перевозимых за вознаграждение или по найму и имеющих другой пункт назначения в пределах его территории». Подобный полет не нарушает и положений параграфа 5 статьи 63 Воздушного кодекса РФ, где указано, что иностранные авиационные предприятия не имеют права принимать на территории Российской Федерации на борт воздушных судов пассажиров, багаж или грузы для воздушных перевозок в России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или разовыми разрешениями уполномоченного органа, выдаваемыми в порядке, установленном Правительством РФ. Исполняется и условие пункта 3.15 раздела GEN 1 АИП Российской Федерации и СНГ, в котором предписано, что «разрешения … иностранным авиапредприятиям на любые нерегулярные полеты, связанные с перевозкой коммерческой загрузки, формируемой на территории России, не выдаются, если иное не предусмотрено двусторонними договоренностями с иностранными государствами». Ведь коммерческая загрузка в нашем случае не формируется на территории России. План B. Только частное использование. Можно получить разовое разрешение на совершение некоммерческого рейса в интересах владельца воздушного судна. Об этом говорится в действующем Приказе Федеральной аэронавигационной службы от 20 июля 2007 года № 69 «Об организации выдачи разрешений на выполнение полетов». Если собственник воздушного судна хочет открыто заявить, что именно он владелец самолета, то ему следует знать: ввоз зарегистрированного за рубежом воздушного судна и выполнение перевозки в некоммерческих целях не квалифицируются в качестве запрещенных каботажных перевозок, при условии что самолет в установленном порядке сертифицирован в России. Кстати, в «серой» авиации операторы часто используют это исключение из общего запрета на каботаж. Итак, собственником бизнес-джета может выступать иностранное юридическое лицо, экипаж может быть предоставлен иностранной чартерной компанией, и бизнес-самолет может совершать рейсы в Россию, равно как и внутренние воздушные перевозки на территории России, в личных целях его собственника. План C. Таможенное оформление, сохранение иностранной регистрации, передача воздушного судна в аренду российскому авиапредприятию. Зарегистрированный за рубежом бизнес-джет может быть передан в аренду российской чартерной компании. Если самолет будет выполнять чартерные рейсы, то у данной компании должно быть свидетельство эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. Если же этого не планируется, то самолет можно включить в свидетельство российского эксплуатанта авиации общего назначения. В отношении воздушных судов весом до 20 т действует режим освобождения от уплаты применяемых в России таможенных пошлин в размере 20%. Данный режим распространяется на самолет Gulfstream G450, в отличие от Gulfstream GV или G550. Предполагается, что ограничение на вес до 20 т будет снято в 2010 году, но неизвестно точно, когда подобные изменения произойдут и произойдут ли вообще. В случае если самолет подпадает под режим временного ввоза, НДС при импорте в размере 18% может выплачиваться в течение 36 месяцев по ставке 3% в месяц с учетом процентов на оставшуюся сумму таможенных пошлин. Правила Министерства транспорта РФ, устанавливающие сертификационные требования к эксплуатантам коммерческой гражданской авиации в России, содержатся в Приказе от 4 февраля 2003 года № 11 (с учетом поправок). Требования к регистрации эксплуатантов авиации общего назначения в России – в Приказе от 18 июня 2003 года № 147 (с учетом поправок). В обоих приказах предписывается, чтобы авиационный персонал эксплуатанта любого типа имел квалификацию, соответствующую российскому законодательству. Следовательно, управлять воздушным судном, указанным в свидетельстве эксплуатанта, должен российский пилот. Capital Legal Services – юридическая фирма, офисы которой расположены в Москве и Санкт-Петербурге. Организация поддерживает тесное сотрудничество с брокерами бизнес-самолетов, управляющими компаниями и партнерами в области авиационного законодательства в Европе и США. Дерек Блум оказал юридические услуги по сопровождению 30 сделок покупки и продажи бизнес-самолетов, в том числе во время работы партнером по вопросам авиационного и налогового законодательства в ведущей юридической фирме в области деловой авиации в Вашингтоне. Он представлял интересы нескольких российских компаний в сделках по приобретению бизнес-самолетов, в частности – интересы российской авиакомпании в первой сделке по приобретению самолета Boeing. Полную версию статьи читайте в апрельском номере журнала Top Flight

Поделиться: http://www.topflight.ru Дерек А. Блум
  • Летчик – это не профессия. Это характер. Собранный, ответственный, целеустремленный… И все с приставкой «сверх». Ведь небо не прощает ошибок
  • О том, что рынок бизнес-авиации цикличен, знают, пожалуй, все. Но мало кто умеет этими знаниями пользоваться на практике

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;