Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Итоги 2013 года: самые низкие поставки за 9 лет
Итоги 2013 года: самые низкие поставки за 9 лет
Итоги 2013 года: самые низкие поставки за 9 лет
Хотя окончательные итоги года еще и не подведены, общая ситуация в отрасли производства бизнес-джетов выглядит так, что 2013-й имеет все перспективы стать худшим годом по уровню поставок самолетов за последние 9 лет, с 2004 года. При этом неуклонное снижение поставок новых самолетов отмечается уже пятый год подряд. Коллективным тяжелым вздохом был встречен в начале 2013 года доклад Ассоциации GAMA (General Aviation Manufacturers Association), посвященный объемам поставок бизнес-джетов в 2012 году. Цифры, полученные GAMA непосредственно от производителей самолетов, демонстрировали, во-первых, что снижение поставок продолжается уже четвертый год, а во-вторых, что еще хуже, разрыв между итоговыми показателями из года в год становился все более значительным, и перспектив для прекращения этой тенденции не наблюдалось. Уже одного только сообщения компании Beechcraft в октябре 2012 года о том, что она прекращает производство бизнес-джетов вообще, было достаточно, чтобы понять – показатели 2013 года будут низкими. Ситуацию усугубило заявление другого крупного производителя – Cessna: эта компания в апреле 2013-го сообщила о приостановке сразу нескольких своих проектов – Mustang, CJ2 +, CJ3 и CJ4. И последним ударом стало заявление той же компании Cessna о том, что из-за некоторых проблем с поставками авионики от Garmin, откладывается выход на рынок еще трех новых бизнес-джетов этой компании: сертификация Citation M2, Citation Sovereign и Citation X отодвинулась на различные сроки в 2014 году. Таким образом, перспективы в сегменте легких и средних бизнес-джетов изначально были достаточно мрачными. Однако на противоположном конце шкалы – в сегменте крупных бизнес-лайнеров, казалось, намечается тенденция к подъему. В первую очередь благодаря долгожданному выпуску в декабре 2012 года самолета Gulfstream G650 – и огромное количество предварительных заказов на него было гарантией напряженного труда для этого производителя, желающего передать новые самолеты покупателям как можно быстрее.

421 самолет за 3 квартала

К концу третьего квартала 2013 года отрасль производства бизнес-джетов в целом выдала результат: выполнены поставки 421 самолета, что на 2,1 % ниже, чем за аналогичный период прошлого года. Хотя в данном случае необходимо учесть, что как правило, в четвертом квартале все производители работают особенно активно, и последний месяц – декабрь – обычно демонстрирует самое большое количество поставок. Поэтому окончательно сложившуюся картину завершающегося года мы сможем увидеть только в феврале 2014-го. Тем не менее, уже опираясь на предварительные данные по состоянию на середину декабря, собранные экспертами JETNET, можно уверенно сказать, что хотя бы догнать уровень 2012 года станет для производителей бизнес-джетов чрезвычайно сложной задачей, даже несмотря на то, что реальные и официальные даты передачи самолетов заказчикам могут не совпадать и варьироваться. Итак, рассмотрим, какие данные по состоянию на середину декабря 2013 года предоставили ведущие мировые компании-производители реактивных самолетов бизнес-авиации.

Airbus Corporate Jets

В этом году было произведено всего 4 самолета: два ACJ319 и по одному ACJ318 и ACJ320. Это менее половины от показателя прошлого года (в 2012-м заказчикам были переданы 9 ACJ).

Boeing Business Jets

В 2012 году Boeing выполнил поставку восьми самолетов 747 BBJ в «зеленом» варианте (без оборудования и интерьера), а также по два BBJ и BBJ2 в завершенном варианте. В течение 2013 года пока не зафиксировано поставок новых BBJ, хотя компания уже практически готова передать покупателям пять BBJ и один BBJ2.

Bombardier

Поставки бизнес-джетов из семейств Challenger, Global и Learjet в 2012 году в совокупности составили 179 единиц, что было всего на 3 самолета меньше, чем в 2011-м (182 единицы). В 2013 году Bombardier пока передал заказчикам только 127 самолетов, включая первые три Learjet 75, сертификация которых была завершена совсем недавно. Ожидается, что Learjet 70, также получивший сертификат буквально на днях, позволит производителю несколько «вырастить» свои годовые итоги, если тот успеет передать самолеты покупателям до конца декабря.

Cessna

Показатели этой компании наиболее печальны: по сравнению с 181 самолетом в 2012 году, сейчас ее поставки составляют всего 86 самолетов – то есть, наблюдается падение на 52 %. Несмотря на это, компания не считает свое положение катастрофическим: у руководства Cessna есть надежда, что в 2014 году удастся значительно поправить положение компании за счет старта поставок давно обещанных Citation M2, Citation Sovereign и нового Citation X.

Dassault Falcon

Французский производитель Dassault за истекшие месяцы 2013 года поставил заказчикам 59 самолетов, и является одной из немногих компаний, готовых не только догнать, но и превысить собственный показатель за прошлый год. Также и в 2012-м – поставки Dassault были на 3 единицы выше, чем в 2011 году. Одна из главных причин успеха – выпуск нового Falcon 2000S: шесть бизнес-джетов этой модели уже переданы покупателям.

Eclipse Aerospace

На несколько лет этот производитель пропал из поля зрения экспертов, но в 2013 году возрожденная и обновленная компания вновь появилась на рынке с модернизированной версией оригинального Eclipse 500 и совершенно новым Eclipse 550. Пока компании удалось продать только три самолета.

Embraer

В 2011-2012 годах этот производитель продемонстрировал удивительную стабильность: разница показателей в эти годы составила всего один самолет. В 2013 же году бразильский авиастроитель снизил поставки со 100 до 82 единиц.

Gulfstream

Этот американский производитель уверенно идет к тому, чтобы показать лучший результат по поставкам самолетов бизнес-класса за последние пять лет. На сегодняшний день он отправил покупателям 132 самолета, 42 из которых – это новый большой бизнес-джет G650. и велика вероятность того, что к концу декабря 2013 года Gulfstream’у удастся преодолеть рубеж в 50 самолетов данной модели.

Hawker Beechcraft

Начиная с 2008 года, поставки реактивных самолетовэтого производителя постоянно сокращались, пока наконец. В октябре 2012 года не было объявлено об окончательном завершении производства бизнес-джетов Hawker. В начале 2013 года компания передала покупателям шесть ранее изготовленных Hawker 4000, на чем история реактивного проекта компании был закончена.

***

Конец 2013 года стремительно приближается, и несмотря на то, что все внимание экспертов рынка сейчас отдано наблюдению за центрами поставок, уже вполне очевидно, что каких-либо серьезных изменений в представленных цифрах за уходящий год ожидать не стоит.

Поделиться: JETS.RU

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;