Добро пожаловать на крупнейший портал бизнес-авиации
Меню
«Комар», который больно кусался
«Комар», который больно кусался
«Комар», который больно кусался
Ровно 70 лет назад, 30 января 1943 года состоялась один из самых громких боевых вылетов британской авиации против нацисткой Германии. В этот день группа скоростных бомбардировщиков королевских ВВС «Москито» (Mosquito) нанесла бомбовый удар по берлинскому стадиону «Спортпаласт», где с торжественным докладом об успехах немецкой Германии и в четь 10-летия прихода партии национал-социалистов к власти должен был выступать сам министр пропаганды. Выступление Геббельса было отложено на целый час и наглядно показало, что небольшие и быстрые английские бомбардировщики оказались не по зубам лучшим из ассов люфтваффе.

Кого боялся Геббельс

Министр пропаганды и один из вождей Третьего Рейса Геббельс до последних дней войны вёл дневник. После его самоубийства и взятия Берлина этот документ попал в руки союзников и был многократно опубликован. Британский бомбардировщик «Москито» (комар) упоминается там много раз. Из дневников рейхсминистра видно, какое тягостное впечатления на руководство нацисткой Гемании производили эти точечные, но очень болезненный укусы. Дело в том, что, несмотря на очень скромную бомбовую нагрузку, «Москито» (Mosquito) могли прицельно бомбить любую цель рейха в любое время оставаясь практически неуязвимыми для немецкой системы ПВО. Более того, в большинстве случаев атака «Москито» не сопровождались предварительным оповещением населения, что производило на немцев чрезвычайно гнетущее психологическое действие. Небольшую бомбу, сброшенную с «Москито», можно было получить в любой точке рейха и в любой момент без превентивных завываний сирен и призывов пройти в бомбоубежище. Достаточно сказать, что первой версией случившегося после неудачного покушения на Гитлера в июле 1944 года стало предположение, что фюрер пострадал от бомбы, сброшенной с лёгкого британского бомбардировщика. От бомб «Москито» в рейхе был не застрахован никто, включая самых первых лиц. Другой высокопоставленный нацист, заместитель Геринга Минх как-то в частной беседе признался, что больше всего боится, что Англия в своей воздушной войне сделает ставку именно на массовое применение «Москито». Минх был одним из ведущих специалистов Германии по авиационной промышленности и знал, что «Москито» оснащались двигателями с компрессорами наддува, спроектированными для работы на больших высотах. Соответственно, эти британские бомбардировщики имели потолок до 11 000 метров. Их крейсерская скорость на этой высоте составляла 640—675 км/ч. Такие высотно-скоростные характеристики делали их практически недосягаемым для атак даже лучшего из находящихся в то время на вооружении у нацистов перехватчика Messerschmitt Bf.109G-6, а также наземной зенитной артиллерии. Проще говоря, у немцев не было эффективных средств бороться с «Москито».

Фанерный «Стеллс»

Как бы это не звучало странно, но основным материалом для производства этой чудо-машины было дерево. В конструкции самолёта была применена толстая трехслойная фанерная обшивка, укрепленная внутри вставками из ели. Широкое использование древесины позволило достичь достаточно большой прочности при достаточно малом весе конструкции. У деревянного корпуса было ещё одно немалое для бомбардировщика преимущество - немецкие радары были не в состоянии своевременно засекать приближающийся «Москито», так как у этого самолета только двигатели и некоторые элементы управления были сделаны из металла. Изготавливались детали чудо-машины на небольших мебельных фабриках как в Англии, так и в Австралии с Канадой. Запасы древесины в канадских лесах для производства данной модели самолёта проблем с сырьём не сулили. Британские пилоты, имея в виду материал, из которого были изготовлены боевые машины, ласково называли их «мечта термита».

«Неправильный» бомбардировщик

Без сомнения «Москито» - одна из самых эффективных и красивых крылатых машин Второй мировой войны. Однако судьба этого лёгкого бомбардировщика была отнюдь не лёгкой. Довольно долгое время проект «Москито» мало интересовал британских военных и оставался лишь частной разработкой фирмы De Havilland Co. Дело в том, что изготовленный из дерева и почт не имевший собственного защитного вооружения, «Москито» опровергал все существующие расчёты стратегов из штаба Британских королевских воздушных сил, для которых ключевым фактором являлась бомбовая нагрузка и оборонительное вооружение. «Москито» не могли похвастаться ни тем , ни другим. Однако, несмотря на отсутствие такого оборонительного вооружения, потери среди них были одними из самых низких из всех самолётов Второй мировой войны — 16 на 1000 вылетов. Объясняется это очень высокими лётно-техническими характеристиками: скорость и высота полёта делали их малоуязвимыми для германских истребителей и огня зенитной артиллерии. Если же сравнивать «Москито» (Mosquito) с другими машинами по сумме их характеристик, а главное - по эффективности боевого применения, то преимущество «комаров» становилось очевидным. Так, например, если сравнивать «Москито» в другим популярным британским бомбардировщиком, того времени, четырехмоторным «Ланкастером» (Avro 683), то достоинства первого становились видны сразу. «Москито» при бомбардировке района Берлина брал на борт только 50% бомбового веса, по сравнению с «Ланкастером», но его потери в боевых вылетах были в 10 (!) раз меньше. Стоимость производства одного «Москито», была в три раза стоимости Ланкастера, а управлялся «Москито» двумя пилотами («Ланкастер» требовал экипажа из семи человек). И самое главное – «Москито» показывал значительно лучшие показатели точности при дневном бомбометании, и, таким образом, его половинная бомбовая нагрузка причиняла врагу значительно белее тяжёлый урон.

Новая жизнь «Москито»

«Москито», за свою красоту, а также простоту в ремонте и обслуживании продолжают оставаться одной из самых любимых состоятельными коллекционерами крылатых машин времён Второй мировой войны. Так в сентябре 2012 года «Москито» модификации FB.26 был отреставрирован фирмой Avspecs Ltd для его владельца Джерри Ягена (Jerry Yagen). К восторгу многочисленных зрителей машина совершила шесть демонстрационных полётов на одном из новозеландских аэрошоу. Совсем недавно там же, в Новой Зеландии 18 января нынешнего 2013 года в рамках аэрошоу «Крылья над Вайрарапой» (Wings Over Wairarapa) «Москито» появился в сопровождении двух Спидфайеров. Наиболее полная коллекция модификаций «Москито», насчитывающая три полностью восстановленных машины, в настоящее время находится в Центре авиационного наследия в Хавиланде (Havilland Aircraft Heritage Centre) в Англии.

Поделиться: Алексей Марков

Более 140 моделей самолетов и вертолетов бизнес-класса;

Летно-технические характеристики, компоновки салонов, карты дальности полета из Москвы;

Эксклюзивные фото воздушных судов и VIP-интерьеров;

Ориентировочную стоимость авиатехники в 2016-2017 гг;