Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Как купить вертолет
Как купить вертолет
Бесконечные пробки, направления вместо дорог, ограничения скорости - на все эти трудности лучше всего смотреть свысока, например, с борта вертолета. Однако приобретение винтокрылого транспортного средства потребует не только внушительного бюджета, но и отличного знания особенностей российского авиационного законодательства, норм таможенного регулирования, практики международной договорной деятельности. Хорошо бы разбираться и в страховании, логистике и, безусловно, в конструкции вертолета и его узлов. Обладая огромным багажом знаний, подкрепленных опытом, можно смело искать подходящий вертолет, причем как на первичном, так и на вторичном рынке. Если же ваши познания далеки от исчерпывающих, то для начала стоит ознакомиться, как происходит покупка вертолета, что должно предшествовать сделке, а что необходимо сделать после, чтобы не стать обладателем "недвижимости". "О вкусах не спорят" - гласит известная пословица. Вполне вероятно, что решение о покупке вертолета у кого-то формируется в один момент. Но большинство будущих владельцев подобной техники уделяют достаточно времени и внимания выбору типа вертолета (с поршневым или газотурбинным двигателем), марки и конкретной модели. Поэтому мы предполагаем, что покупатель знает, что и зачем он хочет. Остается только понять, у кого и как купить вертолет? Сегодня на отечественном рынке представлено не менее двух десятков компаний, которые готовы предложить свои услуги по подбору и приобретению вертолетной техники. Однако официальный статус имеют далеко не все из них. Крупнейшими из "официалов" по вертолетам Robinson являются компании "Авиамаркет", "Аэросоюз" и Uralhelicom. Интересы AgustaWestland в России представляет эксклюзивный дистрибьютор Exclases Holdings Ltd., Bell Helicopter - эксклюзивный представитель Jet Transfer, а Eurocopter - дочерняя компания производителя "Еврокоптер Восток", также обладающая эксклюзивными правами.

Фактор времени

"Старые добрые времена", когда новоявленные олигархи покупали себе вертолеты на выходные, быстро ломали их и выбрасывали как надоевшие игрушки, уже прошли. Потенциальные покупатели стали внимательнее и требовательнее. Но порой скорость совершения сделки имеет значение. К примеру, если компания рассчитывает получить выгодный заказ на выполнение авиационных работ или перевозку пассажиров. Сколько времени пройдет с момента заказа до момента поставки, зависит, прежде всего, от востребованности модели и производственных возможностей компании-изготовителя. Не секрет, что за бестселлерами компании Eurocopter придется отстоять очередь от 15 до 36 месяцев, ожидание наиболее популярных Bell-407 и Bell-429 затянется на полгода. Однако если есть желание купить машину с нулевым налетом, но побыстрее, то к услугам нетерпеливых клиентов многочисленные посредники, которые готовы уступить свою очередь на вертолет "за отдельные деньги". У такого варианта есть и очевидные плюсы, и очевидные же минусы. Плюс - вертолет сможет взять на борт своего хозяина уже спустя несколько недель (все же придется потратить некоторое время на достройку вертолета, завершение сделки купли-продажи, таможенное оформление, сертификацию и постановку в российский государственный реестр), и это будет новая машина. Но есть и минусы: в таком случае придется переплатить, причем комиссия посредника может превышать 15%. Как правило, можно выкупить очередь на вертолет в простой, базовой комплектации: у перепродавца больше шансов продать очередь именно на такую машину. Однако в ней может не оказаться приборов, необходимых для того, чтобы выполнять полеты согласно российским нормам. Европейским или американским покупателям это не страшно - на этих рынках присутствуют многочисленные производители опционного оборудования. Последние давно освоили производство салонов повышенной комфортности, кондиционеров, навигационного и связного оборудования, прожекторов и лебедок - тысяч наименований. Производители получают дополнения к сертификату типа (Supplemental Type Certificate, STC), которые могут распространяться как на все вертолеты данного типа, так и на отдельные серийные номера. Также производители получают одобрение разработчика, после чего путь к установке продукции на воздушные суда открыт. В России такого раздолья нет - наши авиационные власти не признают зарубежные STC. Как следствие, выбор вертолета в нужной комплектации может затянуться. А дооснастить его после покупки, если это конструктивно не предусмотрено, будет и вовсе невозможно, так как российские авиационные власти не выдадут на такую машину сертификат летной годности. Именно в этом и заключается одна важная особенность покупки вертолета, сконфигурированного по требованиям заказчика. Российские авиационные власти устанавливают минимальный набор требований к специфичному оборудованию (связному, навигационному), дополнительные требования предъявляют условия эксплуатации, как климатические, так и по рельефу местности. Эти факторы заметно влияют на состав бортового оборудования. Отсутствие того или иного прибора может закрыть вертолету путь на коммерческий рынок. А шанс найти "такой же, только с перламутровыми пуговицами" не слишком высок. В свою очередь, покупка по официальному каналу гарантирует, что вертолет будет не только сконфигурирован под заказчика, но и будет иметь "российский пакет" - все необходимые для эксплуатации в нашей стране оборудование и допуски. Специфика рынка такова, что в первый год, а то и два стоимость вертолета может даже повышаться, потому что аппарат с малой наработкой и большим остатком ресурса можно получить многим быстрее, чем с завода. Так что это, пожалуй, единственный случай, когда время дороже денег, в том смысле, что ресурсная техника оказывается дороже новой. Подобные сделки, как правило, совершаются с четким расчетом, в надежде на возврат дополнительных затрат. Сделки, по которым эксплуатанту нужно представить машину в авральном режиме, с огромным запасом маржи для исполнителя, бывают крайне редко. В остальных же случаях выбор между новым и подержанным вертолетом определяется желанием сэкономить.

Стоимость риска

Прежде чем погрузиться в изучение прайсов дилеров и сайтов объявлений о купле-продаже авиатехники, стоит изучить основные особенности ценообразования на вертолетном рынке. Специфика вертолетов заключается в том, что в них достаточно много узлов и агрегатов с ограниченным ресурсом. И именно наработка, точнее - остаток ресурса до очередного ремонта, может оказаться решающим фактором. А вот календарный срок службы не всегда определяет остаточную стоимость. Александр Климчук, президент вертолетной компании "Аэросоюз", категоричен в оценке: "В отличие от автомобилей, цена которых с возрастом стремительно падает, вертолеты проходят капитальный ремонт, и покупатель получает машину на период до следующего ремонта с ценой практически нового". Если владельцы автомобилей, как правило, "сбрасывают" свои машины незадолго до окончания гарантийного срока, то авиатехника выставляется на продажу накануне проведения тяжелых форм технического обслуживания. Стоимость этих работ, а также необходимых для их проведения запчастей и инструмента достаточно высока, да и простои техники будут исчисляться не днями, а скорее неделями. Поэтому прежде чем загореться покупкой "недорогого" вертолета, следует внимательно ознакомиться с документом, в котором отражена наработка всех ресурсных узлов, и для справки выяснить, во что выльется проведение ремонта. Однако даже если после этой калькуляции экономия будет казаться существенной, не стоит спешить вносить депозит. Скупые цифры наработки могут не отражать реальной картины эксплуатации техники. Если Вам предлагают машину годовалую, но налетавшую уже немало, то это повод задуматься. Хотите ли Вы купить автомобиль, отработавший год в качестве такси? Так вот, вертолетное такси тоже существует, и гоняют такие машины "в хвост и в гриву". А еще очень интенсивно используются вертолеты службами скорой медицинской помощи. Это означает безангарное хранение, большое количество циклов "взлет-посадка" при умеренном налете в часах. Особый повод для беспокойства - эксплуатация над морем. В таких вертолетах даже после пары лет полетов могут появиться скрытые очаги коррозии. Не повредят дополнительные проверки, если вертолет эксплуатировался с грунтовых площадок без пылевого фильтра. К моменту продажи ресурсного вертолета формируется его история, в которой должны быть отражены не только наработки, но и все обнаруженные неисправности, записи об инспекциях, ремонтах, о выполнении сервисных бюллетеней. И хотя на цивилизованных рынках случаи мошенничества, когда владелец "забывает" внести ту или иную поломку, не слишком распространены, нужно быть готовым и к таким сюрпризам. И здесь не помешает осмотр вертолета с полной диагностикой у официального провайдера услуг по техобслуживанию и ремонту. За чей счет делается такой осмотр? Этот вопрос нужно обсудить с продавцом, однако, как правило, это забота покупателя. И опять же не стоит забывать, что некоторые дефекты могут быть скрыты: внутренние трещины, последствия "жестких посадок", перегревов агрегатов, воздействия влаги - все это с трудом поддается диагностике без дорогостоящей разборки.

Приятные бонусы

Выложив круглую сумму за вертолет, который позиционируется продавцом как "сел и полетел", очень не хочется немедленно раскошеливаться на его ремонт. Новая техника поставляется с гарантией, охватывающей большинство узлов и агрегатов, а это значит, что при аккуратной эксплуатации минимум год, а то и три года владелец будет застрахован от неожиданных дополнительных расходов. Как известно, многие производители предлагают своим клиентам различные гарантийные программы. К примеру, покупатели вертолетов Eurocopter могут выбрать либо гарантию на 2 года при налете не более 1000 часов, либо на 3 года, но не свыше 500 часов. При этом при перепродаже вертолета гарантии будут распространены на нового владельца только в том случае, если история вертолета полностью прозрачна, регламентные работы выполнялись своевременно и в полном объеме. Наличие гарантии не должно вводить в заблуждение покупателей экзотических для нашей страны марок: полноценные сервисные центры, в которых оказываются гарантийные услуги, есть только у ведущих производителей, да и то не во всех регионах. Но если говорить о компании "Еврокоптер Восток", то своим клиентам она предоставляет услугу выезда инженеров по техническому обслуживанию. Специалисты, прошедшие обучение в учебном центре производителя, располагающие всеми необходимыми инструментами и принадлежностями, могут выехать в любую точку страны. По словам Артема Фетисова, коммерческого директора "Еврокоптер Восток", эта услуга наиболее востребована, если у владельца вертолета нет необходимого дорогостоящего инструмента, либо если та или иная операция выполняется впервые, и сотрудники заказчика не обладают необходимым опытом. Прежде чем приступить к эксплуатации приобретенного вертолета, необходимо научиться делать это грамотно. Если речь идет о частной машине, которая будет базироваться в аэроклубе, то владельцу достаточно обучиться пилотированию на конкретном типе, техническую же сторону можно отдать на аутсорсинг. Однако когда речь идет о бизнес-проекте, то оптимально располагать собственным штатом пилотов и техников. Производители предлагают заказчикам новых вертолетов бесплатную подготовку нескольких специалистов. Генеральный директор Jet Transfer Александр Евдокимов уточняет, что при покупке вертолета Bell в учебном центре компании будет бесплатно обучено два пилота и два техника. А по словам А.Фетисова, компания Eurocopter обеспечит подготовку одного пилота и одного техника, если приобретается легкий вертолет, и двух пилотов и трех техников при покупке двухдвигательной машины. Особых подводных камней здесь нет - благо, с перечнем учебных центров, одобренных российскими авиационными властями, ознакомиться не сложно. Однако чтобы проверить качество обучения, потребуется либо посетить их самостоятельно, либо поинтересоваться отзывами выпускников. Кроме того, в подавляющем большинстве подобных заведений, расположенных за рубежом, обучение ведется на английском языке. Это означает, что и пилоты, и технические специалисты должны владеть авиационным английским. Исключения из этого правила есть: например, учебный центр авиакомпании "ЮТэйр" имеет сертификат соответствия, выданных компанией Eurocopter, согласно которому учебные курсы даются по согласованной с производителем программе, но на русском языке. Иногда производители, имеющие большой объем поставок на Россию, соглашаются формировать учебные группы, в которых преподавание ведется на русском языке. Но бывает это, как правило, при реализации крупных сделок. В противном случае организация обучения в персональном порядке обойдется в круглую сумму, связанную с необходимостью найма квалифицированного переводчика, если, конечно, учебный центр вообще пойдет на это. Есть еще несколько факторов, которые следует учитывать и при выборе между новым и ресурсным вертолетом, и при выборе формы покупки - через официального дилера, или из рук в руки. К таким факторам относятся, в частности, авторское сопровождение и надзор. Все вертолетные программы постоянно развиваются, и даже если та или иная модификация уже не производится, разработчик может выпускать обязательные сервисные бюллетени. При покупке вертолета по официальному каналу доставка этой информации будет гарантирована, причем при первичной покупке - бесплатно (для ресурсных машин - за дополнительную плату). Если же связь с производителем потеряна, это может не только привести к невыполнению обязательных процедур, но и почти гарантированно негативно отразится на остаточной стоимости в будущем. Отдельная статья расходов, связанная с покупкой и эксплуатацией авиатехники - это запчасти (от двигателей и винтов до прокладок) и принадлежности (такие как чехлы, заглушки, стремянки и проч.). Наличие гарантии не подменяет собой поддержание летной годности и не включает в себя расходы на ЗИП. Однако не стоит забывать, что официальные дилеры готовы предложить вместе с новым вертолетом техническую аптечку, причем с существенной скидкой. Рассчитывать на такие же цены при покупке ресурсной машины не приходится. Кстати, если уж говорить о стоимостных характеристиках, то нельзя не упомянуть и стоимость денег. Конечно, это не актуально, если нужную сумму покупатель может выложить "легким движением руки". Однако приобретение дорогостоящей техники редко обходится без привлеченного финансирования, особенно если речь идет о бизнес-проекте: как известно, развиваться лучше на заемные средства. И финансовые организации могут оказаться гораздо более требовательными к условиям сделки, чем сам покупатель. Как следствие, величина стартового взноса может оказаться выше, срок кредита меньше. Также для приобретения на первичном рынке могут быть предоставлены инструменты экспортного финансирования, напоминает А.Фетисов, что значительно снижает эффективную ставку по кредиту и ощутимо влияет на стоимость сделки в целом. "Этот механизм отлично отработан и им уже воспользовались несколько российских авиакомпаний, заказавших новую технику", - рассказывает он. "Для новых вертолетов финансовое подразделение Textron предоставляет финансирование на достаточно выгодных условиях, - вторит ему А.Евдокимов. - Несколько вертолетов уже проданы на нашей территории именно таким образом. На ресурсные вертолеты финансирование предоставляется очень редко". Также не приходится рассчитывать на использование самых привлекательных финансовых инструментов, если вертолет покупается у "серого" дилера или посредника. Еще один немаловажный момент: такие игроки зарабатывают, добавляя к цене свой "интерес", в то время как дистрибьюторы имеют скидку от производителя, и выставляют своим клиентам ту же цену, что и завод.

Без бумажки

Для того, чтобы эксплуатировать вертолет, сделку необходимо осуществить в соответствии с действующими процедурами: зарегистрировать его в российском государственном реестре воздушных судов и получить сертификат летной годности, выданный специализированным сертификационным центром. Однако прежде необходимо удостовериться, что на машину получен экспортный сертификат летной годности. Сама процедура сертификации предусматривает, что эксперты изучают документацию на каждый конкретный экземпляр, проверяют наличие обязательного минимума оборудования, после чего выписывают документ. Кроме того, в карту данных сертификата типа, выданного Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК), вносится запись с серийным номером воздушного судна. Главная проблема заключается в том, что внести запись в карту данных специалисты АР МАК могут на основании экспортного сертификата, который выдает компания-производитель. И это обстоятельство резко сокращает возможности для легального приобретения ресурсной техники за рубежом. Очевидно, что большая часть выпущенных во всем мире вертолетов создавалась не по "российской" спецификации. Как следствие, их экспортные сертификаты будут отвергнуты Авиарегистром, специалистам которого нет особой нужды брать на себя ответственность возиться с каждым экземпляром воздушного судна. А без записи в карте данных вертолет на невозможно легально оформить летную годность, и, соответственно, невозможно легально эксплуатировать. Известно, что число вертолетов, состоящих в российском реестре, превышает число записанных в карту данных сертификата типа машин. Отчасти это объясняется тем, что на наличие этой записи еще пять лет назад большинство сертификаторов закрывали глаза. Сегодня они тоже порой готовы не запрашивать в АР МАК подтверждение наличия номера... Чем чреваты такие игры с законом, можно узнать, если произойдет какое-либо происшествие, или если конкурирующая компания захочет снять с тендера владельца подобной машины. Простая бумажная формальность может превратить многомиллионную винтокрылую машину в груду бесполезного метала. А.Климчук напоминает о прецедентах, когда "граждане за свои несколько миллионов купили себе проблему и третий год не могут взлететь". Конечно, "русский авось" позволяет некоторым отчаянным владельцам подниматься в воздух и на таких машинах. Однако раньше или позже тайное станет явным, и за подобную вольность придется нести ответственность. Если сделка структурирована правильно, то все риски оформления документов на вертолет покупатель перекладывает на продавца или посредника. В случае, когда оформить сертификат и российскую регистрацию не удается, покупатель должен получить деньги за вертолет обратно. Но, как известно, при покупке дорогостоящей техники вносится депозит. Даже для небольшого поршневого вертолета, приобретаемого на вторичном рынке, он может составлять $25-30 тыс. И этот невозвращаемый депозит "сгорит", если покупатель подпишет акт о предпродажной инспекции вертолета. Зачастую снять головную боль при реализации сделки помогают экскроу-агенты, которые за скромную плату в $500-1000 контролируют условия сделки как для продавца, так и для покупателя, и гарантируют возврат депозита, если покупатель не подписал акт приемки. Но сфера ответственности агента не включает риски оформления документов в России. Если же продавец или посредник выражает готовность принять на себя риски, то уточните, есть ли у него возможность нести ответственность? При уставном капитале в 10 тыс. рублей реальная ценность таких обещаний не высока. Работа с официальными дилерами и представителями имеет свои преимущества и в данном случае: сегодня ряд компаний предлагают сделку на условиях "под ключ", то есть покупатель заказывает вертолет в желаемой комплектации, и получает его уже с регистрационным номером. Все заботы, связанные с "хождением по коридорам власти", берет на себя продавец. Более того, компания "Еврокоптер Восток", в отличие от других игроков на этом рынке, заключает сделку на поставку техники от своего имени (в прочих случаях субъектом сделки выступает завод-производитель). Положительным фактором является то, что сделка осуществляется в рамках российского права, и все спорные вопросы (если таковые будут) покупатель сможет решить в российском суде. Покупка вертолета за рубежом "по объявлению", в свою очередь, может добавить головной боли в виде необходимости поиска грамотных юристов, которые будут отстаивать интересы покупателя за рубежом.

Вместо послесловия

Для любого бизнеса тщательная оценка рисков - важнейший признак зрелости. В авиационной отрасли невозможно сделать бизнес-стратегией расчет на "авось". Поэтому при приобретении вертолета нужно большое внимание уделить выбору схемы совершения сделки. Прежде всего, надо для себя ответить на вопросы, для чего приобретается вертолет. Если для выполнения авиационных работ в интересах заказчика, не лишне поинтересоваться тем, как заказчик воспримет ресурсную технику (к новой он априори отнесется хорошо). Исходя из ожидаемых условий эксплуатации, сформируйте набор требований к составу бортового оборудования, чтобы не столкнуться с невозможностью выполнить то или иное задание из-за отсутствия связного, навигационного оборудования или, к примеру, прожектора-искателя. Оцените и природно-климатические условия: потребуется ли дополнительный обогрев или охлаждение. Делая выбор опционного оборудования от сторонних производителей, выясните, сертифицировано ли оно в России. Если нет - лучше поищите аналог от завода-производителя. Если Вы склоняетесь к покупке нового вертолета, запросите завод-производитель, какие компании в России являются официальными представителями, какими полномочиями они обладают. Либо попросите продавца представить письменное подтверждение своего статуса от производителя. Были случаи, когда самозванцы называли себя официальными дилерами той или иной марки. Если решаетесь купить машину на вторичном рынке, тщательно оцените риски: выберите нужную конфигурацию, которая не ограничит легальную эксплуатацию вертолета в России. Оцените надежность продавца: здесь тоже существуют мошеннические схемы, которые моментально облегчат ваш кошелек на несколько десятков тысяч долларов. Запросите все документы на вертолет. Если вы видите ценник ниже рынка и описание "вертолет без проблем" - ждите обмана. Не рискуйте, покупая вертолет с непрозрачной историей: вероятнее всего, вам не удастся также удачно замаскировать все проблемы при последующей перепродаже. Прибегайте к услугам экскроу-агента, если не доверяете продавцу. Дополнительные расходы помогут не потерять депозит. Внимательно изучите условия сертификации воздушного судна и его постановки на учет в России. Если возможно, переложите эту ответственность на продавца. Будьте готовы к тому, что ресурсный вертолет потребует, и быть может скоро, значительных вложений в ремонт основных систем, узлов и агрегатов. Ресурсная машина всегда дороже в обслуживании и всегда требует более частых визитов в сервис-центр. Узнайте, сколько официальных сервисных центров на выбранный вами вертолет действует в России, и где располагаются ближайшие. Вполне может оказаться, что таких центров один-два, расположены они не в вашем городе, и перегонять туда вертолет потребуется за пару тысяч километров. Также проверьте допуска, которыми располагают эти центры, ознакомьтесь с их техническим оснащением. Подумайте, как вы будете доставать запчасти - от копеечной прокладки до двигателя. Найдите таможенного брокера и оператора по логистике, чтобы все процедуры не приковывали вертолет к земле надолго. Вы убедились, что цивилизованный подход к приобретению вертолета принесет больше выгод, нежели потерь? Теперь вы на правильном пути.

Поделиться: http://www.aviaport.ru/news/2013/01/21/247515.html Александр Прохоров
  • Бразильский авиастроитель Embraer, чьи темпы развития и роста в последние годы не перестают впечатлять, в течение ближайших двух лет готовится выпустить на рынок два новых бизнес-джета. Мы встретились с президентом Embraer Executive Jets Эрнестом Эдвардсом
  • Крупные региональные самолеты вместимостью 70-120 кресел имеют большой потенциал в России и СНГ, - говорит Гядиминас Щаудвитис, заместитель генерального директора AviaAM Leasing

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;