Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Как они говорят - авиационный сленг
Как они говорят - авиационный сленг
Как они говорят - авиационный сленг
«Свой язык» есть в любой профессии. В лингвистике это явление так и называется – профессионализмы. Представители небесной и около того сферы – не исключение. Конечно, с опытом большинство словечек прилипают к языку непроизвольно, но хотя бы некоторые желательно знать еще до первой поездки на аэродром. Просто для того, чтобы не попасть впросак. КОЗЁЛ – и не вздумайте обижаться! Нравится или нет, а побывать в его малоприятной шкуре доводится практически каждому, впервые севшему за штурвал самолета. Козлом называют скачок самолета на ВПП вследствие неаккуратного приземления. Получается, любому новичку летной школы хоть раз, но приходится окозлиться. КОЗЕЛ ПРОГРЕССИРУЮЩИЙ – несколько скачков на полосе. Соответственно, тот, кто его исполняет, скачет козлом. РОГА – к вышеупомянутому животному, равно как и намекам на особенности семейного положения, отношения не имеют. Рога – это всего лишь штурвал самолета. Даже самые опытные пилоты время от времени вынуждены приходить на рогах – то есть сажать самолет в ручном режиме, без участия автопилота. Вообще, с рогами в авиации связано многое. Например, весь летный состав периодически ласково именует себя «рогатым скотом», а свое начальство – крупным рогатым скотом (от аббревиатуры КРС – командно-руководящий состав). ЧАШКА (ЛАВКА, СКАМЕЙКА, ТАБУРЕТКА) – бывает правая и левая. На правой сидит второй пилот, на левой, соответственно, первый. Даже песня такая есть: «ну вот, я и на левой табуретке…». Под «сидением», разумеется, подразумевается процесс управления воздушным судном. ПРАВАК – тот, кто сидит на правой чашке, то есть второй пилот. Но упаси вас господи провести аналогию и назвать первого пилота «леваком». Строго говоря, в современной классификации никаких первых пилотов не существует, а есть КВС – капитан воздушного судна. Даже если судно это – крохотная «Сессна» или нечто подобное. В целях соблюдения субординации второму пилоту настоятельно рекомендуется не забывать о своем функциональном предназначении: «Наше дело правое - не мешать левому». СТАКАН – КДП или контрольно-диспетчерский пункт. Он же скворечник, голубятня или просто вышка. Место, откуда осуществляется руководство полетами. Вход, как правило, доступен лишь избранным, поэтому когда в ответ на вопрос, где Иван Иваныч, услышите «он сегодня в стакане», не спешите подозревать Иван Иваныча в злоупотреблении алкоголем. Это означает, что он занят и лучше его сейчас не беспокоить. ДЕЛАТЬ ПОГОДУ – а вот для этого стаканы как раз и пригодятся. Но лучше рюмки. А вы думали, обитатели аэродромов в нелетную погоду просто так пьют? Нет! Это они «погоду делают». Добираться до койки по завершении обряда можно двумя способами: идти по приборам – то есть полагаться на пока еще функционирующие органы чувств, либо на автопилоте – доверившись обстоятельствам. КОЛДУН – ветроуказатель. Это практически официальное название. В неформальном общении частенько используется термин «гондон». Поэтому на возмущенную фразу инструктора «ты что, гондон не видишь?!» реагировать следует адекватно. ЛАПЫ (лапки) – шасси самолета. Несложно догадаться, что фраза «Убери лапы!» в воздухе подразумевает совсем не то же, что на земле. ЛАПТИ – колодки, которыми фиксируются колеса шасси, когда самолет стоит. «Убери лапти» в данном контексте тоже приобретает совсем невинное звучание. НЕДВИЖИМОСТЬ – самолеты, которые не летают. Полезно знать при изучении отзывов о местечковых аэроклубах. Чем больше на аэродроме недвижимости – тем он старее, беднее и неухоженнее.


БУДИЛЬНИК – неотъемлемый атрибут недвижимости. Так называют устаревшие стрелочные приборы. Отсюда «доска с будильником» - пренебрежительное название приборной доски старого самолета, не оборудованного современной электроникой.


ПОЛЗУНКИ – нижняя часть летного комбинезона. Ползунки с начесом – утепленный вариант того же предмета одежды. Соответственно, реплика «не забудь ползунки поддеть» - не что иное, как проявление заботы со стороны более опытного товарища. Просто наверху холодно. И последнее – последнего в авиации не бывает. Точнее бывает, но только один раз, как у сапера. Все остальные разы – КРАЙНИЕ.

Поделиться: Леликова Елена

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;