Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
Каково это было — летать в золотую эпоху воздушных путешествий
Каково это было — летать в золотую эпоху воздушных путешествий
Каково это было — летать в золотую эпоху воздушных путешествий
Когда мы задумываемся о золотой эпохе воздушных путешествий, о славных 1950-х и 1960-х, о Pan Am и о «Конкорде», когда билеты были еще дороги, поскольку не было широкофюзеляжных лайнеров, мы представляем себе шикарное и яркое время с его комфортом и заботой о любой вашей потребности и капризе. Тогда не было неудобств и неприятностей современных полетов, не было тесных сидений, невнимательных бортпроводниц, длинных очередей на личный досмотр и так далее. Мы представляем себе ожившие рекламные брошюры авиалиний прежних лет. Но неужели 50 лет тому назад летать было действительно так здорово и прекрасно? Чтобы выяснить это, мы задали ряд вопросов преподавателю пенсильванского колледжа Олбрайт и специалисту по истории авиации Гийому де Сайону (Guillaume de Syon). Да, в полетах в 1950-е и 1960-е годы было много преимуществ и положительных моментов, говорит де Сайон. Однако действительность далека от того, что вы можете себе представить. На самом деле, узнав, каково это было — летать в золотую эпоху воздушных путешествий, вы наверняка предпочтете быстрый полет на сегодняшнем лайнере лоукостера.

Очень дорого

Первое важное отличие золотой эпохи от сегодняшнего дня это существенная разница в цене. В 21-м веке путешествия самолетом довольно дешевы, а вот в 1950-е годы вы должны были платить за авиабилет примерно на 40% больше, нежели сегодня. И этот минимум. Например, билет компании TWA от Чикаго до Финикса и обратно стоил 138 долларов. С поправкой на инфляцию это 1 168 долларов. Но и это еще не все, ведь средняя зарплата в США сегодня выше, чем в 1950-х годах. Такой билет в два конца между Чикаго и Финиксом обходится сейчас среднестатистическому американцу в один с небольшим процент его годового дохода. А в 1950-е годы человек за возможность слетать из Чикаго в Финикс и обратно платил до 5% своей годовой зарплаты. Реклама Air France 1961 года «В зависимости от маршрута летать в те времена было в 4-5 раз дороже, — говорит де Сайон. — Если вы работали секретарем, то даже на короткий полет у вас могла уйти месячная зарплата».

Страшно и опасно

А что вы получали, заплатив в пять раз дороже за свой авиабилет? Впятеро большую вероятность погибнуть по сравнению с сегодняшними полетами. «По статистике в золотую эпоху воздушных путешествий было гораздо больше авиакатастроф и летных происшествий», — говори де Сайон. Сегодня, когда вы садитесь в самолет, у вас очень хорошие шансы благополучно долететь до места назначения. На каждые 100 000 часов, которые самолеты проводят в воздухе, приходится всего 1,33 смерти от несчастного случая. В связи с этим авиационный транспорт считается сегодня самым безопасным. Но в 1952 году этот показатель составлял 5,2 смерти на 100 000 часов полета. И это несмотря на то, что количество пассажиров на американских авиалиниях за последние 60 лет увеличилось в 42 раза. В основном аварии происходили из-за несовершенства летной техники. «Было небезопасно садиться в туман, из-за которого случалось много крушений. Нередко самолеты сталкивались в воздухе, — рассказывает де Сайон. — А двигатели выпадали из машин настолько часто, что если самолет благополучно садился на втором моторе, то это и за аварию не считали». Но тревогу вызывала не только возможность аварии. Представьте себе обычный летный инцидент, когда самолет попадает в полосу турбулентности и падает метров на 150 вниз. Сегодня такое происшествие во-первых может показаться необычным, а во-вторых просто напугает пассажиров, но не более того. А вот 60 лет назад, когда потолки в салоне были ниже, а ремни безопасности не такие совершенные, вы во время такого происшествия могли сломать себе шею. Были и другие факторы, от которых вы могли пострадать. В золотую эпоху воздушных путешествий первый класс от экономического отделяла стеклянная перегородка. Смотрелась она красиво, но во время аварии или турбулентности могла разбиться вдребезги и осыпать пассажиров градом осколков. Даже поход в туалет в 1950-е годы был смертельно опасен, поскольку внутренняя часть салона проектировалась без учета безопасности пассажиров. Поскользнувшись, вы могли упасть на острый край кресла или столика. «В 1950-е годы люди боялись летать, и не без причин», — говорит де Сайон.

Скука

Когда ты устал смотреть в иллюминатор, полет становится очень скучным. Ты на протяжении нескольких часов вынужден сидеть внутри монотонно гудящей металлической трубы, уставившись в спинку впереди стоящего кресла. Однако сегодня мы как само собой разумеющееся воспринимаем многочисленные развлечения и занятия, отвлекающие от монотонности полета. У нас есть айфоны, айпэды, видеоигры. И даже если вы забыли свои гаджеты дома, у вас есть возможность посмотреть кино, послушать музыку или даже поиграть в видеоигру на установленном перед вами экране. По крайней мере, на дальних рейсах такое развлечение имеется. В золотую эпоху полетов на самолетах таких развлечений не было. Кино в полетах стали показывать лишь в середине 1960-х. а поскольку единственным портативным устройством для прослушивания музыки было радио, человеку до 1985 года было просто некуда подключить свои наушники. Чем же занимались люди в полете? Они писали почтовые открытки. «В 1950-х годах, когда ты садился в самолет, тебе давали почтовые открытки с видами авиалайнера или той еды, которую подают в полете», — рассказывает де Сайон. Тогда существовала такая традиция, что в полете люди писали своим знакомым открытки, делясь впечатлениями от воздушного путешествия. А когда открытки заканчивались, начиналось безделье. Пассажирам раздавали газеты и журналы, и кроме того, можно было почитать книгу. Некоторые авиалинии, например, Air France, проводили эксперименты, нанимая художников, которые рисовали картины. Потом эти картины развешивали на стенах салона, чтобы пассажиры смотрели на них. Но долго картину смотреть не станешь. При удачном стечении обстоятельств ваш сосед мог оказаться хорошим собеседником. А если нет? Тогда кури и пей. И здесь мы подходим к следующему моменту.

Залитые выпивкой пепельницы

Если вы не заядлый курильщик, вам вряд и понравится перспектива оказаться запертым на восемь часов в консервной банке с дымовой завесой. Но именно так люди летали в золотую эпоху. В полете можно было курить не только сигареты; также поощрялось курение трубок и сигар. Людям запрещали курить только тогда, когда самолет находился на земле, так как авиалинии опасались, что от сигарет могут воспламениться топливные пары во время заправки. Сигаретный дым это уже достаточно плохо, но в 1950-е и 1960-е годы люди в полетах к тому же еще и пили, причем немало. Тогда во время путешествия ты мог закачать в себя столько бесплатной выпивки, сколько в тебя влезало, и люди обычно просто напивались, чтобы хоть как-то развлечься. «Мемуары, написанные в золотую эпоху воздушных путешествий, полны веселых рассказов о пьяных пассажирах, — говорит де Сайон. — Люди напивались просто, чтобы убить время». Хорошо, что в те времена пьянство редко приводило к буйству на борту. Пассажиров в самолете было гораздо меньше, и таких буянов, с какими мы порой сталкиваемся сегодня, почти не существовало. Но выпивший человек все равно как-нибудь, да проявит себя: люди падали в проходах, приставали к стюардессам, громко пели и — конечно же! — их обильно рвало.

Крайний расизм

В 1950-е и 1960-е годы была еще одна неприятная сторона полетов, которую сегодня всячески приукрашивают. «Мне кажется, важно отметить, что в золотую эпоху летали только белые люди», — говорит де Сайон. Это была эпоха расизма, и она в полной мере находила свое отражение на высоте 10 000 метров. Основная причина была чисто экономическая. В 1950-е годы средний доход афроамериканца составлял всего 1 471 доллар в год. Среднестатистический белый получал в два раза больше. А поскольку полеты на самолете были настоящей роскошью, мало кто из расовых меньшинств мог это себе позволить. Если в золотую эпоху воздушных полетов вы видели в аэропорту чернокожего, это наверняка был носильщик, а не пассажир, говорит де Сайон. Даже если вы, принадлежа к расовому меньшинству, могли себе позволить авиабилет, был велик шанс на то, что вам не разрешат лететь в одном самолете с белыми пассажирами. «В 1950-х годах некоторые авиалинии обучали своих операторов на телефонах распознавать голоса афроамериканцев, чтобы сажать их на вполне определенные рейсы, и ни на какие другие, — рассказывает де Сайон. — И лишь в конце 1960-х и в 1970-е годы ситуация начала меняться. Да, это была золотая эпоха авиационных полетов, но это также была очень расистская эпоха».

Плюсы

Нельзя сказать, что от полетов в золотую эпоху складывалось исключительно негативное впечатление. Тогда было много роскоши и удобств, о чем мы сегодня не упомянули. Например, в те времена системы безопасности на авиалиниях просто не было. По сравнению с сегодняшним днем, когда компании рекомендуют прибывать в аэропорт за три часа до вылета, в золотую эпоху требования были весьма необычными и привлекательными: вам гарантировали посадку на рейс, даже если вы объявлялись на регистрации за полчаса до вылета. А на борту у пассажира средних размеров было много места, чтобы вытянуть ноги, причем даже в эконом классе. По словам де Сайона, по размерам бизнес-класс сегодня очень напоминает туристический класс тех времен. Все услуги на борту были бесплатные. А поскольку стюардесс по отношению к числу пассажиров тогда было намного больше, чем сегодня, все ваши потребности (за исключением непристойных) удовлетворялись почти мгновенно. Следует также отметить, что в золотую эпоху авиаперелетов внутреннее убранство самолетов было просто роскошным. Тогда дизайном салонов, униформой стюардесс и даже столовым серебром занимались лучшие в мире дизайнеры. Но несмотря на все это, сегодня найдется мало таких людей, кто предпочел бы летать в 1950-е годы. В лучшем случае, это было похоже на сцену из фильма «Поймай меня, если сможешь». А в худшем — полет в золотую эпоху означал, что вы заплатите кучу денег, чтобы вас заперли в полной дыма и рвотных масс трубе, где единственным развлечением от утомительной скуки могли стать мысли о вполне вероятной смерти в авиакатастрофе. Вот как говорит об этом де Сайон: «Золотая эпоха воздушных путешествий была временем, когда летать могли немногие, а хотело летать чуть-чуть больше».

Поделиться: http://www.inosmi.ru/world/20131210/215544995.html Джон Браунли

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;