Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Как преодолеть джетлаг: советы авиаторов
Как преодолеть джетлаг: советы авиаторов
Как преодолеть джетлаг: советы авиаторов
Ничто, кажется, не может отравить нам удовольствие от отдыха за тридевять земель от дома в такой степени, как джетлаг - то есть стресс, которому подвергается наш организм из-за разницы во времени при дальних авиаперелетах. Но как же справляются с этим пилоты и стюарды, которым по долгу службы регулярно приходится преодолевать расстояния в несколько часовых поясов? Корреспондент BBC Future взялась выведать кое-какие профессиональные рекомендации. Когда я садилась в самолет, чтобы лететь из Лондона в Монреаль, в небе над британской столицей занималась заря. А когда часов через шесть наш самолет приземлился по ту сторону Атлантики, небосвод все еще розовел в лучах восходящего солнца. Моему организму такой неестественный ход времени не очень-то понравился, надо сказать. Известно, что люди - как и вообще все живые существа на Земле - функционируют согласно суточному циклу, и у всех у нас состояния бодрости и сна сменяют друг друга в зависимости от того, день на дворе или ночь. Тем, кто часто путешествует на дальние расстояния, преодолевая за один полет сразу несколько часовых поясов, хорошо знакомо крайне дискомфортное состояние, в котором оказывается организм, когда из-за разницы во времени происходит сдвиг в естественном суточном цикле. Внутренние часы человека не могут сразу адаптироваться к внешней перемене, и тогда возникает синдром сбитых биоритмов, проявляющийся прежде всего в чувстве какой-то ватной усталости и часто сопровождающийся раздражительностью и резкой сменой настроений. Этот синдром и принято называть джетлагом [от англ. jet lag - прим. переводчика]. Если из-за связанной с дальним перелетом смены часовых поясов "светлое время суток продлевается, у человека происходит рассинхрон между его биочасами и тем временем, когда [в новом поясе] приемлемо лечь спать", - отмечает Эрин Флинн-Иванс, сотрудник отдела НАСА, занимающегося разработкой способов противодействия джетлагу у летчиков и астронавтов. Всему виной скорость авиалайнеров, из-за которой часовые пояса при перелете меняются слишком быстро. Но как летающим на дальние расстояния авиаторам удается справляться с джетлагом? Или у них со временем вырабатывается иммунитет? "Летчики страдают так же, как и все остальные люди. Но их, как правило, инструктируют, как эффективнее отдыхать в свободное время", - объясняет Эрин. Большинство авиакомпаний устраивает для своих летных экипажей специальные тренинги по контролю за джетлаговым синдромом. Связанное с ним утомление считается уважительной причиной для пропуска рейса; пилотам разрешается отпроситься с работы в случае, если они чувствуют, что оказанный на их организм сменой часовых поясов эффект не позволит им обеспечить необходимый уровень безопасности при полете. Тренинги дают возможность пилотам найти самый эффективный для себя режим дня при дальних перелетах и его придерживаться. "Когда я начал летать на дальние расстояния и попросил более опытных коллег дать совет, как справиться с джетлагом, почти все они ответили: "Да неважно как! Главное, чтобы выбранный тобою способ работал для тебя самого". "И они оказались правы", - говорит Марк Ванхунакер, пилот авиакомпании British Airways и автор выпущенного издательским домом Sunday Times бестселлера "Небоплавание: Путешествие с пилотом" (Skyfaring: A Journey with a Pilot). В качестве эксперта НАСА Эрин консультирует летчиков и астронавтов. Однако его рекомендации относительно того, как преодолевать джетлаг, подходят не только членам летных экипажей, но и пассажирам. Прежде всего важно учитывать, в каком направлении вы летите, так как от этого зависит время, когда вам необходимо поспать или принять лекарственные заместители мелатонина, основного гормона шишковидной железы, регулирующего суточный ритм человека. Синтезированный аналог гормона сна - это нынче популярная альтернатива традиционному снотворному. Однако вопрос эффективности искусственного мелатонина в плане преодоления джетлага по-прежнему остается открытым. Большинству людей легче приспособиться к смене часовых поясов при перелете на запад, чем на восток. Изучая медицинские протоколы по девятнадцати бейсбольным командам американской лиги MLB в сезонах 1991-93 гг., нейролог Лоуренс Рехт обнаружил, что те спортсмены, которые летали на матчи в восточном направлении, в каждом таком матче на выезде позволяли сопернику сделать на один ран (очко, заработанное игроком нападения) больше, чем обычно. Чтобы передвинуть свои внутренние часы вперед, в день путешествия и во время полета постарайтесь уменьшить свое пребывание на свету (с помощью солнечных очков, к примеру). А когда доберетесь до места, спите первые несколько дней с незанавешенными окнами, впуская в комнату как можно больше естественного света. Если же вы летите на запад, вслед за солнцем, накануне путешествия лягте спать попозже и вечером поярче включите освещение - так вы переведете свои биочасы назад. В самолет темные очки не надевайте; наоборот, старайтесь в это время как можно больше находиться на свету. "Свет воздействует на ваши биочасы. Так что если вы летите из Лос-Анджелеса в Нью-Йорк, не спешите переставлять наручные часы с калифорнийского времени. Но когда в Нью-Йорке наступит утро, обязательно побудьте на ярком свету (делайте это, однако, не раньше 3 часов ночи по Лос-Анджелесу)". "Техника тут довольно хитрая, ведь перестраиваться нужно согласно тому часовому поясу, из которого вы улетаете, а не тому, в который держите путь". Стивен Лэнделлс, пилот, обслуживающий межконтинентальные рейсы, и специалист по безопасности полетов в Ассоциации пилотов британских авиалиний, рекомендует пить во время полета побольше воды, есть легкую пищу, поддерживая разумный режим питания, и избегать употребления кофеина и других стимуляторов. Марк Ванхунакер говорит, что лично он по приезде на место всегда следует принципу "11 часов утра". "Если утром получается добраться до своего отеля или до дома к одиннадцати, тогда я обязательно дремлю часок-другой. Если же добираюсь позже, то спать ложусь в обычное время". "Однако независимо от того, сплю я сразу после прилета или нет, если днем начинает клонить в сон, стараюсь прикорнуть минут на двадцать, и это помогает. Но в таком случае, конечно, надо ставить будильник". Зарядка тоже весьма эффективна, добавляет Марк. По мнению летчика, физические упражнения взбадривают в дневное время и при этом улучшают качество сна. Сам он в день прилета старается найти для прогулки местечко позеленее – например, небольшой парк. "И, как я убедился, даже немножко пройтись помогает. По этой причине я обычно не пользуюсь движущейся дорожкой в аэропортах, особенно после полета".

Кофе и физические упражнения

Не все пилоты, впрочем, пользуются подобными методами. Некоторые вообще избегают рейсов, которые выходят за границы одного часового пояса. Однако пассажирам, совершающим деловые поездки, выбирать не приходится, и им крайне важно уметь синхронизироваться с той временной зоной, в которую они попадают. Бетти Тески - стюардесса и автор книги "Бетти в небе с чемоданом" (Betty in the Sky With a Suitcase – явная аллюзия, отсылающая к знаменитой песне "Битлз" Lucy in the Sky with Diamonds – Ред.). Она по крайней мере один раз в неделю летает из США в Европу и обратно. По ее словам, в отличие от пилотов, бортпроводники и другие члены кабинного экипажа не получают никакого специального тренинга для преодоления последствий джетлага. Поэтому ей пришлось выработать свою собственную методику. "Я прилетаю в Европу утром и позволяю себе подремать несколько часов, но потом заставляю себя встать, хотя организм просыпаться не хочет". Чтобы проснуться, Бетти пьет немного кофе, а потом включает бодрую музыку и делает у себя в гостиничном номере зарядку. "Удивительно, как бодрят простые приседания, отжимания, стойки на руках и прыжки с разведением ног в стороны и поднятием рук, особенно если делать всё это под песню Staying Alive группы Bee Gees; после такой зарядки я чувствую себя вполне бодрой и готовой к выходу в город”. А если поблизости от вашей гостиницы есть еще и плавательный бассейн, вы - счастливчик, добавляет Бетти. Плавание поможет вам справиться с мышечной ригидностью, отеками и общей усталостью, связанными с ограниченной подвижностью во время длительного перелета. Эксперты отдела НАСА по джетлагу говорят, что адаптация после перелета на один часовой пояс занимает в среднем сутки. А Марк Ванхунакер, благодаря тому, что практиковал различные техники, сумел сократить адаптационный период до примерно двух часов на каждый часовой пояс. Так что если из-за смены поясов разница во времени составила 6 часов, то ему на восстановление понадобится всего три дня. Часто случается так, что мы, даже зная, что организму требуется отдых, просто не можем уснуть. Марк считает, что в таком случае следует не мучить себя, а воспользоваться возможностью познакомиться с новой местностью в нетрадиционное для гуляния время суток. Пилот British Airways признается, что самое дорогое ему впечатление от Лос-Анджелеса связано с несколькими часами, что он провел на пляже в ожидании завтрака в прибрежном кафе, открывавшемся в пять утра. А когда он вспоминает о Гонконге, то в его воображении этот город непременно предстает ночным. Пилоты - не роботы, и им редко удается адаптироваться полностью, говорит Лэнделлс. "Разумное распределение нагрузки [между летными экипажами] помогает, конечно. Но если вы - пилот, летающий в дальние рейсы, вы понимаете, что по крайней мере половину своих выходных между полетами неизбежно проведете в состоянии рассинхрона". "Лично я довольно плохо переношу джетлаги, но как-то справляюсь; а вот некоторые из моих знакомых коллег, перейдя с ближних рейсов на дальние, обнаружили, что жизнь с долгими бессонными ночами им не подходит, и решили вернуться к прежнему распорядку". Сотрудники Института аэрокосмической медицины при Германском центре авиации и космонавтики провели исследование, в котором участвовало 12 пилотов во время перелета из Дюссельдорфа в Атланту, в американском штате Джорджия, и обратно. Перелет длился в общей сложности 11 часов, и на обратном пути члены летного экипажа из-за джетлага чувствовали такую усталость, которая неминуемо сказывалась на их работоспособности. На интернет-форумах некоторые пилоты признаются, что, дабы приспособиться к новому часовому поясу, они принимают золпидем, снотворное, известное в Америке под коммерческим названием Ambien. Федеральным управлением гражданской авиации США оно не запрещено к приему, однако существуют предписания относительно того, сколько времени должно пройти с момента приема и до следующего полета. Золпидем выводится из организма часов через шесть-восемь. Еще один седативный препарат, залеплон (его продают в аптеках под торговой маркой Sonata), остается в организме менее продолжительный срок - около пяти часов. Однако многие эксперты и сами авиаторы вместо синтетического мелатонина и прочих лекарственных средств рекомендуют пользоваться натуральными способами адаптации, такими как пребывание на свету. "Пассажиры совершают ошибку, используя чересчур много лекарств или принимая снотворное слишком часто и с большим количеством алкоголя, - говорит Бетти Тески. - Это может привести к неадекватному поведению, вроде стриптиза на борту самолета. Подобных выходок со своей стороны пьяный пассажир никогда не помнит, но всегда потом о них сожалеет".

Поделиться: http://www.bbc.com/russian/science/2016/04/160412_vert_fut_how_airline_pilots_beat_jetlag Катя Москвич
  • Компания «Скай Атлас» официально вступила в ряды участников European Business Aviation Association

    /
  • «Аэропорт Пулково» реконструирует перрон для бизнес-авиации за свой счет

    /
  • Soneva Art and Glass – уникальная студия и галерея стекла на Мальдивах. С заботой о природе, создатели Soneva Fushi предлагают гостям отеля освоить искусство выдувания стекла, а всемирно известные художники превратят переработанные материалы в настоящие шедевры.
  • Услуги бизнес-авиации, которыми ранее в основном пользовались жители Москвы и Санкт-Петербурга, постепенно становятся востребованными и в регионах. О том, за счет чего растет спрос на перевозки, насколько перспективен юг России для развития этого сегмента и чем российские клиенты отличаются от зарубежных, в интервью „Ъ“ рассказал управляющий директор компании Jet24 Павел Захаров.

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;